Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.09.2019 N 33-21513/2019 по делу N 2-1083/2019
Требование: Об обязании обеспечить недостающей техникой, оборудованием и инвентарем.
Обстоятельства: Военный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, ссылается на то, что пожарно-химические станции федерального автономного учреждения не обеспечены необходимой техникой и оборудованием.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.09.2019 N 33-21513/2019 по делу N 2-1083/2019
Требование: Об обязании обеспечить недостающей техникой, оборудованием и инвентарем.
Обстоятельства: Военный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, ссылается на то, что пожарно-химические станции федерального автономного учреждения не обеспечены необходимой техникой и оборудованием.
Решение: Требование удовлетворено.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2019 г. N 33-21513/2019
Судья: Матусяк Т.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего Осининой Н.А.,
Судей Овчинниковой Л.Д., Игнатьевой О.С.
При секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июня 2019 года по гражданскому делу N 2-1083/2019 по иску Военного прокурора Выборгского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", Министерству обороны Российской Федерации об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., выслушав объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" Н., возражения Военного прокурора Выборгского гарнизона - Ю., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Военный прокурор Выборгского гарнизона, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", Министерству обороны Российской Федерации, в котором просил обязать ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", а также Министерство обороны Российской Федерации обеспечить Морозовский филиал ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России недостающей техникой, оборудованием и инвентарем, а именно:
- легковой автомобиль (повышенной проходимости) - 3 ед.;
- армейский автомобиль многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 6 т) - 2 ед.;
- армейский автомобиль многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 1 т) - 1 ед.;
- бульдозер на тракторе до 10 тс. - 1 ед.;
- экскаватор 0,15-,025 куб. м пневмоколесный, тракторный - 1 ед.;
- неполноприводный автомобиль - автопоезд (под перевозку техники массой до 30 т) - 2 ед.;
- емкость для воды - 2 шт.;
- радиостанция стационарная (типа Р-168-100К) с выносной (наружной) антенной - 2 шт.;
- радиостанция возимая КВ-диапазона (1,5-3,0 МГц) (на всех лесопожарных и патрульных средствах передвижения) - 16 шт.;
- радиостанция носимая (типа Р-168-0,5У) - 16 шт.;
- звуковещательное устройство (передвижное или переносное) - 3 шт.;
- головка соединительная напорная (рукавная), головка переходная напорная, развертывание трехходовое, развертывание двухходовое - 39 шт.;
- пила поперечная - 20 шт.;
- набор аптечки, разработанной для "Авиалесохраны" - 12 шт.;
- индивидуальный перевязочный пакет - 15 шт.;
- термос 10-15 л - 3 шт.;
- бинокль полевой - 3 шт.;
- компас Адрианова - 4 шт.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что оснащение пожарно-химических станций - II Холмское и Боровское Морозовского филиала ФГАУ "Управление лесного хозяйства" МО РФ не соответствует Норме обеспечения пожарно-химических станций филиалов федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации техникой, оборудование, инвентарем и материалами, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 24.12.2016 года N 85.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июня 2019 года исковые требования, заявленные к Министерству обороны Российской Федерации удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации выражает несогласие с постановленным решением, полагает его незаконным и необоснованным.
Представители третьего лица Морозовский филиал ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям
ст. 113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представили.
В соответствии с
ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или если суд признает причины их неявки неуважительными, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Федеральный
закон от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 года N 200-ФЗ установлено, что леса подлежат охране от пожаров.
В силу
п. 1,
5 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 года N 200-ФЗ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417 (ред. от 17.04.2019) утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 3,
4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417 установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в
пункте 3 настоящих Правил, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с
Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил РФ, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Для реализации указанных полномочий в целях защиты, воспроизводства, охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах и землях Министерства обороны) Министерством обороны РФ создано ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны РФ (ФГАУ "Оборонлес" МО РФ).
Холмская и Боровская пожарно-химические станции II типа являются структурными подразделениями Морозовского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России.
Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 года N 167 "Об утверждении положения о пожарно-химических станциях" установлено, что пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
ПХС формируются в соответствии с требованиями
статей 83,
92 -
94,
96,
97,
100 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным
законом "О пожарной безопасности",
Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.93 N 886 на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения.
По целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС.
ПХС-2 (второго типа) организуется, в основном, в центральных усадьбах лесхозов (национальных парков, государственных природных заповедников), леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию до четырех одновременно действующих пожаров в день, участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся пожаров на обслуживаемой территории, оснащается более разнообразной и в большем количестве, чем ПХС-1, специализированной лесопожарной техникой, средствами пожаротушения, транспорта, связи, инвентарем и прочим имуществом. На нее возлагается также проведение предупредительных мероприятий, агитационно-разъяснительной работы среди населения. Команда ПХС-2 организуется как постоянное или сезонное формирование.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.02.2016 года N 85 утверждена и введена в действие с 01.03.2016 года норма обеспечения пожарно-химических станций филиалов федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации техникой, оборудование, инвентарем и материалами.
В соответствии с нормой обеспечения пожарно-химических станций филиалов федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации техникой, оборудование, инвентарем и материалами, пожарно-химическая станция II типа должна быть обеспечена: пожарным автомобилем (2 ед.), легковым автомобилем (повышенной проходимости (2 ед.), армейским автомобилем многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 6 т) (2 ед.), армейским автомобилем многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 1 т) (1 ед.), мотовездеходом (1 ед.), емкостью для воды (2 шт.)., бульдозером на тракторе (1 ед.), экскаватор (1 ед.)., трактором для буксировки техники (1-2 ед.), неполноприводным грузовым автомобилем-автопоездом (1 ед.). радиостанцией стационарной (типа Р-168-100К) с выносной (наружной) антенной (1 шт.), радиостанцией возимой КВ-диапазона (1,5-3,0 МГц) (на всех лесопожарных и патрульных средствах передвижения) (8 шт.), радиостанцией носимой (типа Р-168-0,5У) (8 шт.), звуковещательным устройством (передвижное или переносное) (2 шт.), головкой соединительной напорной (рукавная), головкой переходной напорной, развертывание трехходовое, развертывание двухходовое (20 шт.), пилой поперечной (10 шт.), набором аптечки, разработанной для "Авиалесохраны" (6 шт.), индивидуальным перевязочным пакетом (10 шт.), термосом 10-15 л (3 шт.), биноклем полевым (3 шт.), компасом А. (4 шт.).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, на территории Выборгского и Приозерского районов Ленинградской области расположены Холмская и Боровская пожарно-химическая станция II типа Морозовского филиала ФГАУ "Оборонлес" Министерства обороны Российской Федерации.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что оснащение пожарно-химических станций - II Холмское и Боровское Морозовского филиала ФГАУ "Управление лесного хозяйства" МО РФ не соответствует норме обеспечения пожарно-химических станций филиалов федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации техникой, оборудованием, инвентарем и материалами, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 24.12.2016 года N 85, в частности указанные ПХС не оснащены следующими техникой, оборудованием, инвентарем и материалами:
- легковой автомобиль (повышенной проходимости) - 3 ед.;
- армейский автомобиль многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 6 т) - 2 ед.;
- армейский автомобиль многоцелевого назначения (бортовой, грузоподъемностью до 1 т) - 1 ед.;
- бульдозер на тракторе до 10 тс. - 1 ед.;
- экскаватор 0,15-,025 куб. м пневмоколесный, тракторный - 1 ед.;
- неполноприводный автомобиль - автопоезд (под перевозку техники массой до 30 т) - 2 ед.;
- емкость для воды - 2 шт.;
- радиостанция стационарная (типа Р-168-100К) с выносной (наружной) антенной - 2 шт.;
- радиостанция возимая КВ-диапазона (1,5-3,0 МГц) (на всех лесопожарных и патрульных средствах передвижения) - 16 шт.;
- радиостанция носимая (типа Р-168-0,5У) - 16 шт.;
- звуковещательное устройство (передвижное или переносное) - 3 шт.;
- головка соединительная напорная (рукавная), головка переходная напорная, развертывание трехходовое, развертывание двухходовое - 39 шт.;
- пила поперечная - 20 шт.;
- набор аптечки, разработанной для "Авиалесохраны" - 12 шт.;
- индивидуальный перевязочный пакет - 15 шт.;
- термос 10-15 л - 3 шт.;
- бинокль полевой - 3 шт.;
- компас Адрианова - 4 шт.
Доказательств устранения выявленных нарушений суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований с возложением обязанности обеспечить Морозовский филиал ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России недостающей техникой, оборудованием и инвентарем на Министерство обороны Российской Федерации, поскольку невыполнение Министерством обороны РФ, осуществляющим правомочия собственника имущества Вооруженных Сил РФ и являющимся главным распорядителем бюджетных средств в названной сфере, требований по укомплектованию пожарно-химической станции необходимым оборудованием, имуществом и материалами создает угрозу распространения лесных пожаров, опасность уничтожения лесного фонда, животного мира, угрозу близлежащим населенным пунктам и их населению, имуществу.
Однако из перечня имущества укомплектования пожарно-технических станций II типа суд исключил пилу поперечную в количестве 20 штук, поскольку на нее выдан наряд N 3153 управления инженерных войск западного военного округа от 30.04.2019.
Изложенные выводы суда следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами
ст. 67 ГПК РФ, при этом мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в обжалуемом решении. Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе Минобороны РФ указывает, что заявленные истцом требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства в связи с чем производство по настоящему делу должно было быть прекращено, поскольку истец, по сути, оспаривает бездействие ответчиков по укомплектованию пожарно-химических станций необходимым оборудованием, имуществом и материалами.
Согласно
ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ настоящий
Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Вместе с тем, заявленные истцом требования не связаны с установлением соответствия действий (бездействия) ответчиков требованиям законодательства, в связи с чем они подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Данный довод ответчиков основан на неправильном понимании норм процессуального права, в связи с чем он подлежит отклонению.
Не влияет на правильность выводов суда доводы ответчика о том, что при разрешении заявленных требований суду надлежало учесть, что защита интересов неопределенного круга лиц не должна нарушать баланс их интересов и интересов Министерства обороны РФ, не влечь для него дополнительных (внеплановых) финансовых затрат.
Исковые требования военного прокурора направлены на защиту конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. В этой связи само по себе отсутствие достаточного финансирования не может являться основанием для освобождения от обязанности соблюдения конституционных прав граждан. Судебная коллегия также принимает во внимание, что нормы обеспечения необходимым оборудованием вышеуказанной пожарно-химической станции установлены Министром обороны РФ.
При таких обстоятельствах данный довод отклоняется как не основанный на нормах права.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вместе с тем, в нарушение положений
ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в решении суда не установлен срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в
п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (
ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Поскольку необходимость установления судом срока для исполнения ответчиком возложенной обязанности прямо предусмотрена
ст. 206 ГПК РФ, судебная коллегия полагает необходимым установить такой срок.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику в целях оснащения пожарно-химических станций необходимым оборудованием, имуществом и материалами, судебная коллегия находит разумным установить срок для исполнения решения до 31.01.2020.
Судебная коллегия с учетом представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств дела находит указанный срок достаточным для совершения всех действий, связанных с осуществлением мероприятий, необходимых для исполнения решения суда.
В случае, если в указанный срок решение ответчиком не сможет быть исполнено, при наличии к тому оснований ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке
статьи 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июня 2019 года изменить, дополнив резолютивную часть решения указанием на обязание Министерства обороны Российской Федерации обеспечить Морозовский филиал ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России недостающей техникой, оборудованием и инвентарем в срок до 31.01.2020.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.