Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28.09.2016 N 33-17984/2016 по делу N 2-1347/2016
Требование: Об обязании поставить на учет по получению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и предоставить выплату.
Обстоятельства: Военнослужащий, уволенный со службы по достижении предельного возраста, с заявлением о постановке на специальный учет не обращался, необходимые документы не представлял.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28.09.2016 N 33-17984/2016 по делу N 2-1347/2016
Требование: Об обязании поставить на учет по получению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и предоставить выплату.
Обстоятельства: Военнослужащий, уволенный со службы по достижении предельного возраста, с заявлением о постановке на специальный учет не обращался, необходимые документы не представлял.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. N 33-17984/2016
Судья: Бучнева О.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Александровой Ю.К.
судей Грибиненко Н.Н., Параевой В.С.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Г. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 1 июня 2016 года по гражданскому делу N 2-1347/16 по иску Г. к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга об обязании поставить на учет по получению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, предоставлении выплаты.
Заслушав доклад судьи Александровой Ю.К., объяснения представителя истца - К., действующей на основании доверенности от <дата> сроком на два года и ордера, представителя ответчика Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга - И., действующей на основании доверенности от <дата> сроком по <дата>, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Г. обратился в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с исковыми требованиями к Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга об обязании поставить на учет по получению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, предоставлении выплаты.
В обоснование заявленных требований истец указал, что <дата> уволен из Управления Государственной противопожарной службы N ... Главного Управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел России (далее - УГПС N 50 ГУ ГПС МВД России) по достижении предельного возраста; истец состоит на учете по улучшению жилищных условий, однако после выхода на пенсию в течение длительного времени не может улучшить жилищные условия, тогда как на него распространяются положения законодательства о военнослужащих об обеспечении жилыми помещениями.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, настаивая на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, Г. просил обязать ответчиков поставить его на учет по получению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, предоставить выплату.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 1 июня 2016 года в удовлетворении заявленных Г. требований отказано.
В апелляционной жалобе Г. ставит вопрос об отмене постановленного судом решения, считая его незаконным и необоснованным, просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме, указывая в жалобе на нарушение судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения норм материального права:
пункт 2.1 статьи 15 и
статью 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих",
подпункт "а" пункта 5 Правил от 21 марта 2006 года N 153, а также на неисследованность судом фактических обстоятельств дела, в частности того обстоятельства, что ответчики на протяжении длительного времени скрывали от истца его право на получение жилищного сертификата или отдельной квартиры.
Представитель истца - К., действующая на основании доверенности и ордера, в заседание судебной коллегии явилась, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, настаивала на ее удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга - И., действующая на основании доверенности, в заседание судебной коллегии явилась, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
Ответчик Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга, третье лицо, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д. 78-81), в заседание судебной коллегии не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили, не просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, в связи с чем на основании
статей 167 и
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассматривать дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с
пунктами 1,
2,
3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение должно быть законным и обоснованным (
часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
часть 1 статьи 1,
часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемое решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 1 июня 2016 года соответствует.
Разрешая по существу заявленные Г. требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
статей 15,
15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", положениями
Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", оценив представленные доказательства по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отказе в их удовлетворении ввиду их незаконности и необоснованности, указав при этом на установленный факт того, что с 1988 года семьи истца состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не в порядке, установленном вышеназванным
Постановлением Правительства Российской Федерации, а также на то, что в установленном порядке с заявлением с приложением необходимых документов для постановки на специальный учет истец не обращался.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с указанным выводом Ленинского районного суда Санкт-Петербурга по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, а сторонами не оспаривается, что в период с <дата> по <дата> Г. проходил службу в Управлении пожарной охраны N... ГУПО МВД ССР, откуда уволен по достижении предельного возраста.
Как указывалось ранее, обращаясь с настоящим иском, Г. указал, что состоит на учете по улучшению жилищных условий, однако после выхода на пенсию в течение длительного времени не может улучшить жилищные условия, тогда как на него распространяются положения законодательства о военнослужащих об обеспечении жилыми помещениями.
Вместе с тем, судебная коллегия не усматривает оснований для несогласия с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Г. требований.
Так, обеспечение права каждого на жилище (
статья 40, часть 1 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (
статья 7 Конституции Российской Федерации).
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (
статья 25 Всеобщей декларации прав человека,
статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы,
Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (
статья 40, части 2 и
3). Это означает, что федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу
статей 32 (часть 4),
37 (часть 1) и
59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее
статьями 71 (пункт "м"),
72 (пункт "б" части 1) и
114 (пункты "д",
"е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции; этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Федеральный
закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в
Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Согласно
статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
(абзац первый пункта 1); при этом обеспечение жилыми помещениями граждан, которые, прослужив 10 лет и более, были уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и не имеют жилища либо нуждаются в улучшении жилищных условий, осуществляется, по общему правилу, федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими организацию и несение военной службы, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов
(абзац первый пункта 14).
Тем из уволенных с военной службы граждан, кто был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, Федеральный
закон "О статусе военнослужащих" предоставляет возможность выбора одной из трех форм обеспечения жильем: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (
абзацы первый -
четвертый пункта 2.1 статьи 15).
Введение федеральным законодателем такого условия возникновения у уволенных с военной службы граждан права на обеспечение жильем в одной из указанных форм, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, само по себе не может считаться нарушением конституционных прав и свобод.
Соответственно, сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями
пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" форм по его выбору.
В соответствии с
пунктом 6 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в редакции, действовавшей во время возникновения спорных правоотношений, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей подлежали обеспечению органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Таким образом, реализация права на обеспечение жилым помещением зависела от воли данного лица - подачи соответствующего заявления в органы исполнительной власти для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 6 сентября 1998 года утверждены
Правила о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Данными
Правилами установлен единый порядок постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно Правилам (
пункты 12,
13,
16) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете. При этом для постановки военнослужащий подает соответствующий рапорт о постановке либо с просьбой ходатайствовать о постановке на учет.
В соответствии со
статьей 6 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам пожарной службы и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным
кодексом Российской Федерации
(пункт 1).
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в
части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со
статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В соответствии с
пунктами 4,
5 указанных Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы, указанные в
пункте 5 Правил. Копии документов, указанные в
пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
На основании заявления и документов, указанных в
пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца.
Таким образом, анализ законодательства, регулирующего спорные правоотношения, действовавшего как на период увольнения истца со службы, так и на момент его обращения в суд, позволяет сделать вывод, что необходимым условием реализации указанного права на обеспечение жилым помещением является признание данного гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий специальный учет. При этом данные действия имеют заявительный характер и именно гражданин выбирает форму обеспечения жильем.
Вместе с тем, судом установлено, истцом подтверждено, что с заявлением о постановке на соответствующий специальный учет Г. не обращался, соответствующие документы не представлял.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных Г. требований.
Нормы материального права, при вынесении обжалуемого решения, судом первой инстанции не нарушены.
Доводы жалобы о том, что истцу не было известно о необходимости обратиться с заявлением о постановке на специальный учет, а ответчиками на протяжении длительного времени скрывался факт наличия у истца права на получение жилищного сертификата или отдельной квартиры, подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку указанное обстоятельство не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как в соответствии со
статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные Г. требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Г., которая не содержит предусмотренных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
определила:
решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 1 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.