Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 01.10.2014 N 33-13877/2014 по делу N 2-1087/2014
Требование: Об оспаривании решения уполномоченного органа об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить истца и членов его семьи на учет для получения субсидии на приобретение жилья.
Решение: Требования удовлетворены, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по мотиву увольнения заявителя с таможенной службы по выслуге лет на момент рассмотрения данного вопроса.


Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 01.10.2014 N 33-13877/2014 по делу N 2-1087/2014
Требование: Об оспаривании решения уполномоченного органа об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить истца и членов его семьи на учет для получения субсидии на приобретение жилья.
Решение: Требования удовлетворены, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по мотиву увольнения заявителя с таможенной службы по выслуге лет на момент рассмотрения данного вопроса.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2014 г. N 33-13877/2014
Судья: Реутская О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бутковой Н.А.
судей Селезневой Е.Н., Белоногого А.В.,
при секретаре У.
рассмотрела в судебном заседании 01 октября 2014 года дело N 2-1087/14 по апелляционной жалобе Северо-Западного таможенного управления на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 июня 2014 года по заявлению Б.В. об оспаривании решения Северо-Западного таможенного управления об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителей заявителя, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Б.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение комиссии Северо-Западного таможенного управления об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от <дата> г.; обязать Северо-Западное таможенное управление поставить Б.В. и членов его семьи (Б.И., Б.А., Б.Ф.) на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с учетом даты подачи заявления <дата>; признать незаконными требования Северо-Западного таможенного управления об освобождении Б.В. и членами его семьи жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что проходил таможенную службу в Северо-Западном таможенном управлении. <дата> подал заявление о постановке его и членов его семьи на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. <дата> он был уволен со службы в таможенных органах с календарной выслугой в <...>, общей - <...>. Письмом Северо-Западного таможенного управления от <дата> ему отказано в постановке на учет с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья на основании ч. 1 ст. 1, ч. 7 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Полагает заявленные в отказе основания не относимыми к рассматриваемым правоотношениям, поскольку СЗТУ отказывает в постановке на соответствующий учет лишь по тому мотиву, что он и его семья на данном учете не состоят. Кроме того, письмами СЗТУ от <дата> и <дата> он был проинформирован о необходимости освобождения занимаемого жилого помещения, с чем также высказывает несогласие, ссылаясь на то, что имел право на получение служебного жилья еще до перевода на должность сотрудника Северо-Западного таможенного управления.
Определением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 02.06.2014 г. требования Б.В. о признании незаконным требования Северо-Западного таможенного управления об освобождении жилого помещения по адресу: <адрес>, оставлены без рассмотрения.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 02.07.2014 г. признано незаконным и отменено решение комиссии Северо-Западного таможенного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в таможенных органах Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, зафиксированное в пункте 1.1. протокола N <...> от <дата> об отказе Б.В. в постановке на учет с целью получения единовременной социальной выплаты; на комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Б.В. от <дата> на основании предоставленных документов, с учетом жилищных прав членов семьи.
В апелляционной жалобе представителем СЗТУ ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд при разрешении дела применил нормы материального права не подлежащие применению, нарушил процессуальный закон.
Выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Б.В. проходил службу в таможенных органах с <дата> г., уволен с <дата> на основании приказа ФТС от <дата> N <...>, выслуга в календарном исчислении составляет <...>.
Заявитель проживает в служебной квартире по адресу: <адрес>, предоставленной ему и членам его семьи на основании договора найма жилого помещения от <дата> N <...>, заключенного с СЗТУ.
<дата> Б.В. подано и принято к рассмотрению комиссией СЗТУ по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременной социальной выплаты заявление о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Решением комиссии от <дата> в постановке на соответствующий учет заявителю отказано со ссылкой на ч. 1 ст. 1, ч. 7 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Основанием к принятию данного решения явилось то обстоятельство, что Б.В. на момент рассмотрения комиссией вопроса не являлся сотрудником таможенной службы.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" и Правилами предоставления федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63, и исходил из того, что оснований для отказа в постановке на учет по мотиву увольнения заявителя с таможенной службы на момент рассмотрения данного вопроса на заседании комиссии, действующее законодательство не содержит.
В то же время, суд не учел, что должность заместителя начальника СЗТУ - начальника службы федеральных таможенных доходов, которую занимал заявитель - генерал-майор таможенной службы Б.В., не относится к должностям государственной гражданской службы, урегулированной ФЗ "О государственной гражданской службе". Правовой же статус сотрудника таможенной службы, кем являлся заявитель в период службы, определен в ФЗ "О службе в таможенных органах РФ". Основания и порядок предоставления сотруднику таможенного органа единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения регламентированы ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от <дата> N <...> "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ", которыми и надлежало руководствоваться суду при разрешении настоящего дела.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о применении судом закона, не подлежащего применению, следует признать состоятельным. В то же время, допущенное судом нарушение не повлияло на правильность выводов по существу рассмотрения дела в связи со следующим.
В силу п. 1 ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно части 7 названной статьи право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 4 Закона).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 также предписано поименованным органам исполнительной власти утвердить в трехмесячный срок порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Приказом ФТС России от 18.06.2013 N 1111 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" предписано создать в ФТС России, региональных таможенных управлениях и таможнях комиссию ФТС России, комиссию регионального таможенного управления, комиссию таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (п. 2).
Начальникам региональных таможенных управлений, таможен в пятнадцатидневный срок со дня вступления в силу настоящего приказа предписано утвердить состав Комиссий и организовать их работу в соответствии с настоящим приказом (п. 3).
В Северо-Западном таможенном управлении такая комиссия создана приказом врио начальника Северо-Западного таможенного управления от 20.09.2013 г. N <...>.
Согласно пункту 7 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 3 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Как усматривается из обжалуемого отказа в постановке на учет и объяснений представителя СЗТУ, которые им последовательно давались в суде первой и апелляционной инстанций, основанием для отказа в постановке на учет заявителя явилось его увольнение с таможенной службы <дата> по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. При этом, представленные заявителем документы, подтверждающие право состоять на соответствующем учете, комиссией не рассматривались.
В то же время, такое основание для отказа в постановке на учет в ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлении Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ" не поименовано и из их содержания не следует.
Так, согласно ст. 1 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данный Закон регулирует отношения, в том числе связанные с обеспечением жилыми помещениями и сотрудников, уволенных со службы, и членов их семей.
Согласно 21 Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФТС России от 18.06.2013 N 1111, при решении вопроса о постановке сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты Комиссия на основании документов, представленных сотрудником, членами семей и гражданином, уволенным со службы в таможенных органах, проверяет наличие условий, необходимых для их постановки на учет, наличие установленной Правилами общей продолжительности государственной службы и наличие в письмах соответствующих государственных органов и учреждений информации о том, что сотрудник, члены семей и гражданин, уволенный со службы в таможенных органах, не получал единовременную социальную выплату.
Комиссия рассматривает заявление и документы на заседании Комиссии и принимает в трехмесячный срок со дня подачи сотрудником, членами семей и гражданином, уволенным со службы в таможенных органах, заявления решение об их постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты или об отказе в постановке на учет с указанием в протоколе заседания Комиссии оснований принятых решений (п. 22).
В случае принятия решения о постановке сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты сведения о них заносятся в Книгу учета (п. 23).
Таким образом, ни закон, на который сослалось СЗТУ при отказе в постановке на учет заявителя, ни подзаконные акты, регулирующие вопрос постановки на учет сотрудников таможенных органов с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья, не содержат указаний на невозможность разрешения по существу заявления сотрудника СЗТУ о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в случае его увольнения с таможенной службы по выслуге лет на дату рассмотрения вопроса комиссией. Напротив, положения Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФТС России от 18.06.2013 N 1111, которыми обязана руководствоваться комиссия СЗТУ при разрешения вопросов о постановке на учет, прямо предписывают рассматривать заявления таких граждан по существу и принимать по ним решения с учетом представленных документов и результатов проведенной проверки.
Иной подход к разрешению данного вопроса предопределял бы недопустимую дифференциацию, осуществляемую лишь с учетом даты разрешения заявления сотрудника комиссией по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и увольнения сотрудника, подавшего заявление, с таможенной службы. В результате те из сотрудников, кто подал заявление о постановке на соответствующих учет до увольнения со службы в таможенных органов, но был уволен до разрешения заявления комиссией, фактически лишаются возможности получения единовременной социальной выплаты в порядке, определяемом ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ", притом что они подали заявление до даты своего увольнения по выслуге лет и, следовательно, относились к той же категории сотрудников, которые имели право претендовать на данную выплату, что - в нарушение конституционного принципа равенства, приводит к необоснованным различиям в объеме их прав как граждан, относящихся к одной категории, и к недопустимому ограничению их права на жилищное обеспечение.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от <дата> N 25-П "По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в связи с жалобой гражданина Т."), любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Судебная коллегия также учитывает, что до создания комиссии Северо-Западного таможенного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов РФ приказом врио начальника Северо-Западного таможенного управления от <дата> N <...> заявитель не имел объективной возможности подать соответствующее заявление на рассмотрение данной комиссии и тем самым реализовать свое право на получение единовременной выплаты. Заявление Б.В. с пакетом документов, как следует из протокола заседания комиссии Северо-Западного таможенного управления N <...> от <дата>, было подано непосредственно после издания данного приказа - <дата>. Срок разрешения данного заявления комиссией не зависел от воли заявителя. Увольнение его со службы по выслуге лет до вынесения комиссией решения по данному заявлению не может быть поставлено заявителю в вину и влечь неблагоприятные последствия в виде отказа в постановке на учет исключительно в связи с реализацией им права на увольнение со службы, без исследования комиссией иных обстоятельств, связанных с правом заявителя состоять на данном виде учета.
При таких обстоятельствах, несмотря на неправильное применение при рассмотрении дела судом норм материального права, вывод суда первой инстанции о незаконности решения комиссии Северо-Западного таможенного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в таможенных органах Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, зафиксированное в пункте 1.1. протокола N <...> от <дата> об отказе Б.В. в постановке на учет с целью получения единовременной социальной выплаты по существу является верным и отмене не подлежит, поскольку в силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
В качестве способа устранения допущенного нарушения прав и свобод заявителя, суд первой инстанции обоснованно обязал комиссию повторно рассмотреть заявление Б.В. на основании представленных документов, с учетом жилищных прав членов семьи заявителя, поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается протоколом заседания комиссии Северо-Западного таможенного управления N <...> от <дата>, представленные заявителем документы на заседании комиссии не исследовались, вопрос о постановке на учет по существу разрешен не был.
Не может являться основанием для отмены решения суда и довод апелляционной жалобы о несогласии с оставлением без рассмотрения заявления Б.В. в части признания незаконным требований СЗТУ об освобождении служебного жилого помещения, поскольку определение суда от <дата> г., которым данные требования оставлены без рассмотрения, участниками процесса не обжалуется. В обжалуемом решении суда суждение по данному вопросу, подлежащее проверке судом апелляционной инстанции, отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 02 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.