Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.10.2019 N 33-24393/2019 по делу N 2-4862/2019
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О взыскании задолженности по выплате пособия.
Обстоятельства: Заявитель указывает, что имеет право на выплату единовременного пособия в связи со смертью супруга, умершего из-за заболевания, полученного в период службы.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.10.2019 N 33-24393/2019 по делу N 2-4862/2019
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О взыскании задолженности по выплате пособия.
Обстоятельства: Заявитель указывает, что имеет право на выплату единовременного пособия в связи со смертью супруга, умершего из-за заболевания, полученного в период службы.
Решение: Удовлетворено.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2019 г. N 33-24393/2019
Судья: Васильева И.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ягубкиной О.В.
судей Козловой Н.И., Кордюковой Г.Л.
с участием прокурора Турченюк В.С.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 октября 2019 года апелляционную жалобу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июля 2019 года по гражданскому делу N 2-4862/2019 по иску Н.О., действующего за себя и несовершеннолетних Н.А., Н.А. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании единовременного пособия.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В., выслушав объяснения представителя ответчика Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Н.О. - С., заключение прокурора Турченюк В.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Н.О., действующий, в том числе в интересах несовершеннолетних Н.А., Н.А., обратился в суд с иском к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в котором, с учетом уточненных требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил взыскать с ответчика единовременное пособие в размере по 1 231 78 рублей 77 копеек в пользу каждого из истцов. Требования мотивировал тем, что является супругом Н.И.В., которая проходила службу в ФГКУ "14 отряд Федеральной противопожарной службы по г. Санкт-Петербургу" в должности младшего инспектора отдела профилактики пожаров 79 пожарно-спасательной части. 31.08.2017 Н.И.В. умерла, согласно заключению военно-врачебной комиссии ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М.Никифорова" от 25.07.2017 N 33 в связи с имеющимися <...> заболеваниями Н.И.В. признана не годной к военной службе, заболевание получено в период военной службы. Приказом начальника Н.И.В. уволена из ГПС МЧС России с 17.08.2017. В выплате единовременного пособия в связи со смертью Н.И.В. истцу отказано, поскольку не подтверждена причинно-следственная связь онкологического заболевания с исполнением служебных обязанностей, а также непредставлением копии заключения эксперта о результатах судебно-медицинской экспертизы и исследования трупа.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июля 2019 года с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу Н.О., Н.А., Н.А. взыскано единовременное пособие в размере по 1 231 784 рубля 77 копеек в пользу каждого.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Н.И.В. по 17.08.2017 проходила службу в ФГКУ "14 отряд Федеральной противопожарной службы по г. Санкт-Петербургу" на должности младшего инспектора отдела профилактики пожаров 79 пожарно-спасательной части.
В соответствии со свидетельством о болезни N... по результатам освидетельствования Н.И.В., выполненного 25.07.2017 госпитальной военно-врачебной комиссией, у Н.И.В. установлена <...>. Состояние после <...>.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии N... от 25.07.2017 в связи с имеющимся <...> заболеванием Н.В. признана не годной к военной службе (категория Д), заболевание получено в период военной службы.
На основании приказа начальника ФГКУ "14 отряд Федеральной противопожарной службы по г. Санкт-Петербургу" N...-НС от 14.08.2017 Н.И.В. с 17.08.2017 уволена со службы в связи болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии и негодности к службе в федеральной противопожарной службе.
31.08.2017 Н.И.В. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти N...
Согласно справке о смерти Н.И.В. причина смерти: <...>.
18.06.2018 ФГКУ "14 отряд Федеральной противопожарной службы по г. Санкт-Петербургу" проведена служебная проверка по факту смерти прапорщика внутренней службы Н.И.В. по результатам которой начальником ФГКУ "14 отряд Федеральной противопожарной службы по г. Санкт-Петербургу" утверждено заключение, согласно которому установлено, что смерть Н.И.В. наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы.
Н.О. на момент смерти Н.И.В. являлся ее супругом, состоял с последней в зарегистрированном браке. От брака имеются несовершеннолетние дети: Н.А., <...> года рождения, Н.А., <...> года рождения.
Разрешая спор, оценив в совокупности собранные по делу доказательства с учетом положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что смерть Н.И.В. наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 12 указанного Федерального закона установлены страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе выплата единовременного пособия.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.
Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, считаются: 1) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти); 2) родители погибшего (умершего); несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; 3) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в том числе в ч. 2 названной статьи определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Приказом МЧС России от 23 апреля 2013 года N 280 утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей.
В соответствии с п. п. "д", "е" ч. 1 ст. 27 названных Правил для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае смерти гражданина Российской Федерации (смерти работника до истечения одного года со дня увольнения) на рассмотрение комиссии руководителями территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России предоставляются, в том числе следующие документы: для сотрудников - копия заключения ВВК Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова МЧС России" о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья либо заболевания, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС, вынесенного в формулировке "военная травма" либо "заболевание получено в период службы", приведших к гибели (смерти) гражданина Российской Федерации, а также копия заключения медико-социальной экспертизы об установлении группы инвалидности и ее причине; для работников - копия заключения МСЭ об установлении группы инвалидности и ее причине; копия заключения эксперта о результатах судебно-медицинской экспертизы и исследования трупа (копия протокола патолого-анатомического вскрытия).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 83 Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт подлежит расторжению, а сотрудник федеральной противопожарной службы увольнению со службы в федеральной противопожарной службе, в том числе, в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе.
Таким образом, одним из обязательных оснований для выплаты единовременного пособия в связи со смертью бывших сотрудников противопожарной службы является их увольнение со службы по состоянию здоровья (по болезни или ограниченному состоянию здоровья), исключающему возможность дальнейшего прохождения службы.
Основания, обусловливающие вынесение военно-врачебной комиссией заключения о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий) и заболеваний с прохождением военной службы, приведены в п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565) (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).
Так, согласно подп. "а" п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если увечье, заболевание получены освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
По смыслу подп. "б" п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением освидетельствуемым обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует или если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Военно-врачебная экспертиза проводится, в том числе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы Российской Федерации, в целях определения годности сотрудников к службе, приравненной к военной службе (п. 1 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Приказом МЧС России от 30.08.2018 N 356 утверждены Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, перечнях дополнительных обязательных диагностических исследований, проводимых до начала медицинского освидетельствования граждан, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, порядке проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования по результатам независимой военно-врачебной экспертизы и формах документации, необходимых для деятельности военно-врачебных комиссий в системе МЧС России.
В приложении N... названных требований предусмотрены следующие категории годности к годности к службе в ФПС ГПС: А - годен к службе в ФПС ГПС; Б - годен к службе в ФПС ГПС с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к службе в ФПС ГПС; Г - временно не годен к службе в ФПС ГПС; Д - не годен к службе в ФПС ГПС.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ установлена социальная гарантия для членов семьи бывшего сотрудника, в частности противопожарной службы, умершего в течение одного года после увольнения со службы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы, в виде выплаты единовременного пособия в размере трех миллионов рублей в равных долях (п. 2 ч. 2 ст. 12 названного Закона).
Обязательными условиями для приобретения членами семьи бывшего сотрудника Государственной противопожарной службы права на выплату единовременного пособия в таком случае являются: 1) наступление смерти бывшего сотрудника Государственной противопожарной службы в течение одного года после увольнения со службы; 2) наступление смерти бывшего сотрудника Государственной противопожарной службы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, или вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы; 3) повлекшие смерть бывшего сотрудника Государственной противопожарной службы увечье или иное повреждение здоровья, полученные в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболевание, полученное в период прохождения службы, исключали возможность дальнейшего прохождения этим сотрудником службы.
Невозможность дальнейшего прохождения сотрудником по состоянию здоровья службы определяется военно-врачебной экспертизой путем установления такому сотруднику категории годности к службе "Д - не годен к Государственной противопожарной службе".
Таким образом, право на получение членами семьи бывшего сотрудника Государственной противопожарной службы единовременного пособия возникает в случае наступления смерти такого сотрудника в течение одного года после увольнения со службы как по причине увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, так и по причине заболевания, полученного в период прохождения службы, если эти увечье и заболевание исключали для названного сотрудника возможность дальнейшего прохождения службы.
При этом заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи заболевания в формулировке "заболевание получено в период военной службы" и категории годности к службе "Д - не годен к Государственной противопожарной службе" является достаточным для решения вопроса о выплате единовременного пособия членам семьи умершего бывшего сотрудника Государственной противопожарной службы. В таком случае определять наличие причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы, с выполнением им служебных обязанностей согласно нормативным правовым актам, регламентирующим условия и порядок выплаты названного единовременного пособия, не требуется.
Доводы апелляционной жалобы об обязательном наличии заключения эксперта о результатах судебно-медицинской экспертизы и исследовании трупа являются несостоятельными.
Согласно справке о смерти Н.И.В. причина смерти: <...>.
Так, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2013 N 354н "О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий" патолого-анатомическое вскрытие при отсутствии подозрений на насильственную смерть и в случае прижизненной гистологической верификации <...> заболевания не производится.
При таких обстоятельствах, разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о взыскании в пользу истцов единовременного пособия.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - без удовлетворения.