Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Псковского областного суда от 09.12.2014 по делу N 33-1883
Требование: Об оспаривании решения органа государственной власти.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что имеет стаж службы свыше 14 лет и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение: Исковое требование удовлетворено, так как истцом были представлены все необходимые документы для принятия на учет.
Апелляционное определение Псковского областного суда от 09.12.2014 по делу N 33-1883
Требование: Об оспаривании решения органа государственной власти.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что имеет стаж службы свыше 14 лет и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение: Исковое требование удовлетворено, так как истцом были представлены все необходимые документы для принятия на учет.
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. по делу N 33-1883
Судья: Емельянова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего: Ельчаниновой Г.А.
судей: Ениславской О.Л. Яроцкой Н.В.
при секретаре: Б.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФСИН России на решение Псковского городского суда Псковской области от (дата), которым постановлено:
"Заявление К. удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии ФСИН России об отказе в постановке К. на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Поставить К. на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с (дата)"
Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., объяснения представителя ФСИН России и УФСИН России по Псковской области - Ч., объяснения К., судебная коллегия областного суда
установила:
К. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти.
В обоснование своих требований указал, что, являясь сотрудником УФСИН России по Псковской области, имеющим стаж службы свыше 16 лет, и будучи нуждающимся в улучшении жилищных условий, он обладает правом на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В связи с этим (дата) он представил в территориальную подкомиссию УФСИН России по Псковской области пакет документов, необходимых для решения вопроса о постановке на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
По результатам рассмотрения его соответствующего обращения документы были направлены в ФСИН России, решением Комиссии которой от (дата) в постановке его на вышеуказанный учет было отказано по тем основаниям, что отсутствует выписка из домовой книги либо документ ее заменяющий в отношении жилого помещения, в котором ранее была зарегистрирована его супруга.
Полагая это решение, о котором ему стало известно только (дата)., незаконным, заявитель исходит из того, что при подаче рапорта им в числе иных документов были предоставлены архивная справка и финансово - лицевой счет по прежнему месту регистрации супруги. Поскольку эти документы содержат сведения, аналогичные содержащимся в выписке из домовой книги, то, следовательно, они являются документами ее заменяющими.
С учетом этого К. полагал свои права нарушенными, а, следовательно, подлежащими защите в судебном порядке, путем возложения на ФСИН России обязанности по постановке его на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента первоначального обращения, т.е. с (дата)
Представитель заинтересованных лиц - ФСИН России и УФСИН России по Псковской области заявленные требования не признал. Указывал на то, что требование о предоставлении выписки из домовой книги закреплено
п. "з" ч. 5 раздела 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 369 от 24.04.2013 г. К. данный документ представлен не был, а архивная справка, так же как и выписка из финансово- лицевого счета его не заменяют, поскольку являются иными документами, несмотря на однотипность содержащихся данных. Соответственно оспариваемый заявителем отказ в постановке его на учет на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения являлся законным. Кроме того, обращал внимание на то, что требование К. о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления (рапорта) не имеет под собой правового основания, поскольку действующее законодательство этот вопрос не регламентирует и устанавливает лишь 3-месячный срок, в течение которого должно быть принято соответствующее решение. Следовательно, в случае удовлетворения заявления Кротов может быть принят на учет только с даты принятия оспариваемого решения Комиссии, т.е. с 03.02.2014 г.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России ставит вопрос об отмене решения, ввиду неправильного определения юридически значимых обстоятельств и нарушения норм материального права, ссылаясь на доводы, по сути аналогичные, приведенным в суде 1 инстанции.
Представитель ФСИН России и УФИН России по Псковской области - Ч. суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал; К. полагал решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
В соответствии со
ст. ст. 254,
255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Установлено, что К. проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности <наименование должности> Выслуга его лет в календарном исчислении по состоянию на (дата) составляет *** лет *** месяц *** дней.
Составом семьи 3 человека, включая супругу и дочь, К. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <адрес>., 1\4 доля в праве собственности на которую принадлежит н К.В. в порядке приватизации. Это жилье имеет общую площадь 59,2 кв. м, всего в нем зарегистрировано 9 человек.
(дата) Кротов обратился в подкомиссию по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Псковской области с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
(дата) подкомиссией было принято решение о направлении документов заявителя в ФСИН России для принятия решения о постановке его на соответствующий учет.
(дата) комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты, приняла решение об отказе в постановке К. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Основанием к принятию такого решения послужил тот факт, что заявителем не была представлена выписка из домовой книги либо документ ее заменяющий по квартире <адрес>, в которой ранее была зарегистрирована супруга заявителя - К.А.
Кроме того, в отзыве ФСИН России на настоящее заявление дополнительно указывалось на то, что аналогичный документ не был предоставлен и в отношении того жилья, в котором в данное время проживает семья заявителя.
По результатам судебной проверки указанное решение Комиссии ФСИН России обоснованно было признано незаконным, а доводы, на котором оно основывалось, несостоятельными.
Так, согласно
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с
частью 6 той же статьи Закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В свою очередь постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 были утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В
пункте 5 Правил закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого.
В числе прочего
пп. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов. Этой же
нормой установлено, что в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Назначение домовой книги закреплено в Административном
регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, в соответствии с которым в домовой книге отражаются сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение.
При этом предусмотрено, что оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг осуществляется лишь в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение работы, связанной с регистрацией граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности.
В данном случае из материалов дела следует, что до (дата) супруга заявителя была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
При обращении с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, К. предоставил в отношении указанного жилья архивную справку и выписку из финансово- лицевого счета.
Из содержания этих документов следовало, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от (дата) вышеназванная квартира принадлежит на праве собственности матери К.А. - А.Г.
Супруга заявителя была зарегистрирована по этому жилому помещению в 2003 г., а в 2013 г. убыла на новое место жительства по адресу: <адрес>
Помимо этого архивная выписка и копия финансово-лицевого счета отражала сведения об иных лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по этому жилому помещению.
Таким образом, в целом представленные документы содержали в себе сведения аналогичные тем, которые указываются в домовой книге.
В отношении занимаемого жилья К. также были представлены выписка из лицевого счета, архивная справка и выписка из финансово-лицевого счета, отражающие тот же необходимый объем сведений.
В этих условиях данные документы правильно были признаны заменяющими выписку из домовой книги. Тем более, само по себе их оформление свидетельствует о том, что ведение работы, связанной с регистрацией граждан в указанном жилье, осуществляется управляющей компанией, а, следовательно, домовая книга не ведется.
Довод представителя заинтересованных лиц о том, что данный факт должен был быть документально подтвержден заявителем при подаче требуемого пакета документов, несостоятелен.
По смыслу вышеприведенной нормы
Правил, такая обязанность возлагается на сотрудника лишь в случае невозможности получения им по независящим от него обстоятельствам выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов либо заменяющих их документов с места жительства за последние 5 лет до подачи заявления.
При таких обстоятельствах в их совокупности суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленные заявителем документы с учетом закрепленных в Федеральном
законе от 30.12.2012 года N 283-ФЗ условий для получения единовременной социальной выплаты позволяли компетентному органу рассмотреть вопрос о постановке К. на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
С учетом этого принятое в отношение него решение Комиссии об отказе в принятии на указанный учет правильно было признано незаконным.
В свою очередь
ч. 1 ст. 258 ГПК РФ предусматривает, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В данном случае, определяя дату, с которой заявитель подлежит принятию на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд 1 инстанции правильно указал, что этот учет должен быть осуществлен с даты подачи сотрудником соответствующего заявления (рапорта).
Указанный вывод основывается на системном анализе положений
Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369, и
Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России N 496 от 29.08.2013 г.
В частности пунктом 8 названного Порядка предусмотрено, что Комиссия ФСИН России ведет Книгу учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которая заполняется в порядке очередности в соответствии с датой регистрации в Книге учета заявлений.
В то же время, разрешая требования в этой части, суд признал, что К. подлежит принятию на учет 18.11.2013 г., тогда как из материалов дела следует, что рапорт был оформлен и подан заявителем 19.11.2013 г.
В суде апелляционной инстанции заявитель также подтвердил, что даты подачи им рапорта и пакета остальных документов не совпадали.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, но вместе с тем резолютивная часть судебного постановления подлежит уточнению относительно даты постановки К. на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 328,
ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Уточнить резолютивную часть решения Псковского городского суда Псковской области от (дата), изложив абзац 3 в следующей редакции:
"Поставить К. на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с (дата)"
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.А.ЕЛЬЧАНИНОВА
Судьи
Н.В.ЯРОЦКАЯ
О.Л.ЕНИСЛАВСКАЯ