Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Псковского областного суда от 02.06.2016 по делу N 33-789/2016
Требование: О признании незаконным бездействия службы исполнения наказаний.
Обстоятельства: Истец, являясь сотрудником службы исполнения наказаний и имея выслугу, подал рапорт и необходимые документы для рассмотрения вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. До настоящего времени какое-либо решение не принято.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Псковского областного суда от 02.06.2016 по делу N 33-789/2016
Требование: О признании незаконным бездействия службы исполнения наказаний.
Обстоятельства: Истец, являясь сотрудником службы исполнения наказаний и имея выслугу, подал рапорт и необходимые документы для рассмотрения вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. До настоящего времени какое-либо решение не принято.
Решение: Требование удовлетворено.
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2016 г. по делу N 33а-789
Судья Теселкина С.М.
Судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда
в составе:
председательствующего: Ениславской О.Л.
судей: Захаровой Л.В. и Мальгиной М.И.
при секретаре Ш.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФСИН России на решение Псковского городского суда Псковской области от 25 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Административный иск Н.А. к ФСИН России о признании незаконным бездействия ФСИН России удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФСИН России в части непринятия в установленный законом срок решения о постановке Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо об отказе в постановке на указанный учет.
Возложить на ФСИН России обязанность рассмотреть заявление Н.А. и в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо об отказе в постановке на указанный учет, о принятом решении уведомить Н.А. в письменном виде в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу."
Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., объяснения представителя ФСИН России - Ч.Д., представителя Н.А. - П.А., судебная коллегия
установила:
Н.А. обратился в суд с административным иском к ФСИН России о признании незаконным бездействия в части непринятия в установленный законом срок решения о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения или об отказе в принятии на данный учет.
В обоснование требования административный истец указал, что 28 января 2014 года он, являясь сотрудником УФСИН России по Псковской области и имея выслугу в календарном исчислении более 15 лет, подал рапорт и необходимые документы в территориальную подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещении УФСИН России по Псковской области, на заседании которой 28.02.2014 было принято решение направить пакет документов в ФСИН России для решения вопроса о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Однако до настоящего времени какое-либо решение Комиссией ФСИН России не принято.
При таких обстоятельствах, Н.А. полагал, что данное бездействие, как препятствующее реализации его жилищных прав и, следовательно, нарушающее их, подлежит признанию незаконным. В целях устранения допущенных нарушений он просил возложить на административного ответчика обязанность по принятию соответствующего решения.
Представитель административного ответчика - ФСИН России возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что длительность рассмотрения документов Н.А. обусловлена большим объемом поданных сотрудниками уголовно-исполнительной системы рапортов на получение единовременной социальной выплаты. Полагал, что при таких обстоятельствах с учетом положений
п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, согласно которым единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет, Комиссия ФСИН России вправе рассмотреть представленные в отношении Н.А. документы в порядке общей очередности. В противном случае будет нарушена процедура рассмотрения ранее поданных сотрудниками документов. Кроме того, представитель ФСИН России заявил о пропуске административным истцом установленного
ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд.
Заинтересованное лицо Н.Т., надлежащим образом извещенная о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явилась.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России ставится вопрос об отмене этого судебного акта как незаконного. В частности указано, что суд первой инстанции не дал должной правовой оценки доводам административного ответчика о том, что в условиях предоставления единовременной выплаты в порядке очередности, Комиссии ФСИН России вправе рассмотреть представленные административным истцом документы только в порядке общей очереди. Кроме этого, в жалобе выражается несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для применения к спорным правоотношениям
ст. 219 КАС РФ.
Проверив материалы дела, с учетом доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в постановленное решение.
В силу
ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с частью 6 той же статьи Закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 24.04.2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).
Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496, изданным во исполнение
п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которым определен порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вышеуказанных вопросов.
Согласно п. 19 данного Порядка документы для получения единовременной социальной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
В соответствии с п. 23 Порядка выписки из решений Комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные Территориальные подкомиссии и Подкомиссии созданные в соответствии с п. 7 и 10 Порядка, которые не позднее 3 рабочих дней со дня получения выписок из решений Комиссии ФСИН России доводят их до сведения сотрудников и граждан.
13 декабря 2014 года Приказ ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496 утратил силу в связи с изданием
Приказа ФСИН России от 16 октября 2014 года N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
Вместе с этим,
п. 4 Приказа ФСИН России от 16 октября 2014 года N 550 установлено, что заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы до вступления в силу данного
приказа, подлежат рассмотрению Комиссией ФСИН России.
По данному делу судом установлено, что Н.А. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности <данные изъяты>. По состоянию на *** 2015 общая выслуга его лет в календарном исчислении составляла 15 лет 08 месяцев 27 дней.
31 января 2014 года Н.А. подал рапорт о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты со всеми необходимыми документами в Территориальную подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Псковской области.
Решением данной подкомиссии, оформленным выпиской из протокола N *** от 28.02.2014, было постановлено направить пакет документов в ФСИН России для принятия решения о постановке Н.А. на учет для получения единовременной выплаты.
Однако до настоящего времени, т.е. на протяжении уже более 2-х лет, указанное заявление Н.А. не рассмотрено, соответствующего решения в отношении него Комиссией ФСИН России не принято. Это обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.
Таким образом, на протяжении уже более 2-х лет комиссия ФСИН России не исполняет возложенную на нее функцию, чем объективно нарушает права истца, поскольку препятствует их реализации.
В этих условиях суд правильно признал данное бездействие незаконным.
При этом доводы представителя ответной стороны, аналогичные приведенным в жалобе, обоснованно не были приняты во внимание.
Право Н.А. на рассмотрение его заявления и принятие соответствующего решения в установленный срок не может быть поставлено в зависимость от особенностей организации работы комиссии ФСИН России.
Удовлетворяя заявленные требования, суд также правомерно отказал в применении срока, предусмотренного
ст. 219 КАС РФ, о пропуске которого было заявлено административным ответчиком.
Соглашаясь с выводом в этой части, судебная коллегия исходит из следующего.
Как указано выше трехмесячный срок рассмотрения заявления исчисляется с даты приема (получения) указанных документов Комиссией ФСИН России, отраженной в Книге учета заявлений, ведение которой в соответствии с Порядком осуществляет данная Комиссия.
Однако в условиях непредставления административным ответчиком соответствующих сведений, определить начало течения указанного срока, а соответственно и предусмотренного
ст. 219 КАС РФ срока обращения в суд не представляется возможным.
Кроме того, заявление административного ответчика о пропуске Н.А. срока на обжалование бездействия ФСИН России фактически направлено на освобождение административного ответчика от негативных последствий его собственного незаконного бездействия, длящегося до настоящего времени.
При таких обстоятельствах со стороны ФСИН России усматривается злоупотребление правом.
На основании изложенного судебная коллегия признает, что решение суда первой инстанции в целом является законным и обоснованным, постановленным при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям.
Руководствуясь
ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 25 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Л.ЕНИСЛАВСКАЯ
Судьи
Л.В.ЗАХАРОВА
М.И.МАЛЬГИНА