Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Новгородского областного суда от 22.10.2014 по делу N 2-2188/14-33-2325
Требование: Об оспаривании пункта предписания государственного органа по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено несоответствие расстояния от границ застройки сельского поселения до лесных массивов. Произвести вырубку лесного массива невозможно, поскольку расположенные за населенным пунктом лесные участки относятся к защитным лесам.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку возложение государственным органом на заявителя требований по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на указанном лесном участке неправомерно.
Апелляционное определение Новгородского областного суда от 22.10.2014 по делу N 2-2188/14-33-2325
Требование: Об оспаривании пункта предписания государственного органа по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено несоответствие расстояния от границ застройки сельского поселения до лесных массивов. Произвести вырубку лесного массива невозможно, поскольку расположенные за населенным пунктом лесные участки относятся к защитным лесам.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку возложение государственным органом на заявителя требований по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на указанном лесном участке неправомерно.
НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2014 г. по делу N 2-2188/14-33-2325
Судья - Шабарина О.В.
Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Жуковой Н.А.
судей - Павловой Е.Б. и Комаровской Е.И.
при секретаре Ж.
с участием представителя Администрации Федорковского сельского поселения Парфинского района Г., представителя Отдела надзорной деятельности по Старорусскому и Парфинскому районам Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 октября 2014 года по докладу судьи Комаровской Е.И. дело по апелляционной жалобе Администрации Федорковского сельского поселения на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 04 августа 2014 года, которым в удовлетворении заявления Администрации Федорковского сельского поселения об оспаривании пункта 6 предписания Отдела надзорной деятельности по Старорусскому и Парфинскому районам по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,
установила:
Администрация Федорковского сельского поселения Парфинского района Новгородской области (далее - Администрация) обратилась в суд с заявлением об оспаривании пункта 6 предписания Отдела надзорной деятельности по Старорусскому и Парфинскому районам от 14 апреля 2014 года (далее - орган пожарного надзора) N 87/1/1 (далее - предписание).
В обоснование заявленных требований Администрация указала, что в ходе проведенной органом пожарного надзора проверки выполнения Администрацией обязательных требований пожарной безопасности, установлено не соответствие расстояния от границ застройки сельского поселения до лесных массивов - фактическое расстояние 4 - 8 метров вместо 15 метров (п. 5 приложения 1 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", п. 4.14 Свод Правил СП 4.13130), в целях устранения выявленного нарушения предложено провести сплошные рубки лесных насаждений в пределах 15 метровой зоны. Между тем, выполнить предписание в этой части не представляется возможным, поскольку расположенные за населенным пунктом лесные участки относятся к защитным лесам, категория защитности - зеленые зоны, особо защитные участки, в которых запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений (
ст. 105 Лесного кодекса РФ,
п. 15.3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417).
Судом по делу принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного при неправильном применении закона, ссылаясь в жалобе на доводы, изложенные в заявлении.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с
частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из бремени доказывания по данной категории дел, законность оспариваемых заявителем действий (бездействия), решения возлагается на орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего, действия или решения которого оспариваются.
При этом суд не ограничиваясь доводами, изложенными в заявлении, проверяет законность и обоснованность оспариваемых действий, решений в полном объеме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 мая 2014 года государственным инспектором Старорусского и Парфинского районов по пожарному надзору Л. по результатам проведенной проверки в адрес Администрации вынесено предписание N 87/1/1 по устранению ряда нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Согласно пункту 6 данного предписания, на Администрацию возложена обязанность устранить допущенное нарушение п. 5 приложения 1 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", п. 4.14 Свода Правил СП 4.13130, выразившееся в несоответствии противопожарного расстояния от границ застройки сельского населенного пункта до лесного массива, которое должно быть не менее 15 м, фактически составляет 4 - 8 м.
Оспаривая данный пункт предписания, Администрация указала, что в силу неясности характера предписания, содержащегося в пункте 6, его выполнение не представляется возможным.
В силу положений
статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и
подпункта "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года N 290, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
При этом предписание должно быть составлено государственным инспектором по пожарному надзору таким образом, чтобы можно было определить характер выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а также объект защиты, в отношении которого установлено невыполнение требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, пункт 6 оспариваемого предписания содержит лишь указание на нормы, определяющие противопожарные расстояния от границ застройки до лесного массива - не менее 15 м, а также то, что противопожарное расстояние от границ застройки Федорковского сельского поселения до лесного массива составляет менее 15 метров (4 - 8). При этом определить, относительно какого объекта или объектов застройки данного муниципального образования имеет место несоответствие противопожарных расстояний до лесного массива, место нахождение этих объектов, исходя из пункта 6 предписания, не представляется возможным.
Указанные обстоятельства свидетельствует о формальном характере выданного органом пожарного надзора в адрес Администрации предписания, что делает его неисполнимым и влечет наступление негативных для заявителя последствий в виде привлечения к ответственности за неисполнение данного предписания.
Кроме того, учитывая характер выявленного органом пожарного надзора нарушения, в предписании необходимо было указать конкретные мероприятия, направленные на устранение данного нарушения, которые в предписании отсутствуют (не указаны).
Из объяснений представителя Администрации следует, что в качестве способа устранения выявленного нарушения представителем органа пожарного надзора указано (устно) и не оспаривалось последним на необходимость проведения Администрацией сплошных рубок лесных насаждений или создание противопожарной минерализованной зоны на лесном участке, находящемся в квартале 88 Парфинского участкового лесничества. Однако выполнить это, как указал представитель Администрации, не представляется возможным ввиду нахождения данного лесного участка в федеральной собственности, а также его отнесение к особо защитным участкам, где исключена рубка главного пользования.
Данные доводы Администрации заслуживают внимание.
Согласно имеющемуся в деле свидетельству о государственной регистрации права от 11 ноября 2008 года, таксационному описанию квартала 88 выдела 4, 7, 8, лесной участок, расположенный Новгородский район, Парфинский район, Парфинское лесничество, Парфинское участковое лесничество, лесной квартал 88 находится в федеральной собственности, расположенные в нем лесные участки относятся к особо защитным участкам.
Согласно
статье 105 Лесного Кодекса РФ,
пункту 15.3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 (далее - Правила), в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.
В соответствии с
частью 1 статьи 38 Закона РФ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно
статье 4 Правил, меры пожарной безопасности в лесах, указанные в
пункте 3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Между тем, Администрация собственником данного лесного участка не является, документов, подтверждающих право муниципального образования Федорковское сельское поселение владеть, пользоваться или распоряжаться указанным выше лесным участком, находящимся в федеральной собственности, органом пожарного надзора не представлено.
В связи с этим, у Администрации отсутствуют законные основания для осуществления на данном участке каких-либо мер по предупреждению лесных пожаров.
В соответствии с разделом 2 "Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб", утвержденных заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства 17 ноября 1997 года, практическое обеспечение охраны лесов от пожаров, в том числе противопожарной профилактики, предотвращение и пресечение нарушений Правил пожарной безопасности возложено на государственную лесную охрану.
Учитывая изложенное, возложение органом пожарного надзора на Администрацию сельского поселения требований по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на указанном выше лесном участке, неправомерно.
При таких данных, выданное органом пожарного надзора в адрес заявителя предписание - пункт 6 не может быть признано законным, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Таким образом, вынесенное судом решение об отказе Администрации в удовлетворении заявленных требований как принятое при неправильном применении норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
С учетом изложенного, руководствуясь
ст. ст. 327 -
330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 04 августа 2014 года отменить. Принять по делу новое решение, которым заявление Администрации Федорковского сельского поселения Парфинского района Новгородской области удовлетворить. Признать незаконным пункт 6 предписания Отдела надзорной деятельности по Старорусскому и Парфинскому районам по устранению Администрацией Федорковского сельского поселения нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Председательствующий
Н.А.ЖУКОВА
Судьи
Е.Б.ПАВЛОВА
Е.И.КОМАРОВСКАЯ