Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Новгородского областного суда от 04.06.2014 по делу N 2-1120/14-33-1290
В удовлетворении заявления об обязании органа местного самоуправления ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории лесничества, отказано, так как не представлено доказательств неисполнения (ненадлежащего исполнения) органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования.


Апелляционное определение Новгородского областного суда от 04.06.2014 по делу N 2-1120/14-33-1290
В удовлетворении заявления об обязании органа местного самоуправления ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории лесничества, отказано, так как не представлено доказательств неисполнения (ненадлежащего исполнения) органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования.

НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2014 г. по делу N 2-1120/14-33-1290
Судья - Никонова Ж.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Колокольцева Ю.А.,
судей областного суда - Хухры Н.В., Сергейчика И.М.,
при секретаре - Д.,
с участием прокурора Степановой Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 июня 2014 года по докладу судьи Новгородского областного суда Сергейчика И.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации <...> сельского поселения на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 04 марта 2014 года, которым иск Новгородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворен частично и постановлено:
- обязать администрацию <...> сельского поселения в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории квартала <...> Вишерского участкового лесничества Новоселицкого лесничества,
- в остальной части отказать,
установила:
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации <...> сельского поселения <...> (далее - Администрация) о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Новоселицкого сельского поселения Новгородского муниципального района (квартал <...> Вишерского участкового лесничества Новоселицкого лесничества), указав в обоснование требований, что наличие обнаруженной по результатам проведения проверки соблюдения законодательства РФ, регулирующего вопросы охраны окружающей среды, незаконной свалки отходов производства и потребления, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Вопреки требованиям природоохранного законодательства и законодательства об организации местного самоуправления, каких-либо действий по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в границах поселения, со стороны Администрации Новоселицкого сельского поселения не производится.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности <...> (далее - Комитет лесного хозяйства), отдел <...> лесничества Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности <...>.
Также судом из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований исключено ООО "Экоцентр" и привлечено в качестве ответчика.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просил об обязании Администрации и ООО "Экоцентр" ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на расстоянии <...> км. д. <...> Новгородского муниципального района (квартал <...> Вишерского участкового лесничества).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация <...> сельского поселения, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить, как постановленное при неправильном применении норм материального права. В обоснование жалобы, со ссылкой на ст. ст. 50, 84 Лесного кодекса РФ указывает, что полномочия органов местного самоуправления распространяются на лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности. Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, не относится к муниципальной собственности и передан Комитетом лесного хозяйства в аренду ООО "Экоцентр", при том, что со стороны Администрации нарушения требований закона в части обеспечения на территории поселения организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не допущено.
ООО "Экоцентр", Комитетом лесного хозяйства и прокурором Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры на апелляционную жалобу были представлены возражения, в которых они просили оставить решение суда без изменения, а жалобу Администрации без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной представителем Администрации С., заслушав пояснения представителя Комитета Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Степановой Е.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 (п. 1) Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
В ходе рассмотрения дела судом установлено наличие несанкционированной свалки бытового и строительного мусора на территории квартала <...> Вишерского участкового лесничества Новоселицкого лесничества, на расстоянии <...> км от д. <...>, <...>.
Из материалов дела также следует, что участок лесного фонда, на котором выявлена несанкционированная свалка, являющийся собственностью Российской Федерации, по договору аренды лесного участка <...> от <...> был передан Комитетом лесного хозяйства в аренду ООО "Экоцентр". При этом, поскольку на момент передачи участка в аренду на нем уже имелась названная свалка, а представленный договор аренды не возлагает на арендатора работ по ликвидации свалок, не связанных с действиями арендатора, суд первой инстанции правомерно отказал прокурору в иске к ООО "Экоцентр".
Возлагая обязанность по ликвидации свалки на орган местного самоуправления, суд указал, что Администрацией в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не были представлены доказательства надлежащего исполнения обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, возложенной на нее в силу положений п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Между тем, предъявляя требования о ликвидации свалки к Администрации по мотивам неисполнения (ненадлежащего исполнения) вышеуказанных норм законодательства о местном самоуправлении и природоохранного законодательства, обязанность представить доказательства несоблюдения возложенных на Администрацию приведенными правовыми нормами обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, суду следовало возложить на прокурора.
Таких доказательств материалы дела не содержат. Согласно постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от <...> года, вынесенного УУП и ПДН Пролетарского ПОП капитаном полиции ФИО7 по результатам проверки (КУСП <...> от <...> года), названная несанкционированная свалка образовалась в короткий промежуток времени (<...> года) вследствие действий неустановленных лиц, в которых формально усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 261 УК РФ.
Как установлено судом, свалка на этом месте ранее уже ликвидировалась, однако вновь была образована вследствие действий неустановленных лиц. При таких обстоятельствах, сам по себе факт наличия данной свалки на территории муниципального образования не может с достоверностью свидетельствовать о неисполнении (ненадлежащем исполнении) Администрацией возложенных на нее обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения.
Ссылка суда на примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенного Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года N 607-ст, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, судебная коллегия, учитывая категорию земель, на которых данная свалка обнаружена (лесной фонд) и наличие собственника земельного участка (Российская Федерация), от имени которой, реализуя функции организации лесопользования, действует Комитет лесного хозяйства, находит несостоятельной.
Так, участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица (ч. 1 ст. 4 Лесного кодекса РФ).
Ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1).
Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные объекты, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (п. 2).
Согласно п. "е" ст. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
П. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
П. 4 ч. 1 статьи 55 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
П. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Лесного кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"), при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу ст. 12 и 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Указанные обязанности на собственников и пользователей земельных участков возложены независимо от того, кому принадлежат данные отходы производства и потребления, результатом чьей деятельности отходы являются.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исходя из п. 1.1., п. 3.2. Положения о Комитете лесного хозяйства и лесной промышленности <...>, утвержденного постановлением <...> от <...> N 183, Комитет лесного хозяйства является органом исполнительной власти <...>, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности, то есть Комитет лесного хозяйства является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Учитывая, что находящийся в федеральной собственности лесной участок, на котором расположена названная несанкционированная свалка бытового и строительного мусора, в силу вышеприведенных правовых норм подлежит очистке с ликвидацией свалки, в то время как уполномоченный орган в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (Комитет лесного хозяйства) к участию в деле в качестве соответчика привлечен не был, на него обязанность по организации ликвидации приведенной свалки, в рамках настоящего дела, возложена быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 04 марта 2014 года об обязании Администрации <...> сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления отменить, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований Новгородского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации <...> сельского поселения <...> об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на расстоянии <...> км от д. <...> на территории квартала <...> Вишерского участкового лесничества Новоселицкого лесничества, отказать.
В остальной части это решение оставить без изменения.
Председательствующий
Ю.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ
Судьи
Н.В.ХУХРА
И.М.СЕРГЕЙЧИК