Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Мурманского областного суда от 20.04.2016 N 33-1227/2016
Требование: Об устранении нарушений пожарной и антитеррористической безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки деятельности государственного учреждения в части соблюдения законодательства о противодействии терроризму, проведенной прокуратурой в порядке надзора, выявлены нарушения требования законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Мурманского областного суда от 20.04.2016 N 33-1227/2016
Требование: Об устранении нарушений пожарной и антитеррористической безопасности.
Обстоятельства: В ходе проверки деятельности государственного учреждения в части соблюдения законодательства о противодействии терроризму, проведенной прокуратурой в порядке надзора, выявлены нарушения требования законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.
МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. N 33-1227
судья Филиппова М.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Хмель М.В.
судей Серовой М.Г.
Гориной Л.Н.
с участием прокурора Самохваловой Н.Н.
при секретаре Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к Государственному областному автономному учреждению социального обслуживания населения "Алакурттинский психоневрологический интернат" об устранении нарушений пожарной и антитеррористической безопасностей,
по апелляционной жалобе директора Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения "Алакурттинский психоневрологический интернат" К. на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 25 января 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора г. Кандалакши удовлетворить, обязать Государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения "Алакурттинский психоневрологический интернат": в срок до 01 июля 2016 года устранить нарушения пожарной безопасности, а именно, в основном здании учреждения выход из лестничной клетки третьего этажа на кровлю оборудовать противопожарной дверью 2-го типа размерами не менее 0,75 x 1,5 м; в цокольном этаже основного здания учреждения перед лифтом оборудовать тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре; в срок до 01 января 2017 года согласовать паспорт антитеррористической безопасности учреждения с руководителями территориальных подразделений МЧС России по Мурманской области, УФСБ России по Мурманской области, УМВД по Мурманской области, а также с МБУ "Кандалакшское управление по делам гражданской обороны и защите населения от чрезвычайных ситуаций"; в срок до 01 января 2018 года оборудовать систему видеонаблюдения в учреждении.
Взыскать с Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения "Алакурттинский психоневрологический интернат" государственную пошлину в размере ***. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Серовой М.Г., объяснения представителя ГОАУСОН "Алакурттинский психоневрологический интернат" Т.О., поддержавшей апелляционную жалобу, представителей третьего лица -Министерства социального развития Мурманской области М., В., полагавших решение суда подлежащим отмене, объяснение прокурора прокуратуры Мурманской области Самохваловой Н.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор города Кандалакши обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному автономному учреждению социального обслуживания населения "Алакурттинский психоневрологический интернат" (далее - ГОАУСОН "Алакурттинский психоневрологический интернат") об устранении нарушений пожарной и антитеррористической безопасностей.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки деятельности ГОАУСОН "Алакурттинский психоневрологический интернат" в части соблюдения законодательства о противодействии терроризму, проведенной прокуратурой в порядке надзора, выявлены нарушения требований Федерального
закона "О противодействии терроризму", Федерального
закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального
закона "О пожарной безопасности".
Ответчиком не оборудована система видеонаблюдения; паспорт антитеррористической безопасности не согласован с руководителями территориальных подразделений МЧС России по Мурманской области, УФСБ России по Мурманской области, УМВД по Мурманской области, МБУ "Кандалакшское управление по делам гражданской обороны и защите населения от чрезвычайных ситуаций"; в основном здании учреждения выход из лестничной клетки третьего этажа на кровлю не оборудован противопожарной дверью 2-го типа размерами не менее 0,75 x 1,5 м; в цокольном этаже основного здания учреждения перед лифтом отсутствует тамбур - шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
Истец просил суд обязать ответчика в срок до 01 июля 2016 года устранить нарушения пожарной безопасности: в основном здании учреждения выход из лестничной клетки третьего этажа на кровлю оборудовать противопожарной дверью 2-го типа размерами не менее 0,75 x 1,5 м; в цокольном этаже основного здания учреждения перед лифтом оборудовать тамбур - шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре; в срок до 01 января 2017 года в учреждении оборудовать систему видеонаблюдения и согласовать паспорт антитеррористической безопасности учреждения с руководителями территориальных подразделений МЧС России по Мурманской области, УФСБ России по Мурманской области, УМВД по Мурманской области, а также с МБУ "Кандалакшское управление по делам гражданской обороны и защите населения от чрезвычайных ситуаций".
В судебном заседании помощник прокурора г. Кандалакши Мамакова Е.С. поддержала заявленные требования, уточнив срок исполнения обязанности по оборудованию системы видеонаблюдения; просила обязать ответчика оборудовать систему видеонаблюдения в срок до 01 января 2018 года.
Директор ГОАУСОН "Алакурттинский психоневрологический интернат" К. требования прокурора в части оборудования учреждения системой видеонаблюдения не признала; в остальной части иск признала.
Представитель третьего лица - Министерства социального развития Мурманской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в представленном отзыве просил отказать прокурору в удовлетворении требования о возложении обязанности оборудовать систему видеонаблюдения.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГОАУСОН "Алакурттинский психоневрологический интернат" К. просит решение суда в части возложения обязанности по оборудованию учреждения системой видеонаблюдения отменить и принять новое решение.
Приводя положения Федерального
закона "О противодействии терроризму", раскрывающие понятие "места массового пребывания людей", ссылается, что местом общего пользования в учреждении является актовый зал, расположенный на третьем этаже в левом крыле основного здания учреждения (здание медицинского пункта), в котором одновременно могут находиться не более 50 человек, а именно - 49 человек, по вместимости стульев.
Ссылается на то, что из положений Федерального
закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", являющегося основным источником правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, не следует прямой и непосредственной обязанности организации социального обслуживания обеспечить антитеррористическую защищенность в организации.
Приводит доводы о том, что, согласно
пункту 4.18 Свода Правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения", здания дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных учреждений, домов-интернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов, лечебных учреждений должны быть оборудованы каналом передачи информации на пульт центрального наблюдения, что относится к требованиям пожарной безопасности, к определенным видам пожарной сигнализации.
Исходя из изложенного, полагает, что выводы об обязанности оборудовать учреждение системой видеонаблюдения основаны на неверном толковании и применении норм права, поскольку федеральное законодательство, законы субъекта Российской Федерации не содержат обязательных предписаний относительно оснащения организаций социального обслуживания системами видеонаблюдения.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство социального развития Мурманской области просит решение суда в части возложения обязанности по оборудованию учреждения системой видеонаблюдения отменить, апелляционную жалобу ГОАУСОН "Алакурттинский психоневрологический интернат" удовлетворить.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Кандалакши просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с
частью 1,
абзацем первым части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции лишь в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ГОАУСОН "Алакурттинский психоневрологический интернат" расположен по адресу:....
Учредителем и собственником имущества Учреждения является Мурманская область, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство социального развития Мурманской области.
Финансовое обеспечение деятельности ответчика, согласно Уставу Учреждения, осуществляется в виде субсидий из областного бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством; доходы ответчика поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
В постоянном (бессрочном) пользовании ответчика находится земельный участок площадью ***
В оперативном управлении Учреждения находятся: здание общежития, здание теплицы, здание хранилища, здание хранилища, здание столовой, здание склада, здание склада, здание контрольно-пропускного пункта, здание медицинского пункта, здание казармы, здание котельной ЦТП-6.
В основном здании ГОАУСОН "Алакурттинский психоневрологический интернат" (здании медицинского пункта), 1986 года постройки, трехэтажном, общей площадью ***, на первом этаже расположены административно-хозяйственные помещения, на втором и третьем этажах - мужское и женское отделения.
В ходе проверки исполнения требований законодательства об обеспечении пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, проведенной прокуратурой города Кандалакши в ГОАУСОН "Алакурттинский психоневрологический интернат", установлено нарушение ответчиком требований законодательства о пожарной безопасности, выразившееся в том, что в основном здании Учреждения выход из лестничной клетки третьего этажа на кровлю не оборудован противопожарной дверью 2-го типа размерами не менее 0,75 x 1,5 м; в цокольном этаже основного здания учреждения перед лифтом отсутствует тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
Постановлением начальника отделения ОНД государственного инспектора Кандалакшского и Терского районов по пожарному надзору * от _ _ директор ГОАУСОН "Алакурттинский психоневрологический интернат" за нарушение Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от _ _ *, Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" привлечен к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что руководством интерната разработан паспорт безопасности на здание учреждения, который, в нарушение требований законодательства, не согласован с руководителями территориальных подразделений МЧС России по Мурманской области, УФСБ России по Мурманской области, УМВД по Мурманской области, а также с МБУ "Кандалакшское управление по делам гражданской обороны и защите населения от чрезвычайных ситуаций".
Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиком в судебном заседании.
Установив, что ГОАУСОН "Алакурттинский психоневрологический интернат" осуществляет деятельность с нарушением требований законодательства о пожарной безопасности, руководствуясь положениями
статей 20,
37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
частями 2,
3 статьи 4,
статьей 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пунктами 7.1.,
7.26.,
8.4. СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", учитывая признание ответчиком иска в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности в срок до 01 июля 2016 года устранить нарушения пожарной безопасности: в основном здании учреждения выход из лестничной клетки третьего этажа на кровлю оборудовать противопожарной дверью 2-го типа размерами не менее 0,75 x 1,5 м; в цокольном этаже основного здания учреждения перед лифтом оборудовать тамбур - шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
Исходя из положений
Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 1244, пунктов 2.6, 3.2, 3.6 Методических рекомендаций по подготовке типового паспорта безопасности объектов массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 11 июля 2011 года N 348-ПП "О мерах по повышению защищенности объектов массового пребывания людей на территории Мурманской области", суд возложил на ответчика обязанность в срок до 01 января 2017 года согласовать паспорт антитеррористической безопасности ГОАУСОН с руководителями территориальных подразделений МЧС России по Мурманской области, УФСБ России по Мурманской области, УМВД по Мурманской области, а также с МБУ "Кандалакшское управление по делам гражданской обороны и защите населения от чрезвычайных ситуаций".
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, следовательно, его законность и обоснованность в этой части не является предметом проверки судебной коллегии.
Проверив законность и обоснованность решения суда в части возложения на ответчика обязанности по оборудованию здания интерната системой видеонаблюдения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в данной части.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и должным образом применены нормы материального права.
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, урегулированы Федеральным
законом от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности", который относит к ним соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Правовые рамки государственной политики в области противодействия терроризму определены Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года (далее - Концепция).
Согласно пункту 10 Концепции, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Согласно пункту "д" статьи 11 Концепции, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу пункта 12 Концепции, одним из направлений противодействия терроризму в Российской Федерации является предупреждение (профилактика) терроризма.
В числе мер по предупреждению терроризма пункт 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
В числе основных принципов противодействия терроризму в
пунктах 1 и
7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" названы обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно
пункту 6 части 4 статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму", антитеррористическая защищенность объекта (территории) представляет собой состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Указанной нормой определено, что под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно
части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Анализ приведенных нормативных положений, позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование в сфере обеспечения антитеррористической защищенности является комплексным и включает в себя нормы различной отраслевой принадлежности. Однако независимо от уровня нормативной регламентации обязанность по обеспечению безопасности пребывания людей в тех или иных объектах является императивной.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 утверждены
Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и формы паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) (далее по тексту - Требования).
На основании
пункта 2 Требований, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно
подпунктам "г" и
"д" пункта 21 Требований, антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается, в том числе, путем применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей; оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.
На основании
пункта 23 Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: а) системой видеонаблюдения; б) системой оповещения и управления эвакуацией; в) системой освещения.
В пункте 2 Перечня объектов массового пребывания людей на территории Мурманской области, подлежащих обязательной паспортизации, независимо от подведомственности и формы собственности, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 11 июля 2011 года N 348-ПП "О мерах по повышению защищенности объектов массового пребывания людей на территории Мурманской области", указаны учреждения здравоохранения и социального обслуживания: больницы, поликлиники, поликлинические отделения, диспансеры, дома для инвалидов, детей-сирот, престарелых.
Как следует из
подпункта 2.3.3.19 пункта 2.3 ГОСТ Р 52495-2005. "Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N 532-ст (в редакции от 17 октября 2013 года), психоневрологический интернат - учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) или пятидневного в неделю проживания престарелых и инвалидов (старше 18 лет), страдающих хроническими психическими заболеваниями, и предоставления им необходимых социальных услуг.
Согласно пункту 3.2 Устава ГОАУСОН "Алакурттинский психоневрологический интернат", утвержденного приказом Министра социального развития Мурманской области * от _ _, предметом деятельности Учреждения является предоставление социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании.
На основании пункта 3.6 Устава, в соответствии с видами основной деятельности Учреждение оказывает услуги в стационарной форме, в том числе: социально-бытовые; социально-психологические; медицинские; педагогические; трудовые; правовые.
Как следует из материалов дела, на постоянном круглосуточном социальном обслуживании в ГОАУСОН "Алакурттинский психоневрологический интернат" единовременно находятся более ***, в том числе тяжелобольные граждане, полностью утратившие способность к самостоятельному передвижению.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ГОАУСОН "Алакурттинский психоневрологический интернат" является объектом социального обслуживания престарелых и инвалидов с массовым пребыванием людей, то есть, одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Материалами дела подтверждается, что помещения интерната не оборудованы системой телевизионного (видео) наблюдения.
Установив указанные обстоятельства, тщательно проанализировав положения вышеприведенных правовых норм, суд обоснованно учел, что отсутствие системы видеонаблюдения в интернате отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что осуществление деятельности ГОАУСОН "Алакурттинский психоневрологический интернат" при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания престарелых и инвалидов в учреждении.
Учитывая названные обстоятельства, суд правильно удовлетворил исковые требования прокурора и возложил на ответчика обязанность оборудовать систему видеонаблюдения в Учреждении, предоставив разумный срок для исполнения данной обязанности.
Выводы суда, изложенные в решении, достаточно мотивированы, основаны на тщательном анализе норм действующего законодательства, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, сводятся к несогласию с принятым решением, субъективному толкованию норм материального права и переоценке доказательств. Эти доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в решении им дана надлежащая оценка, в связи с чем, они не могут повлечь отмену судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с
частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь
статьями 193,
199,
327,
328,
329,
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 25 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения "Алакурттинский психоневрологический интернат" - без удовлетворения.