Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Мурманского областного суда от 12.07.2017 N 33-1943/2017
Требование: Об обязании устранить нарушения лесного законодательства.
Обстоятельства: В пользовании ответчика находится лесной участок. В результате проведенной проверки установлено, что ответчиком на части используемого лесного участка возведены заборы (ограждения), что препятствует свободному перемещению граждан и диких животных, а также шлагбаум, который ограничивает въезд транспортных средств на используемую ответчиком территорию.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Мурманского областного суда от 12.07.2017 N 33-1943/2017
Требование: Об обязании устранить нарушения лесного законодательства.
Обстоятельства: В пользовании ответчика находится лесной участок. В результате проведенной проверки установлено, что ответчиком на части используемого лесного участка возведены заборы (ограждения), что препятствует свободному перемещению граждан и диких животных, а также шлагбаум, который ограничивает въезд транспортных средств на используемую ответчиком территорию.
Решение: Требование удовлетворено.
МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. N 33-1943/2017
судья Бойко Л.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Захарова А.В.
судей Щукиной Л.В., Шанаевой И.Ю.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческому партнерству центр отдыха "Северная усадьба" о понуждении устранить нарушения лесного законодательства,
по апелляционной жалобе некоммерческого партнерства центр отдыха "Северная усадьба" на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 30 марта 2017 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Прокурора Кольского района в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческому партнерству центр отдыха "Северная усадьба" о понуждении устранить нарушения лесного законодательства - удовлетворить.
Обязать некоммерческое партнерство центр отдыха "Северная усадьба" на используемом лесном участке, расположенном в *** участковом лесничестве Мурманского лесничества, квартал ***, выделы ***, квартал ***, выделы ***, квартал ***, выдел ***, кадастровый номер земельного участка: *, порядковый номер учетной записи в государственном лесном реестре: * в срок до _ _ демонтировать каменные, деревянные и металлические заборы, ограничивающие свободное пребывание граждан в лесах, а также демонтировать устройства, состоящее из двух столбов и перекладины (шлагбаум), ограничивающие въезд транспортных средств.
Взыскать с некоммерческого партнерства центр отдыха "Северная усадьба" в доход соответствующего бюджета госпошлину в размере 300 (триста) рублей".
Заслушав доклад судьи Щукиной Л.В., объяснения представителя некоммерческого партнерства центр отдыха "Северная усадьба" по доверенности В.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения помощника прокурора Кольского района Мурманской области Тищенко Г.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор Кольского района в интересах неопределенного круга лиц обратился к некоммерческому партнерству центр отдыха "Северная усадьба" (далее - НП ЦО "Северная усадьба") о понуждении устранить нарушения лесного законодательства, демонтировать незаконное ограждение лесного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что в пользовании ответчика находится лесной участок, расположенный в *** участковом лесничестве Мурманского лесничества, квартал ***, выделы ***, квартал ***, выделы ***, квартал ***, выдел ***, кадастровый номер земельного участка: *, порядковый номер учетной записи в государственном лесном реестре: *.
В результате проведенной _ _ прокуратурой Кольского района проверки установлено, что в нарушение Проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от _ _ *, и договора аренды лесного участка ответчиком на части используемого лесного участка возведены сплошные каменные, деревянные и металлические заборы (ограждения), что препятствует свободному перемещению граждан и диких животных, а также на въезде лесного участка возведено устройство - шлагбаум, которое ограничивает въезд транспортных средств на используемую ответчиком территорию. В ходе проведения повторной проверки от _ _ установлено, что выявленные нарушения устранены не были.
Поскольку незаконное ограждение лесного участка ограничивает свободное и бесплатное пребывание граждан в лесах, что влечет нарушение как лесного законодательства, так и конституционных прав граждан, просил суд обязать ответчика в срок до _ _ устранить указанные нарушения, демонтировать каменные, деревянные и металлические заборы, ограничивающие свободное пребывание граждан в лесах, а также демонтировать устройство, состоящее из двух столбов и перекладины (шлагбаум), ограничивающий въезд транспортных средств.
В судебном заседании помощник прокурора Кольского района Ларьков А.М. на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - НП ЦО "Северная усадьба" по доверенности К. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку при сносе установленных строений и сооружений на арендуемом лесном участке возникнет угроза пожарной безопасности, проникновения злоумышленников, произойдет загрязнение территории.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области представил отзыв, в котором полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика НП ЦО "Северная усадьба" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Не оспаривая факт наличия установленных на лесном участке ограждений, указывает, что в решении суда не сделаны выводы по представленным НП ЦО "Северная усадьба" доводам об исполнении принятых по договору аренды лесного участка обязательств, по условиям которого в соответствии с действующим законодательством предусмотрена возможность возведения строений для использования участка в целях, установленных договором аренды.
Возможность возведения строений для использования участка в целях, установленных договором аренды, также предусмотрена Проектом освоения лесного участка.
Также судом не был учтен довод стороны ответчика о том, что установка ограждений является временной, была произведена на период строительства и по окончании строительных работ все установленные ограждения и сооружения будут демонтированы.
Полагает, что суд незаконно и необоснованно отклонил доводы ответчика и сделал неправильные выводы.
В возражения на апелляционную жалобу прокурор Кольского района просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия, руководствуясь
частью 3 статьи 167 и
частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие указанных лиц, заблаговременно и в надлежащей форме извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность арендатора пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с
частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
В силу
части 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
В силу
частей 4,
5 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ.
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным
статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации, не допускается (
часть 6 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно
части 8 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей
статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом.
В соответствии со
статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе, для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно
статье 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности
(часть 1).
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (часть 2).
На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (часть 3).
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (часть 4).
Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 5).
В силу
пункта 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62, лица, использующие леса для рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с
частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществлять освоение лесов в соответствии с данным проектом, а также соблюдать условия договора аренды лесного участка.
Согласно
части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со
статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу
части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со
статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Установлено и следует из материалов дела, что НП ЦО "Северная усадьба" оказывает содействие его членам в осуществлении рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Свою уставную деятельность НП ЦО "Северная усадьба" осуществляет на территории Мурманского лесничества с использованием лесного участка, предоставленного Партнерству на основании договора аренды от _ _ *, заключенного между Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области (правопреемником является Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области) и ООО "***"; договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от _ _, заключенного между ООО "***" и некоммерческим партнерством центр отдыха "Деймос" (после реорганизации НП ЦО "Северная усадьба); а также дополнительного соглашения от _ _ * к договору аренды лесного участка *, заключенного между НП ЦО "Северная усадьба" и Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области.
Так, в соответствии с указанными выше договорами и дополнительным соглашением * к договору аренды, НП ЦО "Северная усадьба" на условиях аренды предоставлен лесной участок площадью *** га, имеет местоположение:... участковое лесничество, квартал ***, выделы ***, квартал ***, выделы ***, ***, квартал ***, выдел ***, кадастровый номер земельного участка: *, порядковый номер учетной записи в государственном лесном реестре: *, целевое назначение лесов: защитные леса: ценные леса - нерестоохранные полосы лесов, вид использования лесного участка: осуществление рекреационной деятельности.
Основанием для осуществления рекреационной деятельности на используемом лесном участке, переданном в аренду НП ЦО "Северная усадьба", являются указанный договор аренды лесного участка, а также Проект освоения лесов, который разработан в _ _ и в соответствии с приказом Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от _ _ * прошел государственную экспертизу, имеет положительное заключение.
Согласно подпункта "а" пункта 11 договора аренды лесного участка арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором.
Пунктом 3.4 указанного Проекта установлено, что создаваемые на арендуемом лесном участке объекты рекреационного назначения должны быть временными, сооруженными, без капитальных конструкций (монолитных фундаментов, кирпичных стен, подвалов, смотровых ям), сборно-разборными, для которых возможна перестановка (при необходимости перемещение) на земельном участке с помощью техники без ущерба самому объекту.
Таблицей * Проекта определен перечень строений, которые может возвести лесопользователь при использовании указанного земельного участка: временные строения для краткосрочного отдыха - *** объектов, навесы (*** штук), пункт хранения инвентрая - *** штука, беседки - *** штук, дорожные и пешеходные тропы, а также объекты обслуживающего назначения (скамьи, комплекты лесной мебели, пикниковые столы, мангалы, урны для мусора).
В ходе проведенного _ _ осмотра указанного лесного участка прокуратурой Кольского района с привлечением специалиста Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области, было установлено, что на лесном участке возведены строения, в том числе, сплошные каменные, деревянные и металлические заборы (ограждения), что препятствует свободному перемещению граждан и диких животных. Кроме того, на въезде на лесной участок установлено сооружение - устройство, состоящее из двух столбов и перекладины (шлагбаум), которое ограничивает беспрепятственный въезд транспортных средств на используемую территорию.
В связи с выявленными нарушениями президент НП ЦО "Северная усадьба" постановлением начальника отдела государственного лесного контроля и надзора, пожарного надзора управления контрольно-надзорной деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области В.С. был привлечен к административной ответственности по ***
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения и подвергнут административному штрафу в сумме 7000 рублей.
_ _ в ходе проведения выездной проверки исполнения лесного законодательства в деятельности НП ЦО "Северная усадьба" прокуратурой... совместно с сотрудниками Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области было установлено, что выявленные в _ _ нарушения ответчиком не устранены.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от _ _ о привлечении президента НП ЦО "Северная усадьба" В.С. к административной ответственности по ***
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, фототаблицами к актам обследования НП ЦО "Северная усадьба" от _ _ и от _ _, и не оспаривались стороной ответчика.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, полно и правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив нормы материального права, руководствуясь требованиями Лесного
кодекса Российской Федерации и
Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденными Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 21 февраля 2012 года N 62, правомерно удовлетворил исковые требования.
При этом суд обоснованно исходил из доказанности факта наличия на территории лесного участка сооружений, не предусмотренных утвержденным Проектом освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 года N 1-П и от 07 июня 2000 года N 10-П,
определение от 03 февраля 2010 года N 238-О-О).
В развитии указанных конституционных гарантий законодатель, устанавливая специальный правовой режим лесного фонда, закрепил в
статье 11 Лесного кодекса Российской Федерации, как право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах
(часть 1), так и гарантии реализации этого права, путем установления запрета лицам, которым предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также огораживать их, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Между тем, материалами дела достоверно установлен факт ограничения ответчиком свободного доступа к объекту общего пользования - лесному участку. Наличие ограждений (заборов) создает препятствия для свободного перемещения граждан и диких животных, ограничивает въезд транспортных средств на территорию лесного участка, тем самым нарушает права и охраняемые законом интересы неограниченного круга лиц. Оснований, предусмотренных лесным законодательством, при которых возможен запрет или ограничение пребывания граждан в лесах, по данному делу не установлено.
Поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что возможность возведения строений предусмотрена условиями договора аренды лесного участка, а установка ограждений является временной, была произведена на период строительства и по окончании строительных работ все установленные ограждения и сооружения будут демонтированы, являются несостоятельными.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, указанное ограждение по своему назначению выполняет функцию по разграничению лесного участка, обозначая его границы и ограничивая доступ на лесной участок.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, представленных каждой из сторон, которым суд дал полную, всестороннюю и объективную оценку по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для переоценки собранных по делу доказательств не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, основанную на ошибочном толковании норм материального права, достаточно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правовую оценку в решении суда.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом также не допущено.
При таком положении судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований, предусмотренных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь
статьями 327,
328,
329,
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 30 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческого партнерства центр отдыха "Северная усадьба" - без удовлетворения.