Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Тверского областного суда от 19.08.2010 N 33-3107
В удовлетворении исковых требований об обязании устранить нарушения по обеспечению технической возможности принятия сигналов прямой телефонной связи отказано правомерно, поскольку обеспечение прямой телефонной связью зависит от наличия технической возможности предоставления доступа к сети телефонной связи.


Определение Тверского областного суда от 19.08.2010 N 33-3107
В удовлетворении исковых требований об обязании устранить нарушения по обеспечению технической возможности принятия сигналов прямой телефонной связи отказано правомерно, поскольку обеспечение прямой телефонной связью зависит от наличия технической возможности предоставления доступа к сети телефонной связи.

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2010 г. N 33-3107
судья Куликова Н.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Козловой Е.В.,
судей Малич В.С. и Лозовой Н.В.
с участием прокурора Тверской областной прокуратуры Мироновой М.С.
при секретаре Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
19 августа 2010 года
по докладу судьи Лозовой Н.В.
дело по кассационному представлению Кимрского межрайонного прокурора Громыко И.Б.
на решение Кимрского городского суда Тверской области
от 01 июня 2010 года,
которым постановлено:
"Исковые требования Кимрского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя школа N", Администрации города Кимры Тверской области, Государственному Учреждению "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Тверской области", Департаменту образования Тверской области об обязании устранить нарушения по обеспечению технической возможности принятия сигналов прямой телефонной связи оставить без удовлетворения".
Судебная коллегия
установила:
Кимрский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению "Средняя школа N", Администрации города Кимры Тверской области, Государственному учреждению "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Тверской области", Департаменту образования Тверской области об обязании устранить нарушения по обеспечению технической возможности принятия сигналов прямой телефонной связи.
Свои требования мотивирует тем, что совместно с государственными инспекторами по пожарному надзору отделения ГПН по г. Кимры и Кимрскому району были проведены проверки соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях с массовым пребыванием людей на территории города Кимры. В ходе проведения проверок установлено, что в МОУ "Средняя школа N" г. Кимры отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны. В соответствии с Уставом учреждения его учредителем является Администрация города Кимры Тверской области, деятельность школы финансируется ее учредителем в соответствии с договором между ними на основе Закона РФ "Об образовании", государственных и местных нормативов финансирования. Согласно ст. 34 ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу ст. 20 названного закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. П. 39 "Правил пожарной безопасности в РФ", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313 установлено, что организации с массовым пребыванием людей, необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. В соответствии с п. 1.2 Положения о государственном Учреждении "5 отряд федеральной противопожарной службы по Тверской области" данное учреждение создано с целью организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ на территории города Кимры и Кимрского района Тверской области.
В ходе проверки, проведенной в 2009 году, установлено, что оборудованию прямой телефонной связи учреждений города и района с подразделением пожарной охраны препятствует отсутствие технической возможности принятия сигналов прямой телефонной связи непосредственно в подразделении пожарной охраны ГУ "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Тверской области", находящемся в г. Кимры. Отсутствие оборудования для принятия сигналов прямой телефонной связи, в результате бездействия ответчиков в решении этого вопроса нарушает права воспитанников на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Кроме того, создает препятствие для незамедлительного реагирования в случае возникновения пожароопасной ситуации.
Просит суд обязать Департамент образования Тверской области и Администрацию города Кимры Тверской области устранить выявленные нарушения, а именно: принять организационные меры по приобретению и установке в муниципальном образовательном учреждении "Средняя школа N" оборудования, необходимого для организации прямой телефонной связи с ГУ "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Тверской области" в срок до 01 сентября 2010 года, обязать ГУ "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Тверской области" в срок до 01 сентября 2010 года установить оборудование, необходимое для организации прямой телефонной связи с МОУ "Средняя школа N", обязать МОУ "Средняя школа N" в срок до 01 сентября 2010 года установить оборудование, необходимое для организации прямой телефонной связи с ГУ "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Тверской области".
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика - Государственного Учреждения "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Тверской области" У. исковые требования не признал, пояснив, что п. 39 Правил пожарной безопасности приведен исчерпывающий перечень лиц, на которых распространяется необходимость по обеспечению прямой телефонной связью. Учреждение, интересы которого он представляет, к таковым не относится. Вместе с тем, не возражает против предоставления помещение для установления пульта и обучения соответствующих работников правилам обращения с пультом. Обязанность по приобретению необходимого оборудования, обязанность по оплате расходов на приобретение и установку данного оборудования не входит в обязанности 5-го отряда. Полагает, что прокурором не представлено суду никаких данных, которые свидетельствовали бы о том, что со стороны ГУ "5 отряд Федеральной противопожарной службы по Тверской области" имеет место нарушение, в связи с чем требования прокурора, предъявляемые к данному учреждению, считает не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика - Администрации города Кимры Тверской области - М. исковые требования не признал, пояснив, что ссылка прокурора в обоснование заявленных им исковых требований, на п. 39 Правил пожарной безопасности в РФ необъективны. По установке оборудования потребуется значительные средства, которые в бюджете города отсутствуют. Кроме того прокурором не указано, какое именно оборудование необходимо установить.
Представитель ответчика - МОУ "Средняя школа N" в заявлении поддерживает позицию администрации города.
Представитель ответчика Департамент образования Тверской области в судебное заседание не явился, представив в суд отзыв на иск указывая на следующее. Прямая телефонная связь не является составной частью общеобразовательной программы и не может быть оплачена за счет средств субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования в муниципальных образовательных учреждений Тверской области. Департамент образования Тверской области не имеет права отстаивать финансовые, хозяйственные и правовые интересы учреждений образования не находящиеся в ведении субъекта.
Представитель третьего лица отдела ГПН по г. Кимры и Кимрскому району К. - полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица - отдела образования г. Кимры в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение
В кассационном представлении Кимрский межрайонный прокурор с решением суда не согласился и просит его отменить, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Пунктом 39 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313 установлено, что организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия, нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель Отдела Госпожнадзора указывал на необходимость обеспечения учреждения прямой телефонной связью, связывая это обстоятельство с угрозой жизни и здоровью находящихся в учреждении граждан, а также подтверждая, что исполнение требований ст. 39 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) является обязательным (а не императивным, как указано в решении суда).
Суду представлен акт проверки учреждения, в котором установлено отсутствие прямой телефонной связи, а также предписание Госпожнадзора об устранении выявленных нарушений.
Ссылка администрации города на отсутствие технической возможности обеспечения прямой телефонной связи является необоснованной и в первую очередь связана с отсутствием предусмотренных в бюджете города денежных средств, что не может являться основанием для неисполнения требований Закона о пожарной безопасности. Суд делает вывод на отсутствие технической возможности установки прямой телефонной связи.
Как следует из Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением правительства (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.12.2005 г. N 828, от 05.02.2007 г. N 77, от 25.07.2007 г. N 477, от 16.02.2008 г. N 93) техническая возможность предоставления доступа к сети местной телефонной связи - это одновременное наличие незадействованной емкости узла связи, в зоне действия которого запрашивается подключение "пользовательского (оконечного) оборудования к сети местной телефонной связи и незадействованных линий связи, позволяющих сформировать абонентскую линию связи между узлом связи и этим пользовательским (оконченным) оборудованием.
При этом суд не учел, что согласно ГОСТ Р 50889-96 Государственный стандарт РФ "Сооружения местных телефонных сетей линейные термины и определения", принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 17.04.1996 г. N 278 линия прямой связи местной телефонной сети - это линия местной телефонной сети, соединяющая источник информации с ее потребителем без участия коммутационных устройств телефонных станции сети, т.е. вышеуказанная ссылка суда на отсутствие технической возможности, предусмотренной Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи к "прямой телефонной связи" не применима.
Изучив имеющиеся материалы, обсудив доводы кассационного представления, выслушав пояснения прокурора Тверской областной прокуратуры Мироновой М.С., поддержавшей доводы кассационного представления, представителя ГУ "5 Отряд Федеральной противопожарной службы по Тверской области" У. и представителя Администрации города Кимры М., возражавших в удовлетворении кассационного представления прокурора, проверив законность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 37 ФЗ РФ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Из предписания N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведения обследования здания школы установлен ряд нарушений пожарной безопасности. Вместе с тем такое нарушение, как отсутствие прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны в данном предписании отсутствует. Данное нарушение отражено в акте проверки N от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование предъявленных требований, прокурор ссылается на п. 39 Правил пожарной безопасности, согласно которого организации с массовым пребыванием людей, необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. Вместе с тем, данная норма не содержит императивной обязанности организации установления прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов, а имеет указание на необходимость обеспечения, так как обеспечение прямой телефонной связи в соответствии с ФЗ "О связи" зависит от наличия технической возможности предоставления доступа к сети телефонной связи.
В судебном заседании суда первой инстанции был опрошен в качестве специалиста заместитель начальника ЦТЭТ - начальник ЦКТЭТ ФИО1, который пояснил, что ЦКТОЭ N не имеет технической возможности для организации прямой телефонной связи между муниципальными дошкольными и общеобразовательными учреждениями города Кимры т ГУ "5 ОФПС МЧС России по Тверской области".
Кроме того, представитель прокурорами его представитель ни в иске, ни в судебном заседании не указали, какое конкретно оборудование должно быть установлено ответчиками для обеспечения прямой телефонной связью, а ссылки только на Госстандарт Р 50889-96, в котором указано, что это должна быть линия местной телефонной связи, соединяющая источник информации с ее потребителем без участия коммутационных устройств телефонных станций сети, то данные требования носят неопределенный характер.
Судом установлено и не отрицалось никем из участников, что возможность вызова экстренных оперативных служб обеспечивается на данный момент оператором связи ОАО "Центртелеком", оказывающим услуги местной телефонной связи МОУ "Средняя школа N" бесплатно и круглосуточно посредством набора номера "01" для соответствующей пожарной службы.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что МОУ "Средняя школа N" ОГПН по г. Кимры и Кимрскому району предписания на установление прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны не выдавались.
Суд первой инстанции, проанализировав все представленные суду доказательства, правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом норм материального права судебная коллегия считает не состоятельными.
Обжалуемое судебное решение соответствует требованиям закона и установленным в ходе рассмотрения спора фактическим обстоятельствам.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кимрского городского суда Тверской области от 01 июня 2010 года оставить без изменения, кассационное представление Кимрского межрайонного прокурора Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.КОЗЛОВА
Судьи областного суда
В.С.МАЛИЧ
Н.В.ЛОЗОВАЯ