Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Тверского областного суда от 17.11.2011 по делу N 33-4456
Дело по иску об обязании обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, направлено на новое рассмотрение, так как неправильно определены обстоятельства, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства.
Кассационное определение Тверского областного суда от 17.11.2011 по делу N 33-4456
Дело по иску об обязании обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, направлено на новое рассмотрение, так как неправильно определены обстоятельства, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства.
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 ноября 2011 г. по делу N 33-4456
Судья: Ежелый В.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего судьи Крыловой В.Н.,
судей Кубаревой Т.В. и Буйнова Ю.К.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
17 ноября 2011 года
по докладу судьи Кубаревой Т.В.,
дело по кассационному представлению прокурора города Осташкова Тверской области на решение Осташковского городского суда Тверской области от 24 августа 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора города Осташкова к администрации муниципального образования "Ждановское сельское поселение" об обязании обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров отказать."
Судебная коллегия
установила:
Прокурор города Осташкова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Ждановское сельское поселение" об обязании в срок до 1 августа 2011 года обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, подверженных угрозе распространения лесных пожаров.
В обоснование требований указал, что согласно письму Осташковского лесничества Тверской области деревни Раменье, Крутец, Крапивня, Заболотье Ждановского сельского поселения граничат с лесными массивами и подвержены угрозе распространения лесных пожаров. Из представленных главой администрации МО "Ждановское сельское поселение" паспортов пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесного пожара, следует, что в деревнях Раменье, Крутец, Крапивня, Заболотье в нарушение
п. 112 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313 (далее Правила) не осуществляется своевременная очистка территорий населенных пунктов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы, отсутствуют минерализованные полосы между вышеуказанными населенными пунктами и лесными массивами на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесными участками, в деревнях Раменье, Крутец, Крапивня, Заболотье в нарушение
п. 114 Правил не оборудована звуковая сигнализация для оповещения людей на случай чрезвычайных ситуаций, в нарушение
п.п. 90,
94 Правил в районе д. Крутец, д. Крапивня, д. Заболотье у водоемов, используемых для наружного пожаротушения и по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водного источника), не оборудованы площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей для забора воды в любое время года.
На указанных основаниях истец просил обязать администрацию МО "Ждановское сельское поселение" в срок до 1 августа 2011 года устроить минерализованную противопожарную полосу на всей протяженности участков границ населенных пунктов д. Раменье (1 км), д. Крутец (1 км), д. Крапивня (1 км), д. Заболотье (500 м) с лесными участками, установить в этих населенных пунктах звуковые системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, установить у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и расположенных в районе д. Крутец, д. Крапивня, д. Заболотье и по направлению движения к ним соответствующие указатели, устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м к водоисточникам, расположенным в районе вышеуказанных деревень для установки пожарных автомобилей и забора воды.
Впоследствии прокурор уточнил срок исполнения заявленных требований до 1 октября 2011 года и просил обязать администрацию МО "Ждановское сельское поселение" устроить противопожарные защитные полосы вместо минерализованных противопожарных полос в вышеуказанных деревнях.
В судебном заседании прокурор Волощук Е.В. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика-администрации МО "Ждановское сельское поселение" - Глава сельского поселения К. требования не признала, пояснив, что согласно
ФЗ N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения и оповещение населения на случай чрезвычайной ситуации. Эти требования администрацией выполняются.
Представитель третьего лица - отделения НД по г. Осташкову и Осташковскому району ГУ МЧС России по Тверской области З. требования поддержал, пояснив, что в настоящее время в деревнях Раменье, Крутец, Крапивня, Заболотье звуковые системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях установлены, пожарные водоемы указателями местонахождения обозначены, подъезды к пожарным водоемам обустроены, пожарные машины к ним подъехать смогут, опахана д. Крапивня. Опахать д. Крутец, д. Раменье, д. Заболотье невозможно, однако главой поселения ежегодно принимаются меры по обеспечению надлежащей охраны этих населенных пунктов в границах поселения от лесных пожаров, в частности убирается мусор, сухие ветки, окашивается трава.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационном представлении помощник прокурора г. Осташкова Тверской области Волощук Е.В. ставит вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В представлении указывается на незаконность и необоснованность постановленного судебного акта, неправомерность выводов суда и не соответствие их действительности, на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения прокурора Михайловой Р.С., поддержавшей кассационное представление, представителя ответчика К., просившей в удовлетворении представления отказать, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит постановленное решение суда подлежащим отмене.
Основаниями для отмены решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (
ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно
п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В
ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ дано понятие пожарной безопасности и требованиям пожарной безопасности. Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 указанного закона предусмотрен перечень полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. Кроме других мер, закон предусматривает создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
В соответствии со
статьей 63 Федерального закона "Технический регламент требований пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории; обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особо противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
При разбирательстве дела суду первой инстанции следовало выяснить, исполняются ли органом местного самоуправления, возложенные на него полномочия, а именно приняты ли МО "Ждановское сельское поселение" Осташковского района первичные меры пожарной безопасности.
Из материалов дела усматривается, что 3 марта 2011 года постановлением N 9 Главы администрации МО "Ждановское сельское поселение" Осташковского района "О неотложных мерах по подготовке к пожароопасному периоду на территории муниципального образования "Ждановское сельское поселение" и охране лесов, торфяных месторождений, объектов экономики и населенных пунктов от пожаров в 2011 году" утвержден План мероприятий по предупреждению и смягчению последствий от пожаров.
Пунктами 6, 7, 8, 12 Плана в срок до 4 апреля 2011 года администрацией планировалось провести организационные и технические мероприятия по защите от пожаров (перебросов огня с горящей сухой травы) населенных пунктов, объектов экономики, расположенных на закрепленной территории; в срок до 1 июня 2011 года провести проверку и привести в надлежащее состояние противопожарные барьеры, противопожарные водоемы, а также подъездные пути к местам забора воды; до 1 июня 2011 года создать необходимые резервы финансовых и материальных средств; в срок до 20 апреля 2011 года организовать проверки за содержанием защитных полос вокруг населенных пунктов, обеспечением готовности мобильных групп к ликвидации пожаров на земельных участках.
Доводы прокурора, заявившего исковые требования, сводились к тому, что ответчиком администрацией МО "Ждановское сельское поселение" не приняты меры, направленные на предотвращение пожаров в населенных пунктах. Не устранение выявленных прокурором нарушений законодательства может повлечь возникновение пожара, несвоевременную эвакуацию населения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
В подтверждение своих доводов прокурор сослался, в том числе, и на сведения, содержащиеся в Паспортах Пожарной безопасности населенных пунктов "Ждановского сельского поселения", утвержденных Главой МО "Ждановское сельское поселение", из которых усматривается, что не все мероприятия, запланированные администрацией сельского поселения, выполнены.
При таких обстоятельствах суду следовало проверить обоснованность доводов прокурора, для чего исследовать доказательства, подтверждающие исполнение тех или иных мероприятий в сфере пожарной безопасности, к которым можно отнести акты проверки, составленные компетентными органами.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что само по себе отсутствие того или иного населенного пункта в перечне населенных пунктов Тверской области, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, не освобождает администрацию сельского поселения от исполнения возложенных на нее полномочий, связанных с обеспечением первичных мер пожарной безопасности.
Не проанализированы судом первой инстанции и пояснения Главы администрации "Ждановское сельское поселение" К., которая не отрицала факта невыполнения ряда мероприятий.
Указанные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения спора.
Отказывая в удовлетворении иска прокурора, суд также сослался на
ч. 5 ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ, в соответствии с которой допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей. Суд исходил из того, что в д. Раменье численность постоянно зарегистрированного населения составляет 3 человека, в летний период - 9 человек, в д. Крутец постоянно зарегистрировано 13 человек, в летний период - 21 человек, в д. Крапивня постоянно зарегистрировано 24 человека, в летний период - 35 человек, в д. Заболотье постоянно зарегистрировано 5 человек, летом - 9 человек.
Вместе с тем суд не учел, что в указанных населенных пунктах уже имеются водоемы (водоисточники) и требования, предусмотренные
пунктом 90 Правил пожарной безопасности должны быть выполнены.
Таким образом, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
Учитывая, что судом первой инстанции не установлены юридически значимые обстоятельства, дело подлежит возвращению в суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное выше, проверить выполнены ли органом местного самоуправления администрацией МО "Ждановское сельское поселение" первичные меры пожарной безопасности: имеются ли между населенными пунктами - д. Раменье, д. Крутец, д. Крапивня, д. Заболотье Ждановского сельского поселения Осташковского района Тверской области и лесными массивами противопожарные защитные полосы на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесными участками; установлены ли звуковые системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации; установлены ли у водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения и по направлению движения к ним соответствующие указатели; устроены ли в населенных пунктах подъезды к водоисточнику, для чего истребовать у компетентных органов соответствующие акты проверки, заверенные в установленном законом порядке.
Руководствуясь
ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Осташковского городского суда Тверской области от 24 августа 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
В.Н.КРЫЛОВА
Судьи
Т.В.КУБАРЕВА
Ю.К.БУЙНОВ