Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Смоленского областного суда от 30.08.2011 по делу N 33-2772
Дело о признании незаконным отказа органа ПФ РФ в досрочном установлении трудовой пенсии, присуждении пенсии направлено на новое рассмотрение, так как суд не учел, что государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ только после 01.01.2005, вопрос о возможности включения в специальный стаж истца периодов работы в подразделении противопожарной службы до 01.01.2005 суд не исследовал.
Кассационное определение Смоленского областного суда от 30.08.2011 по делу N 33-2772
Дело о признании незаконным отказа органа ПФ РФ в досрочном установлении трудовой пенсии, присуждении пенсии направлено на новое рассмотрение, так как суд не учел, что государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ только после 01.01.2005, вопрос о возможности включения в специальный стаж истца периодов работы в подразделении противопожарной службы до 01.01.2005 суд не исследовал.
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2011 г. по делу N 33-2772
Судья Иваненкова Н.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коржакова И.П.,
судей Пудова А.В. и Ивашневой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Ф. на решение Починковского районного суда Смоленской области от 18 июля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., судебная коллегия
установила:
И. обратился в Починковский районный суд Смоленской области с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Починковском районе Смоленской области о присуждении пенсии по правилам
подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", назначаемой мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее также - специальный стаж), считая незаконным и необоснованным решение ответчика N 6 от 11.03.2011 г. об отказе в установлении пенсии, которым в его специальный стаж не был включен период прохождения службы в должности с (дата) по (дата).
Управление Пенсионного фонда РФ в Починковском районе Смоленской области иск не признало. Его представитель Т. пояснил, что в оспариваемый период подразделение, в котором служил И., относилось к противопожарной службе субъекта РФ - Смоленской области, тогда как в специальный стаж засчитывается только время службы в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России. Без включения указанного периода специальный стаж истца на дату обращения за пенсией составлял 23 года 6 мес. 05 дн., что недостаточно для назначения требуемой пенсии.
Обжалуемым решением в удовлетворении иска было отказано.
В рассматриваемой кассационной жалобе И. просит отменить решение, полагая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права. Указывает на то, что с (дата) по настоящее время работает в одном и том же подразделении противопожарной службы, его трудовая функция не менялась. Считает недоказанным вывод суда о том, что названное подразделение в период с 01.07.2004 г. по 31.12.2005 г. относилось к противопожарной службе субъекта РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, что И. с (дата) был принят на работу, затем переведен, потом снова профессиональной пожарной части N гор., которая приказом УВД по Смоленской области N 205 от 09.04.1993 г. реорганизована в часть пожарной охраны N отряда пожарной охраны N.
Вышеупомянутым решением N 6 от 11.03.2011 г. Управления Пенсионного фонда РФ в Починковском районе Смоленской области в специальный стаж истца были засчитаны периоды с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) (по день обращения за пенсией), т.е. всего 23 года 06 мес. 05 дн.
Во включении периода с (дата) по (дата) () было отказано, так как на основании Приказа N 491 от 24.06.2004 г. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области реорганизовано в Федеральное государственное учреждение Отряд государственной противопожарной службы N Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области, являющееся органом субъекта РФ.
Соглашаясь с таким решением ответчика и отказывая И. в иске, суд исходил из следующих обстоятельств.
В силу
пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с
пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 (ред. от 26.05.2009) был утвержден
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно
пункту 2 Постановления, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных названным Списком, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РФ N 1309 имеет дату 09.11.2001, а не 09.11.2011. | |
На основании
Указа Президента РФ от 09.11.2011 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел РФ была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ с существенными отличиями в их деятельности, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
При этом суд сослался также на правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную в его
Определении от 05.02.2009 N 552-О-О, в соответствии с которой досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста.
Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов РФ.
Таким образом, как указал суд, пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периода работы в противопожарной службе субъекта РФ, к каковой в оспариваемый период относился Отряд государственной противопожарной службы N 6, где проходил службу истец.
Между тем в деле отсутствует Приказ N 491 от 24.06.2004 г., на основании которого Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области было реорганизовано в Федеральное государственное учреждение Отряд государственной противопожарной службы N Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области.
Нет также Положения, Приказов и т.п., определяющих характер деятельности Отряда государственной противопожарной службы N в период с (дата) по (дата), его подчиненность, структуру, финансирование и т.д.
Без указанных документов невозможно проверить вывод суда первой инстанции о том, что в оспариваемый период Отряд государственной противопожарной службы N относился к противопожарной службе субъекта РФ (Смоленской области).
Кроме того, суд не учел, что
Указом Президента РФ от 09.11.2011 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" в состав Государственной противопожарной службы МЧС РФ были переданы все входящие в систему Государственной противопожарной службы МВД РФ по состоянию на 01.10.2001 г. центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
Прежней редакцией
статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" было предусмотрено, что Государственная противопожарная служба является единой самостоятельной оперативной службой и в таком качестве вся входит в состав МЧС РФ.
Лишь после внесения в указанную
статью Федеральным
законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ изменений, которые вступили в силу с 01.01.2005 г., Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ.
Суд вопрос о возможности включения в специальный стаж И. периодов работы до 01.01.2005 г. не исследовал.
Поскольку судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильно применены нормы материального и процессуального права, решение нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.
Допущенные нарушения по своему характеру не могут быть устранены судом кассационной инстанции, поэтому дело необходимо направить в суд первой инстанции, который при новом рассмотрении обязан учесть изложенное.
определила:
Решение Починковского районного суда Смоленской области от 18 июля 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.