Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ярославского областного суда от 10.09.2012 по делу N 33-4552/2012
Иск об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворен правомерно, поскольку образовательные учреждения обязаны создавать условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности. При этом обязанность по устранению указанных нарушений возложена на образовательное учреждение, а по финансированию - на собственника имущества.
Апелляционное определение Ярославского областного суда от 10.09.2012 по делу N 33-4552/2012
Иск об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворен правомерно, поскольку образовательные учреждения обязаны создавать условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности. При этом обязанность по устранению указанных нарушений возложена на образовательное учреждение, а по финансированию - на собственника имущества.
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2012 г. по делу N 33-4552/2012
Судья Марокова Т.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
Председательствующего Гушкан С.А.,
судей Бачинской Н.Ю., Парменычевой М.В.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Н.Ю.Бачинской
10 сентября 2012 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Угличского муниципального района на решение Угличского районного суда Ярославской области от 01 июня 2012 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию Угличского муниципального района выделить муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 8 денежные средства в объеме, необходимом для выполнения работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в части замены линолеума, использованного для отделки полов на путях эвакуации и зальных помещениях в здании МОУ СОШ N 8, расположенном по адресу: <...>, <...>, <...>, в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 8 в двухмесячный срок после поступления денежных средств на финансирование указанных мероприятий в полном объеме, устранить нарушения требований пожарной безопасности путем замены линолеума, использованного для отделки полов на путях эвакуации и зальных помещениях в здании образовательного учреждения, находящегося по адресу: <...>, <...>, <...>".
По делу
установлено:
В МОУ СОШ N 8 г. Углича для отделки полов на путях эвакуации и в зальных помещениях используется линолеум, качество которого не соответствует в полном объеме требованиям пожарной безопасности, что является нарушением
п. 3 Правил пожарной безопасности 01-03,
ст. 89,
134 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
И.о. Угличского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации УМР, МУ "Управление образования" Администрации Угличского МР, МОУ СОШ N 8 г. Углича об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование своих требований указывает, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних со стороны образовательных учреждений, в частности со стороны МОУ СОШ N 8 г. Углича в помещении образовательного учреждения выявлены нарушения. Обязанность по их устранению возложена на МОУ СОШ N 8 г. Углича. Финансирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности образовательного учреждения возложено на собственника имущества, в данном случае на Администрацию Угличского МР. Эксплуатация здания учреждения при наличии выявленных нарушений требований пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, обучающихся в МОУ СОШ N 8, людей работающих в учреждении, а также неопределенного круга лиц. С учетом уточненных требований, просил суд обязать Администрацию Угличского МР в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений в помещении МОУ СОШ N 8 г. Углича, обязать МОУ СОШ N 8 устранить нарушения требований пожарной безопасности в двухмесячный срок после поступления денежных средств на финансирование указанных мероприятий в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об изменении решения суда, отказе в удовлетворении исковых требований в отношении Администрации Угличского муниципального района Ярославской области. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушению норм материального права; в частности, автор жалобы ссылается на то, что Администрация Угличского муниципального района Ярославской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам жалобы, заслушав С. в поддержание доводов жалобы, прокурора Лемехову Т.С., представителя Управления образования УМР А., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене принятого судом решения.
Рассматривая данное дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу о нарушении требований пожарной безопасности в здании МОУ СОШ N 8 и возложил обязанность по устранению выявленных нарушений на образовательное учреждение, а по финансированию устранений - на собственника имущества, учредителя бюджетного учреждения - Администрацию Угличского муниципального района.
С выводами суда, мотивами, изложенными в решении суда, и применением при разрешении спора норм материального права судебная коллегия соглашается и считает их правильными.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы.
По делу установлено, что в помещениях МОУ СОШ N 8 по адресу: <...>, <...>, <...>, для отделки полов на путях эвакуации и в зальных помещениях используется линолеум, качество которого не соответствует в полном объеме требованиям пожарной безопасности, что является нарушением
п. 3 Правил пожарной безопасности 01-03,
ст. ст. 89,
134 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Возлагая на МОУ СОШ N 8 обязанность по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности путем замены линолеума использованного для отделки полов на путях эвакуации и зальных помещениях в здании образовательного учреждения, суд правомерно руководствовался положениями Федерального
закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 года "О пожарной безопасности" и
Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в соответствии с которыми образовательные учреждения обязаны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепления здоровья обучающихся, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии Уставом, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 8 учреждена Администрацией Угличского муниципального района, находится в муниципальной собственности и финансируется за счет бюджетных средств.
Статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
При этом, свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Применительно к бюджетным учреждениям законодатель оперирует термином "финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания" (
статья 9.2 Закона). В данном случае имеется в виду то, что, ставя перед бюджетным учреждением задания, публичные образования принимают на себя необходимые расходы по его выполнению. Так, согласно
п. 6 ст. 9.2 Закона финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, кроме прочего, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
Таким образом, важной характеристикой учреждения как юридического лица является то, что его деятельность финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе, и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.
В отношении бюджетных учреждений подлежит применению правило
ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым определяются особенности правового положения бюджетных учреждений. В частности, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом, права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены.
Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Кроме того,
пунктом 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в частности, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что возложение судом на собственника имущества, учредителя бюджетного учреждения - Администрацию Угличского муниципального района обязанности по финансированию мероприятий по устранению имеющих место нарушений требований пожарной безопасности, которые сводятся к значительным финансовым вложениям в переданное собственником недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, соответствует приведенным выше нормам права.
Доводы жалобы о том, что Администрация Угличского муниципального района Ярославской области является ненадлежащим ответчиком по делу и школа обязана устранить нарушения за счет собственных средств, аналогичные тем, которые приводили ее представители в возражениях на иск в суде первой инстанции, и по изложенным мотивам судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Дополнительный довод жалобы, заявленный в суде апелляционной инстанции со ссылкой на договор от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за учреждением (школой) муниципального имущества на праве оперативного управления, в силу которого школа должна производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку указанный довод и сам договор не был предметом исследования в суде первой инстанции, апелляционной инстанцией он не может быть принят в качестве дополнительного доказательства, поскольку представитель администрации не обосновал невозможность его представления при рассмотрении дела по существу (
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).
Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения.
Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Администрации Угличского муниципального района Ярославской области на решение Угличского районного суда Ярославской области от 01 июня 2012 года оставить без удовлетворения.