Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.08.2023 N 88-14741/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 12.01.2023 N 33-114/2023 по делу N 2-275/2022
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: Об устранении нарушений законодательства в деятельности котельных.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, пожарной безопасности котельные не оборудованы установками очистки газов и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также средствами шлакозолоудаления и искрогашения, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 12.01.2023 N 33-114/2023 по делу N 2-275/2022
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: Об устранении нарушений законодательства в деятельности котельных.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, пожарной безопасности котельные не оборудованы установками очистки газов и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также средствами шлакозолоудаления и искрогашения, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду.
Решение: Удовлетворено в части.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 января 2023 г. по делу N 2-275/2022(33-114/2023)
УИД 11RS0014-01-2022-000306-06
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании 12 января 2023 года дело по иску прокурора Корткеросского района к АО "Коми тепловая компания" об устранении нарушений законодательства в деятельности котельных
по апелляционной жалобе АО "Коми тепловая компания" на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 24 октября 2022 года, которым постановлено:
требования удовлетворить частично,
обязать АО "Коми тепловая компания" в срок до 01 июля 2023 года:
- оборудовать установками очитки газов и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, котельные, расположенные <Адрес обезличен>
- оборудовать средствами шлакозолоудаления и искрогашения котельные, расположенные по адресам: <Адрес обезличен>
в остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., объяснение представителя АО "Коми тепловая компания" - С., прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился в суд с иском к АО "Коми тепловая компания" (далее АО "КТК"), с учетом последующего уточнения, об обязании оборудовать установками очистки газов и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, котельные, расположенные в Корткеросском районе по адресам: <Адрес обезличен>
В обоснование иска указано, что в ходе проверки по обращению гражданина в рамках надзора за соблюдением прав граждан в коммунальной сфере установлено, что указанные котельные осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, однако в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, пожарной безопасности котельные АО "КТК" не оборудованы установками очистки газов и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также средствами шлакозолоудаления и искрогашения (кроме котельной с. Нившера), что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду.
Суд принял приведенное решение о частичном удовлетворении иска, обжалованное ответчиком.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со
ст. 167 и
327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о слушании.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в собственности АО "КТК" находятся котельные, расположенные в Корткеросском районе Республики Коми по адресам: <Адрес обезличен>
Согласно сведениям администрации СП "Небдино" и пояснениям сторон зданию котельной <Адрес обезличен> в 2006 году присвоен новый адрес: <Адрес обезличен>
Котельные, кроме котельной <Адрес обезличен>, работают на твердом топливе (уголь, брикеты) и отнесены к III категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что эксплуатация котельных осуществляется без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, золоуловитель (искрогаситель) установлен только на котельной, расположенной в <Адрес обезличен>.
Ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" закреплены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в том числе: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 утверждены
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок,
пп. 4.3.1,
4.3.4 которых установлено, что в котельных, работающих на твердом топливе, системы шлакозолоудаления должны обеспечивать надежное и бесперебойное удаление золы и шлаков, безопасность обслуживающего персонала, защиту окружающей среды от запыленности и загрязнения; котельные установки, работающие на твердом топливе, как правило, оборудуются золоуловителями; обслуживающий персонал котельной осуществляет обеспечение бесперебойной работы золоулавливающей установки.
Кроме того,
пп. "з" п. 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 и устанавливающих требования пожарной безопасности, определяющих порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности, запрещено эксплуатировать котельные установки, работающие на твердом топливе, дымовые трубы которых не оборудованы искрогасителями и не очищены от сажи.
В силу стст. 1, 37 Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; к обязательным требованиям пожарной безопасности отнесены специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Кроме того, в силу п. 4.1.1.2. ГОСТ Р 50831-95. Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования, утвержденные постановлением Госстандарта России от 25.10.1995 N 553, тепломеханическое оборудование установки котельной, которое включает полностью или частично, в том числе, оборудование для очистки дымовых газов, которое включает полностью или частично: комплектные золовые электрофильтры, золоуловители механические (циклоны, батарейные циклоны, аппараты мокрой очистки), оборудование для удаления золы из-под золоуловителей в пределах установки, установка сероочистки (блок абсорбера, насосы подачи суспензии, воздуходувки, теплообменники жидкостные и газовые для охлаждения и подогрева газов до и после сероочистки, дозаторы известняка, дозаторы гипса, аппараты для приготовления и хранения реагентов), установка азотоочистки (каталитические реактор с системой ввода и распределения аммиачновоздушной смеси, дозаторы аммиака, теплообменники для подогрева газов), дымососы газоочистки, зологазовоздухопроводы в пределах газоочистки, газопроводы от котла до сборных боровов к дымовой трубе, системы автоматизации, управления и технологических защит газоочистки, система технической диагностики газоочистки.
Учитывая приведенные нормы права, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по оборудованию котельных, работающих на твердом топливе, средствами шлакозолоудаления и искрогашения.
Доводы ответчика со ссылкой на
СНиП II-35-76,
СП 7.13130.2013,
СП 4.13130.2013 о неверно выбранном истцом предмете иска, т.к. пунктом 79 Правил противопожарного режима в РФ запрещено эксплуатировать котельные установки, работающие на твердом топливе, дымовые трубы которых не оборудованы искрогасителями и не очищены от сажи, но не установлена обязанность устанавливать искрогаситель, отклоняются.
В силу
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований
Закона.
В соответствии с
подп. "з" п. 79 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1479 от 16.09.2020, при эксплуатации котельных и других теплопроизводящих установок запрещается эксплуатировать котельные установки, работающие на твердом топливе, дымовые трубы которых не оборудованы искрогасителями и не очищены от сажи.
Как следует из материалов дела, ответчик, осуществляя деятельность по предоставлению коммунальных услуг по теплоснабжению населения посредством эксплуатации котельных, расположенных на территории Корткеросского района, в нарушение п. 79 ППР не оборудовал котельные Корткесосского филиала искрогасителями, золоуловителями.
Доказательств, подтверждающих установку в дымовых трубах искрогасителей, золоуловителей ответчиком суду не предъявлено. Технического заключения, подтверждающего наличие в котельных иного сертифицированного оборудования, выполняющего функции искрогасителя, золоуловителя, в деле также не имеется.Кроме того,
п. 9.3.1 СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76" (утв.
Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 944/пр) предусмотрено, что котельные, предназначенные для работы на твердом топливе (угле, торфе, сланцах, древесных отходах и т.д.), должны быть оборудованы установками для очистки дымовых газов от золы. При применении твердого топлива в качестве аварийного, установка золоуловителей не требуется.
Ссылка на нераспространение приведенных норм на ранее построенные здание отклоняется, поскольку в соответствии с
пунктом 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, настоящие
Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Также суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу обязании ответчика оборудовать котельные установками очитки газов и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В
ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) закреплено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в числе прочих: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 11 Закона N 7-ФЗ закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно
чч. 1,
2 ст. 34 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной
п. 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Ст. ст. 15, 16 Федерального
закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) предусмотрено, что в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Частями 1,
2 ст. 16.1,
ч. 1 ст. 30 Закона N 96-ФЗ также установлено, что эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
Правила эксплуатации установок очистки газа утверждены приказом Минприроды России от 15.09.2017 N 498 (далее Правила), которыми устанавливаются обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (хозяйствующие субъекты) установок очистки газа (далее ГОУ).
Так, запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
(п. 8). ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ
(п. 9). В случае, если ГОУ отключена или не обеспечивает проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования (установки) запрещена
(п. 10). ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ
(п. 13). Хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ
(п. 18). При обнаружении неисправности или отклонения показателей работы ГОУ от технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ, в том числе уточненных в ходе пусконаладочных работ ГОУ, хозяйствующие субъекты должны реализовывать мероприятия по устранению обнаруженных неисправностей при необходимости с отключением ГОУ и технологического оборудования (установки)
(п. 24).
В ходе рассмотрения дела установлено, что все котельные, находящиеся на балансе АО "КТК" установками очистки газов, а также средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не оборудованы.
Доводы ответчика о том, что безусловная обязанность оборудования котельных ГОУ действующим законодательством не установлена, поскольку выбросы котельных не превышают расчетных нормативов с учетом выданных санитарно-эпидемиологических заключений, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Приведенными нормами
п. 7 ст. 16 Закона N 96-ФЗ, а также
пп. 8,
9 Правил установлен запрет на размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, не имеющих предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Таким образом, обязанность хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих источники выбросов загрязняющих веществ, к которым относятся котельные, оборудовать указанные источники установками очистки газа законодательством установлена. В связи с чем именно на ответчике лежит обязанность по соблюдению обязательных норм по использованию газоочистного оборудования при эксплуатации источников, осуществляющих выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Довод о том, что данные норма распространяются на вновь размещаемые объекты, правомерно отклонен судом. Любое воздействие хозяйственной деятельности, последствия которой приводят к изменениям качества окружающей среды, является негативным, поступление в окружающую среду загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вне зависимости от соответствия их установленным нормативам, признается загрязнением окружающей среды. Факт выброса неочищенных загрязняющих веществ свидетельствует о загрязнении атмосферного воздуха, который с учетом требований
ст. 1 Закона N 7-ФЗ является компонентом окружающей среды.
Довод об отсутствии превышений допустимых уровней концентрации вредных веществ отклоняется, поскольку предусмотренные законом меры по охране окружающей среды и воздуха направлены не только на приведение уровня загрязнений до установленных нормативом, но и недопустимость возникновения самого факта загрязнения.
Таким образом, вывод суда о необходимости проведения работ по оборудованию котельных газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является правильным, соответствует предписаниям
пункта 7 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", которыми установлен запрет на эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, не имеющих предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Правильность толкования норм права подтверждается позицией, изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2022 N 58-КАД22-16-К9.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных по делу доказательств, оценка которым подробно дана в решении суда, в связи с чем оснований для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм действующего законодательства не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные законом процессуальные требования.
Руководствуясь
ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 24 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Коми тепловая компания" - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.01.2023.