Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 31.10.2022 N 88-19241/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 05.07.2022 N 33-1929/2022 по делу N 2-119/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы РФ, для работников противопожарной службы субъектов РФ аналогичное право не установлено.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 05.07.2022 N 33-1929/2022 по делу N 2-119/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы РФ, для работников противопожарной службы субъектов РФ аналогичное право не установлено.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2022 г. N 33-1929/2022
10RS0015-01-2022-000321-20
Судья Копин С.А. | Дело N 2-119/2022 |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,
судей Евтушенко Д.А., Савина А.И.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 08 апреля 2022 года по гражданскому делу по иску А. к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Карелия о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
А. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Карелия по тем основаниям, что решением ответчика N от 29.12.2021 ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа работы на должностях государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти. Истец с данным решением не согласен. Указал на то, что с 19.04.1993 до 10.01.2018 осуществлял трудовую деятельность в качестве водителя оперативного автомобиля, который использовался при проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с пожарами. В связи с характером выполняемой им работы ему назначалась и выплачивалась надбавка к должностному окладу за особый режим работы и за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Несмотря на реорганизацию отряда противопожарной службы, он осуществлял трудовую деятельность в качестве водителя оперативного автомобиля и привлекался для тушения пожаров. На основании изложенного, просил обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ" периоды его работы: с 10.03.2004 по 13.02.2013, с 16.02.2013 по 31.07.2013, с 03.08.2013 по 14.04.2014, с 17.04.2014 по 16.06.2015, с 20.06.2015 по 10.01.2018; обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 10.12.2021; взыскать с ответчика судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена пожарно-спасательная часть N по охране (.....) ГКУ РК Отряд противопожарной службы по Пудожскому району.
Решением Пудожского районного суда Республики Карелия от 08.04.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен истец. В апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что суд первой инстанции не учел характер фактически выполняемой им работы в спорные периоды. Также суд не принял во внимание карту аттестации рабочего места N от февраля 2012 года, из которой следует, что работодателем была проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой сделаны выводы о наличии у работников прав на досрочное пенсионное обеспечение в связи с вредными условиями труда. Обращает внимание на то, что после издания Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N и изменения статуса учреждения, его трудовые и функциональные обязанности не поменялись.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со
ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно
ч. ч. 1,
3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному
закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Из
п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ следует, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с
ч. 2 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с
частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из
ч. 3 и
ч. 4 ст. 30 названного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с
п. п. "л" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера используется
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
До вступления в силу
Постановления от 18.06.2002 N 437 применялся
Перечень оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), утвержденный Приказом МВД России от 27.07.2001 года N 696.
Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437, предусмотрена должность водителя (шофера) автомобиля (пожарного) (код профессии - 11442).
В
п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим
Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно
ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Из
Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" следует, что Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.
Судом установлено, что 10.12.2021 истец А., ХХ.ХХ.ХХ г.р., обратился в Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Решением ответчика от 29.12.2021 в назначении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти.
Из решения следует, что в указанный стаж не включен период работы истца с 10.03.2004 по 10.01.2018 в должности "водителя пожарного автомобиля" в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Пудожском муниципальном образовании Республики Карелия (с 01.01.2006 - Государственное учреждение Республики Карелия "Отряд противопожарной службы по Пудожскому району"; с 27.06.2011 - Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Отряд противопожарной службы по Пудожскому району"), поскольку указанные организации не относятся к профессиональной противопожарной службе, входящей в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Страховой стаж работы истца на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти составил 15 лет 02 месяца 25 дней (период работы до 01.01.2002 в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, исчислен в льготном порядке (учтен в полуторном размере) в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством), что меньше требуемого стажа - 25 лет.
Из материалов дела следует, что 19.04.1993 истец принят на работу в качестве водителя 3 класса автомобиля УАЗ 469 в Пудожский пожарно-спасательный отряд ПАСС МВД КАССР; 10.01.2018 - уволен по соглашению сторон.
Согласно сведениям, представленным из ГКУ РК "Отряд противопожарной службы по Пудожскому району", в связи с проводимыми организационными мероприятиями проводились переименования организации: с 21.06.1993 года - отряд пожарной охраны противопожарной аварийно - спасательной службы МВД Республики Карелия г. Пудожа; с 01.06.1996 года - Отряд государственной противопожарной службы УГПС МВД Карелии г. Пудожа; с 01.10.1996 года - Отряд государственной противопожарной службы N УГПС МВД Карелии; с 01.01.2002 года - Отряд государственной противопожарной службы N г. Пудожа УГПС Министерства РФ по делам гражданской обороны и последствий стихийных бедствий Республики Карелия; с 10.03.2004 года Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Пудожском муниципальном образовании Республики Карелия УГПС МЧС России по Республики Карелия; с 01.01.2006 года - Государственное учреждение Республики Карелия "Отряд противопожарной службы по Пудожскому району"; с 27.06.2011 года - Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Отряд противопожарной службы по Пудожскому району".
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, пришел к выводу, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации аналогичное право данной нормой не установлено, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, и полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Действующим законодательством право на досрочную пенсию по старости для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предусмотренное в
пункте 18 части 1 статьи 30 Федерального закона правовое регулирование, определяющее условия назначения страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществляющим трудовую деятельность на определенных видах работ, направлено на реализацию права граждан на социальное обеспечение с учетом характера выполняемой работы и сохранение прав, приобретенных ими до введения в действие указанного Федерального
закона, а потому само по себе не может расцениваться как ущемляющее конституционные права граждан, в том числе заявителя. При определении льготных условий приобретения права на назначение страховой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа и закрепление различного порядка учета военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения указанных работ). Решение законодателя не включать периоды прохождения такой службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение (
Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2020 N 727-О).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования и проверки при рассмотрении дела судом первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, признаны необоснованными.
Выводы суда первой инстанции основаны на выяснении всех обстоятельств по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, постановление по делу судебное решение является законным и обоснованным.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
определила:
решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 08 апреля 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.