Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2023 N 88-6008/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 22.11.2022 N 33-3240/2022 по делу N 2-214/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 22.11.2022 N 33-3240/2022 по делу N 2-214/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2022 г. N 33-3240/2022
10RS0012-01-2022-000338-41
Судья Прокофьева И.М.
Дело N 2-214/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Глушенко Н.О.,
судей Гудковой Г.В., Курчавовой Н.Л.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 27 июля 2022 г. по иску Е. к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия о включении в стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия
установила:
иск предъявлен по тем основаниям, что решением ответчика истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" по причине недостаточности требуемого специального стажа. Не согласившись с указанным решением, истец просил обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды его работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ХХ.ХХ.ХХ, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С данным решением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что до ХХ.ХХ.ХХ отсутствовало понятие "противопожарная служба субъектов Российской Федерации". Указывает, что в спорные периоды работал в государственной противопожарной службе, характер его трудовой деятельности и функциональные обязанности не изменялись. Считает, что отсутствие кода особых условий труда в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета и неуплата страховых взносов не должны повлечь для него неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ (ч. 5 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии с абз. 4 ст. 148 и п. 4 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика.
Согласно ч. 1 ст. 43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, а также на предъявление встречного иска и требование принудительного исполнения решения суда.
Исходя из заявленных исковых требований, обстоятельств дела, а также из подлежащих применению норм материального права, регулирующих спорные отношения, суду первой инстанции следовало поставить на обсуждение сторон вопрос о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, работодателя истца - ГУ МЧС России по Республике Карелия.
Однако в нарушение приведенных выше норм процессуального законодательства настоящее дело рассмотрено без привлечения к участию в деле указанного юридического лица.
В связи с изложенным решение суда подлежит отмене по п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ с переходом к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции ХХ.ХХ.ХХ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Республике Карелия.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика К., действующий по доверенности, в судебном заседании апелляционной инстанции возражал по доводам жалобы.
Представитель ГУ МЧС России по Республике Карелия М., действующая по доверенности, в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, обозрев материалы отказных пенсионных дел Е., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 21 (в 2021 г.) мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (ст. 5).
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (применяется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665), в котором поименована должность "водитель (шофер) автомобиля (пожарного)" (код 11442).
Судом первой инстанции установлено, что ХХ.ХХ.ХХ истец Е., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, обратился к ответчику с заявлением о досрочном установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N от ХХ.ХХ.ХХ в установлении истцу указанной пенсии отказано по причине недостаточности требуемого стажа работы на должностях Государственной противопожарной службы.
Ответчик учел истцу в стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы 19 лет 07 месяцев 14 дней (периоды до ХХ.ХХ.ХХ в МКС исчислены в льготном порядке - учтены в полуторном размере), при требуемом стаже - 25 лет. Требуемая величина ИПК установлена.
В специальный стаж истца ответчиком не включены периоды работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, так как организации, в которых работал истец, относятся к противопожарной службе субъекта РФ;а также периоды работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены работодателем без указания кода особых условий труда.
Как следует из трудовой книжки Е., ХХ.ХХ.ХХ он принят на работу водителем 2 класса на пожарный автомобиль в пожарную часть N по охране (...) Государственной противопожарной службы N УГПС МВД Карелии (...).
В связи с тем, что Указом Президента РФ N от ХХ.ХХ.ХХ "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" с ХХ.ХХ.ХХ Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел РФ преобразована в Государственную противопожарную службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с ХХ.ХХ.ХХ постановлено считать истца работающим в Отряде Государственной противопожарной службы N Управления Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны и ликвидации стихийных бедствий Республики Карелия.
ХХ.ХХ.ХХ ОГПС N УГПС МЧС РФ Республики Карелия реорганизован в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Питкярантском муниципальном образовании Республики Карелия.
ХХ.ХХ.ХХ пожарная часть N ОГПС-17 переименована в пожарную часть N Управления по делам ГО и ЧС при Питкярантском муниципальном образовании Республики Карелия.
ХХ.ХХ.ХХ Управление по делам ГО и ЧС при Питкярантском муниципальном образовании Республики Карелия реорганизовано в Государственное учреждение Республики Карелия "Отряд противопожарной службы по (...)".
ХХ.ХХ.ХХ Е. уволен по переводу, п. 5 ст. 77 ТК РФ.
ХХ.ХХ.ХХ истец принят на работу водителем пожарного автомобиля в ГУ "Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по (...) Республики Карелия", откуда был уволен ХХ.ХХ.ХХ в связи с переводом в ГУ МЧС России по Республике Карелия.
ХХ.ХХ.ХХ Е. принят на работу в 68 пожарно-спасательную часть 5 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должность водителя автомобиля (пожарного).
Дата регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования - ХХ.ХХ.ХХ. Индивидуальный лицевой счет (далее также ИЛС) Е. за периоды с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ не содержит кода особых условий труда (28-ПЖ или 27-ПЖ).
Согласно справке Главного управления МЧС России по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ финансирование должности водителя автомобиля пожарного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Питкярантском муниципальном образовании Республики Карелия и Государственного учреждения Республики Карелия "Отряд противопожарной службы по (...)" осуществлялось за счет средств бюджета Республики Карелия.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что в специальный стаж не подлежат включению периоды работы истца: с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, так как не подтверждены данными индивидуального (персонифицированного) учета, а периоды с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, поскольку организации, в которых истец осуществлял свою деятельность, не входили в федеральную противопожарную службу.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия в полной мере согласиться не может.
Судом апелляционной инстанции в ГУ МЧС России по Республике Карелия были запрошены сведения относительно причин отсутствия в ИЛС Е. кода особых условий труда в спорные периоды, а также отнесения должностей, на которых работал истец, к должностям Государственной противопожарной службы МЧС России либо противопожарной службы субъектов и их финансирования.
Согласно сообщениям ГУ МЧС России по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ N б/н, от ХХ.ХХ.ХХ N ИВ-185-6570 финансирование должности водителя автомобиля (пожарного), в которой работал Е., осуществлялось за счет средств федерального бюджета в периоды: с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в ГУ МЧС России по Республике Карелия - в соответствии с приказом МЧС России от ХХ.ХХ.ХХ N, и с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в пожарной части по охране (...) государственного учреждения "Отряд государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по (...) Республики Карелия" - в соответствии с приказом ГУ МЧС России по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ N.
Финансирование должности водителя автомобиля (пожарного) пожарной части по охране (...) в периоды с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ осуществлялось за счет средств республиканского бюджета.
Также из указанного сообщения ГУ МЧС по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ и пояснений представителя ответчика следует, что в годовой отчетности по форме СЗВ-СТАЖ период очередного отпуска Е. с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ был ошибочно указан работодателем без кода особых условий. В связи с поступившим от ОПФР по Республике Карелия уведомлением ХХ.ХХ.ХХ работодатель откорректировал сведения индивидуального учета, указав код особых условий 27-ПЖ за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ.
Судом апелляционной инстанции у ответчика были запрошены сведения о состоянии ИЛС истца и о внесенных в него корректирующих данных за периоды с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ.
Согласно ответу от ХХ.ХХ.ХХ N страхователем (работодателем истца) были внесены корректирующие сведения в отношении периодов работы истца, в том числе за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ представлены сведения без отражения кода особых условий труда, а за период дополнительного отпуска с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ сведения сданы с отражением кода особых условий труда (27-ПЖ).
Из представленной ответчиком выписке из ИЛС Е. на ХХ.ХХ.ХХ следует, что спорные периоды работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ отражены работодателем с указанием кода особых условий труда (28-ПЖ и 27-ПЖ), а периоды работы с ХХ.ХХ.ХХ по 09.2004 и с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ не содержат кода особых условий труда.
Таким образом, спорные периоды работы истца в должностях федеральной противопожарной службы, которые финансировались из средств федерального бюджета, и за которые работодателем сданы в пенсионный орган сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца с указанием кода особых условий труда с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ подлежат включению в специальный стаж истца. Заявленные истцом требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Однако, периоды работы истца с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в специальный стаж не подлежат учету, поскольку работа истца в данные периоды осуществлялась в организациях, которые не входили в систему федеральной противопожарной службы, а относились к противопожарной службе субъекта РФ - Республики Карелия, финансирование должностей истца осуществлялось за счет средств республиканского бюджета, сведения из ИЛС истца не содержат кода особых условий труда за эти периоды. В указанной части требования истца удовлетворению не подлежат.
Несмотря на частичное удовлетворение требований истца и включение в специальный стаж периодов работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ у Е. право на досрочное назначение страховой пенсии не возникает, поскольку отсутствует требуемая продолжительность специального стажа (19 лет 07 месяцев 14 дней, что менее требуемого стажа 25 лет), соответственно, требования о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с ХХ.ХХ.ХХ удовлетворению не подлежат.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не обладают.
На основании п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда следует отменить в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периодов: с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с принятием по делу в указанной части нового решения об удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 27 июля 2022 г. по настоящему делу отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж Е. периодов: с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, принять по делу в указанной части новое решение об удовлетворении требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.