Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.07.2023 N 33-15227/2023 (УИД 78RS0016-01-2022-005179-96)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете.
Обстоятельства: Истец, проходящий службу в ГУ МЧС России, полагает незаконным оспариваемое решение, поскольку отчуждение его супругой находящейся в собственности квартиры не изменило жилищных условий, так как суммарная площадь, приходящаяся на долю каждого члена семьи истца, не превышает учетной нормы.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.07.2023 N 33-15227/2023 (УИД 78RS0016-01-2022-005179-96)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете.
Обстоятельства: Истец, проходящий службу в ГУ МЧС России, полагает незаконным оспариваемое решение, поскольку отчуждение его супругой находящейся в собственности квартиры не изменило жилищных условий, так как суммарная площадь, приходящаяся на долю каждого члена семьи истца, не превышает учетной нормы.
Решение: Отказано.
Содержание
Вопреки доводов истцовой стороны, изложенной в возражениях на апелляционную жалобу, о том, что приведенные выше нормы распространяются лишь на граждан претендующих на признание нуждающимися в жилых помещениях и принятии на такой учет, тогда как истец уже была принята на такой учет, судебная коллегия указывает, что само по себе то обстоятельство, что сотрудник принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, не освобождает его и членов его семьи, с составом которых он поставлен на учет, от обязанности соблюдать ограничения, предусмотренные частью 8 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ, до момента получения единовременной социальной выплаты, поскольку, исходя из утвержденного порядка предоставления такой выплаты, ее размер определяется за вычетом площади жилых помещений, имеющихся у сотрудника и членов его семьи на дату принятия решения о предоставлении выплаты
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2023 года
Судья: Жужгова Е.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ягубкиной О.В.
судей Орловой Т.А.
Козловой Н.И.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N... по апелляционной жалобе Н.Н.М. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> г. по иску Н.Н.М. к Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной выплаты, обязании восстановить на учете.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В. выслушав представителя истца - Н.Н.М., представителя истца - Х., действующую на основании устного ходатайства, предъявившую диплом о высшем юридическом образовании N ВСБ0395594, представителя ответчика - К., действующую на основании доверенности от <дата>, сроком на два года (диплом ФВ 292159), судебная коллегия
установила:
Н.Н.М. обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в котором просила признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от <дата> о снятии ее с учета для получения единовременной социальной выплаты всем составом семьи, обязать ответчика принять решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о восстановлении истца и членов ее семьи на учете в ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в прежней очереди.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она проходит службу в Государственной противопожарной службе с <дата> по настоящее время и замещает должность начальника 97 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы управления по <адрес> главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу. Истец и члены ее семьи в настоящее время проживают и зарегистрированы в трехкомнатной служебной квартире расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. <дата> решением территориальной комиссии ГУ МЧС по Санкт-Петербургу истец была поставлена на учет нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с <дата> совместно с проживающими членами семьи: заявитель - Н.Н.М. <дата> года рождения, супруг - Н.Н.Н. <дата> года рождения, сыновья - Н.М.НА. <дата> года рождения, Н.Ф. <дата> года рождения, дочь - Н.Т. Супругу истца Н.Н.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 58,3 к. в.м. В указанной квартире истец и члены ее семьи были зарегистрированы в период с <дата> по <дата>, других объектов недвижимости у истца и членов ее семьи не имеется. При постановке на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты жилищной комиссией установлена обеспеченность семьи истца в размере 11,66 кв. м на одного человека. В квартире принадлежавшей супругу истца проживают и зарегистрированы его родственники: мать - Н.А.М., братья - Н.А.Н. <дата> года рождения и Н.А.Н. <дата> года рождения. В 2020 году супруг истца подарил своему брату принадлежавшую ему долю вышеуказанной квартиры. В дальнейшем при предоставлении сведений для актуализации данных в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу выявлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, супругом истца отчуждена, в связи с чем, <дата> жилищной комиссией принято решение о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты. Данное решение истец считает незаконным и необоснованным.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> признано незаконным решение территориальной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от <дата> о снятии Н.Н.М. с учета, для получения единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения. На ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу возложена обязанность восстановить Н.Н.М. с составом семьи 5 человек (сама Н.Н.М., супруг Н.Н.Н., дочь Н.Т., сыновья Н.М.НА., Н.Ф.) на учете, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки.
Выражая несогласие с постановленным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, по доводам которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда первой инстанции отменить ввиду его незаконности. Доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Истец и его представитель полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, проверив в порядке
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с <дата> по настоящее время Н.Н.М. проходит службу в Государственной противопожарной службе.
Н.Н.М. и члены ее семьи в настоящее время проживают и зарегистрированы в трехкомнатной служебной квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> на основании договора найма служебного жилого помещения от <дата> N..., дополнительного соглашения от <дата> к договору найма служебного жилого помещения от <дата> N...
<дата> решением территориальной комиссии ГУ МЧС по Санкт-Петербургу истец была поставлена на учет нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с <дата> совместно с проживающими членами семьи: заявитель - Н.Н.М. <дата> года рождения, супруг - Н.Н.Н. <дата> года рождения, сыновья - Н.М.НБ. <дата> года рождения, Н.Ф. <дата> года рождения, дочь Н.Т.
Из указанного решения следует, что комиссией было учтено, что супругу заявителя Н.Н.Н. принадлежит на основании свидетельства о праве на наследство по закону квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 58,3 кв.м. было установлено, что обеспеченность семьи составляет 58,3 кв. м, то есть площадь рассчитанная на каждого члена семьи составляет 11,66 кв. м, прав на дополнительную общую площадь жилого помещения не имеет.
<дата> решением территориальной комиссии ГУ МЧС по Санкт-Петербургу истец снята с учета для получения единовременной социальной выплаты., так как при предоставлении сведений для актуализации данных в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу выявлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была отчуждена Н.Н.Н.
Разрешая данный спор и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что истец и члены его семьи не ухудшали свои жилищные условия путем отчуждения, принадлежащего Н.Н.Н. на праве собственности жилого помещения, находящееся по адресу: <адрес> (общей площадью 58,3 кв. м),
При этом судом указано, что отчуждение указанной квартиры не влияет на изменение жилищных условий семьи истца, поскольку суммарная площадь, приходящаяся на долю каждого члена семьи истца не превышает и не превышала, до отчуждения указанной доли, 15 кв. м на человека.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, исходя из следующего.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от <дата> N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон от <дата> N 283-ФЗ).
В соответствии со
статьей 4 Закона о социальных гарантиях сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N... (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 28 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что сотрудники и граждане, которым предоставлена единовременная социальная выплата, в течение 1 месяца со дня государственной регистрации права собственности на жилое помещение (часть жилого помещения), приобретенное (построенное) с использованием единовременной социальной выплаты, обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществивший перечисление единовременной социальной выплаты, выписку из Единого государственного реестра недвижимости в отношении жилого помещения (части жилого помещения).
В соответствии с
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу
ч. 5 ст. 4 указанного закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты, в том числе, в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Согласно
части 8 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
В соответствии со
статьями 53,
54 Жилищного кодекса Российской Федерации намеренное ухудшение жилищных условий, как и любое другое злоупотребление правом, порождает неблагоприятные последствия для лица, его совершившего. Виновные лица могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только через 5 лет со дня совершения неправомерных действий.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (
часть 8 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ).
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами
части 3 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им намеренных действий, влекущих ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
В рассматриваемом случае юридически значимым обстоятельством являлось установление нуждаемости истца в жилом помещении, по одному из оснований определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ, а также установление не совершения истцом или членами ее семьи намеренных действий, направленных на получение единовременной социальной выплаты в большем размере.
Давая оценку данным обстоятельствам суд пришел к выводу о том, что отчуждение супругом истца жилого помещения на праве собственности не может расцениваться как ухудшение жилищных условий истца и соответственно служить основанием для снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку судом не была применена и оценена норма закрепленная
подп. "б" п. 15 Правил в соответствии с которой сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае совершения действий, указанных в
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Так, помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для сохранения права сотрудника на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения является не совершение им или членами его семьи намеренных действий, влекущих ухудшение жилищных условий, то есть действий приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в большем размере. Если такие действия сотрудниками или членам его семьи были совершены, то он снимается с учета и может быть принят вновь не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Из материалов дела следует, что на момент принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обеспеченность семьи истца составляла по 11, 66 кв. м на каждого члена семьи. Вместе с тем, после отчуждения супругом истца принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, обеспеченность семьи истца составила 0 кв. м на каждого члена семьи, что влечет за собой право истца на получение единовременной выплаты в большем размере, нежели при обеспеченности каждого члена по 11, 66 кв. м жилой площадью.
Таким образом, факт отчуждения супругом истца принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий семьи истца с целью получения спорной выплаты в большем размере.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для признания незаконным оспариваемого решения жилищной комиссии о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и возложении на ответчика обязанности по восстановлению истца на учете для получения указанной единовременной социальной выплаты.
Вопреки доводов истцовой стороны, изложенной в возражениях на апелляционную жалобу, о том, что приведенные выше нормы распространяются лишь на граждан претендующих на признание нуждающимися в жилых помещениях и принятии на такой учет, тогда как истец уже была принята на такой учет, судебная коллегия указывает, что само по себе то обстоятельство, что сотрудник принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, не освобождает его и членов его семьи, с составом которых он поставлен на учет, от обязанности соблюдать ограничения, предусмотренные
частью 8 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 283-ФЗ, до момента получения единовременной социальной выплаты, поскольку, исходя из утвержденного порядка предоставления такой выплаты, ее размер определяется за вычетом площади жилых помещений, имеющихся у сотрудника и членов его семьи на дату принятия решения о предоставлении выплаты.
В нарушение требований
ст. ст. 56,
67 ГПК РФ указанные обстоятельства не были учтены судом при разрешении указанного спора, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец правомерно снята с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании
пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N.... В связи с чем, постановленное судом решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь
ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> отменить. Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Н.Н.М. к Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной выплаты, обязании восстановить на учете.