Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2022 N 88-14812/2022 данное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.04.2022 N 33-6509/2022 по делу N 2-3271/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании принять на учет.
Обстоятельства: Сотруднику, проходящему службу в учреждении федеральной противопожарной службы, отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с неистечением пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения им своих жилищных условий.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.04.2022 N 33-6509/2022 по делу N 2-3271/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании принять на учет.
Обстоятельства: Сотруднику, проходящему службу в учреждении федеральной противопожарной службы, отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с неистечением пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения им своих жилищных условий.
Решение: Отказано.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 апреля 2022 г. N 33-6509/2022
Судья: Лифанова О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Аносовой Е.А.
судей Козловой Н.И.
Селезневой Е.Н.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 апреля 2022 года гражданское дело N 2-3271/2021 по апелляционной жалобе П. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2021 года по иску П. к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании решения незаконным, об обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Аносовой Е.А., выслушав объяснения истца - П. и его представителя Я., представителя ответчика - К.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
П. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее также - ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России", Университет), в котором просил признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России" и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 14.03.2018 об отказе в принятии П. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - ЕСВ); обязать принять П. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента первоначального обращения, то есть с 24.01.2018.
В обоснование заявленных требований истец указал, что имея необходимую выслугу лет, обратился в жилищную комиссию Университета с рапортом о постановке на учет для получения ЕСВ. Решением жилищной комиссии от 14.03.2018 ему отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с ухудшением им жилищных условий. Истец с решением не согласен, поскольку намеренного ухудшения жилищных условий он не допускал.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29.07.2021 в удовлетворении иска П. отказано.
В апелляционной жалобе истец П. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности, перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
Пунктом 3 указанных Правил предоставления единовременной социальной выплаты определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что с августа 2007 года истец поступил на службу в должности командира взвода инженерно-технического факультета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Общая продолжительность службы в календарном исчислении по состоянию на 15.01.2018 - 23 года 09 месяцев 17 дней.
24.01.2018 П. обратился в Жилищную комиссию ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России" с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, при этом указал, что ранее им было отчуждено жилое помещение, расположенное по адресу <...> (комната 16,9 кв. м), дата прекращения государственной регистрации - 26.12.2012, а также указал на использование права на приватизацию в отношении жилого помещения по адресу <...>, ком. 249.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России" и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 14.03.2018, майору внутренней службы П. было отказано в приеме на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пункта 8 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 N 283-ФЗ, так как на момент подачи истцом заявления (24.01.2018) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не прошло пять лет с момента продажи им жилого помещения (комнаты), расположенной по адресу Новгородская обл., <...>, кв. 249.
Также судом установлено, что на основании договора передачи жилого помещения в собственность от 30.05.2005, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Великого Новгорода и П., последний получил в собственность жилое помещение N 249 в доме N 8 по улице Космонавтов Великого Новгорода - комната жилой площадью 12,6 кв. м, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Новгородской области, выданным 17.06.2005 на бланке серии 53-АА N 036174 (л.д. 40-43).
В указанном жилом помещении П. был зарегистрирован по месту жительства в период с 19.01.2005 по 18.12.2013 (л.д. 51)/.
В период с 08.12.2009 по 01.09.2014 истец был зарегистрирован по месту пребывания в общежитии ответчика по адресу <...> без предоставления койко-места.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 07.12.2012 капитан внутренней службы П. был принят на учет подлежащих обеспечению служебным жилым помещением по городу Санкт-Петербургу, составом семья 1 человек (сам) на основании статьи 93, части 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием жилого помещения по месту прохождения службы.
01.01.2013 между ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России" и П. был заключен договор найма жилого помещения в общежитии в отношении комнаты N 68 в общежитии по адресу <...> сроком по 31.12.2013, а в последующем аналогичные договоры заключались ежегодно до 30.06.2016.
На основании договора купли-продажи комнаты от 10.12.2013 П. продал Р. жилое помещение <...> - комната жилой площадью 12,6 кв. м за 640 000 руб. и передал на основании соответствующего передаточного акта.
Согласно выписки из протокола N 16 комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 30.10.2014 принято решение о выплате истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, находящегося по адресу Санкт-Петербург, <...> на основании договора найма/поднайма от 01.02.2014 в сумме 17 000 руб. ежемесячно (л.д. 138-139).
16.06.2016 между действующим от имени собственника Российской Федерации - ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу и истцом П. был заключен договор найма служебного помещения N 7-4-14-113/2016 комнаты в отдельной однокомнатной квартире общей площадью 34,7 кв. м, в том числе жилой 16,5 кв. м, расположенной по адресу: <...>, лит. А, кв. 93, для временного проживания в нем в связи с прохождением службы.
В указанном жилом помещении П. зарегистрирован по месту жительства с 12.09.2016 по настоящее время.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований П., суд первой инстанции, руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также пунктами 3, 12, 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, пришел к выводу о законности обжалуемого решения комиссии, поскольку при постановке на учет истцом были предоставлены документы подтверждающие факт отчуждения принадлежащего ему на праве собственности имущества, вместе с тем, согласно указанным документам в пятилетний период до момента подачи заявления на постановку на учет истец, отчуждая долю в праве собственности на жилое помещение, намеренно ухудшил свои жилищные условия, что является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции о том, что исковые требования П. не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что у Жилищной комиссии отсутствовали основания для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку его жилищные условия, даже с учетом произведенного отчуждения комнаты площадью 12,6 кв. м, позволяли принять решение о постановке на учет, отклоняются судебной коллегией, поскольку в данном конкретном случае истцу отказано в постановке на учет на основании пункта 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, что являлось самостоятельным достаточным основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты вне зависимости от обеспечения истцом жилым помещением. Так, в силу положений указанного Федерального закона истец имел право на обращение с заявлением о постановке на учет лишь по истечении пяти лет с момента отчуждения, принадлежащего ему жилого помещения.
Указанные обстоятельства обоснованно расценены комиссией ответчика как совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере.
В целом, доводы апелляционной жалобы истца не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства, иную оценку представленных доказательств, выводов суда, но не опровергают их.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нормы действующего законодательства применены судом верно; приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным основаниям.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства.
Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения, судебная коллегия также не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.04.2022 г.