Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.02.2024 N 33-7268/2024 (УИД 78RS0014-01-2023-004651-56)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете; 2) Об обязании принять решение о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец полагает незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку с даты постановки на учет и до настоящего времени жилищная обеспеченность истца и членов его семьи не изменилась.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.02.2024 N 33-7268/2024 (УИД 78RS0014-01-2023-004651-56)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете; 2) Об обязании принять решение о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец полагает незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку с даты постановки на учет и до настоящего времени жилищная обеспеченность истца и членов его семьи не изменилась.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Отказано.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 февраля 2024 г. N 33-7268/2024
Судья: Смирнова Е.В. УИД 78RS0014-01-2023-004651-56
| Дело N 2-5834/2023 УИД 78RS0014-01-2023-004651-56 |
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Орловой Т.А.
судей Аносовой Е.А.
Козловой Н.И.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 февраля 2024 года гражданское дело N 2-5834/2023 по апелляционным жалобам Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени героя Российской Федерации генерала армии Е.Н.Зиничева" и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 5 октября 2023 года по иску А.А.В. к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени героя Российской Федерации генерала армии Е.Н.Зиничева" и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании решения незаконным, обязании восстановить на учете и выплатить единовременную социальную выплату.
Заслушав доклад судьи Орловой Т.А., выслушав объяснения истца - А.А.В., представителя ответчика ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России" - К., представителя ответчика МЧС России - Г., третьего лица - А.Т.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
А.А.В. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее также - ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России или Университет), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее также - МЧС России), в котором просил:
- признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России" и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом заседания N 3 от 28.04.2023 о снятии с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения А.А.В., с членами семьи (супруга - А.Т., <дата> г.р., сын - А.Н.А., <дата> г.р., сын - А.М.А., <дата> г.р., сын - А.А.А., <дата> г.р.) незаконным;
- обязать ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России" восстановить А.А.В., с членами семьи (супруга - А.Т., <дата> г.р., сын - А.Н.А., <дата> г.р., сын - А.М.А., <дата> г.р., сын - А.А.А., <дата> г.р.) в очереди для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента принятия на учет 12.04.2014;
- обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение (издать приказ) о выплате А.А.В. на семью из пяти человек в составе самого А.А.В., его супруги - А.Т., <дата> г.р., сына - А.Н.А., <дата> г.р., сына - А.М.А., <дата> г.р., сына - А.А.А., <дата> г.р., единовременной социальной выплаты, предусмотренной Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в размере, установленном в соответствии с
Расчетом размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, являющимся приложением к Правилам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в качестве основания для принятия оспариваемого решения комиссия указала на неправомерную постановку истца на учет протоколом от 12.04.2014 N 6. При этом протокол заседания N 3 от 28.04.2023 не содержит ссылки на определенную норму права, предусматривающую основание для снятия с учета на получение единой социальной выплаты (далее - ЕСВ). В 2014 году, при постановке на учет А.А.В., Северо-Западным филиалом ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", а также комиссией Северо-Западного регионального центра МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол от 12.04.2014 N 6) произведен расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи без учета права пользования супруги А.Т. по месту своей постоянной регистрации в доме отца (<адрес>). Расчет был произведен только с учетом права пользования А.А.В. по месту постоянной регистрации в квартире родителей (г. <адрес>), что составило 5,8 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи (что составляет менее 15 кв. м). Данный расчет послужил основанием постановки А.А.В. с составом семьи из трех человек (сам, супруга, сын) на учет для получения ЕСВ по
п. 2. ч. 3 ст. 4 Закона N 283-ФЗ. В дальнейшем были внесены изменения в учетное дело комиссией по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России" и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в части касающейся включения в состав семьи для получения ЕСВ еще двух сыновей (А.М.А. и А.А.А.).
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 05.10.2023 исковые требования А.А.В. удовлетворены. Признано незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России", и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, зафиксированное в протоколе заседания вышеназванной Комиссии N 3 от 28.04.2023, в части снятия с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения А.А.В., с членами семьи в составе: супруги - А.Т. и сыновей Н., М. и А. На ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России" возложена обязанность восстановить А.А.В., с членами семьи в составе: супруги - А.Т. и сыновей Н., М. и А. на учете лиц, нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12.04.2014.
Также на МЧС России возложена обязанность в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение (издать приказ) о выплате А.А.В. на семью из пяти человек (его самого, супругу и трех сыновей), единовременной социальной выплаты, предусмотренной Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в размере, установленном в соответствии с
Расчетом размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, являющимся приложением к Правилам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.
С МЧС России в пользу А.А.Ю. взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Не согласившись с постановленным решением, ответчики МЧС России и ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России" подали апелляционные жалобы, по доводам которых просят решение суда отменить как незаконное, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Со стороны истца А.А.Ю. представлены возражения на апелляционные жалобы ответчиков, по доводам которых истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель ответчика ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России" К. в заседание судебной коллегии явился, полагал решение суда подлежащим отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика МЧС России Г. в заседание судебной коллегии явился, поддержал доводы своей апелляционной жалобы, полагал решение суда подлежащим отмене, исковые требования оставлению без удовлетворения.
Истец А.А.В. в заседание судебной коллегии явился, поддержал письменные возражения на апелляционные жалобы ответчиков, полагал решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо А.Т. в заседание судебной коллегии явилась, полагала решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб и представленных возражений, проверив в порядке
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно
пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями
статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Решение суда первой инстанции указанным требованиям соответствует не в полном объеме.
Как следует из
части 1 статьи 1 и
части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудники, имеющие специальные звания и проходящие службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, а также лица, уволенные со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, имеющие общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы.
Согласно
частям 3,
5 и
6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с
пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 года (далее - Правила) право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в
пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Пунктом 4 Правил установлено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил).
В случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет), сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты (
подпункт "г" пункт 15 Правил).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что решением комиссии Северо-Западного регионального центра МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, зафиксированным в протоколе N 6 от 12.05.2014 заседания указанной Комиссии, А.А.В. с семьей в составе трех человек, включающем самого А.А.В., его супруги - А.Т., сына - А.Н.А., <дата> года рождения, был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ЕСВ) с 25.02.2014 по основаниям, предусмотренным
пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (л.д. 6-8 т. 2).
Из вышеназванного протокола усматривается, что при принятии указанного решения Комиссией была оценена жилищная обеспеченность истца и его супруги, в том числе и то, что супруга - А.Т. зарегистрирована на жилой площади, принадлежащей ее отцу по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение не учитывалось при расчете жилищной обеспеченности, поскольку А.Т. проживала с истцом и ребенком в городе Санкт-Петербурге в арендованном жилье.
Жилищная обеспеченность семьи истца составляла 5,8 кв. м на одного человека, что менее установленной
пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательное акты Российской Федерации" нормы жилищной обеспеченности, при которой сотрудник имеет право на предоставление единовременной социальной выплаты.
В последующем у А.А.В. и А.Т. родились еще двое сыновей - А.М.А., <дата> года рождения и А.А.А., <дата> года рождения, которые зарегистрированы по месту жительства в квартире родителей истца, расположенной по адресу: г. <адрес> (л.д. 207 т. 2).
31.03.2023 ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России" направило в адрес МЧС России учетное дело А.А.В. в связи с приобретением права первоочередного предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с указанием на многодетность семьи (л.д. 226 т. 2).
Письмом МЧС России от 18.04.2023 учетное дело возвращено в Университет для пересмотра правомерности нахождения на учете.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России" и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 28.04.2023, оформленного протоколом N 3 А.А.В., с составом семьи пяти человек, в связи неправомерной постановкой на учет в 2014 году сняты с учета по предоставлению ЕСВ (л.д. 229-234 т. 2).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части признания незаконным решения Комиссии о снятии истца с членами семьи с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции, правовых оснований, приведенных в
пункте 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, для принятия решения о снятии истца с учета для получения единовременной выплаты у ответчика не имелось.
Поскольку с даты принятия оспариваемого решения и до настоящего времени жилищная обеспеченность истца и членов его семьи не изменилась, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований о возложении обязанности восстановить истца с членами семьи на учете для предоставления единовременной социальной выплаты.
Разрешая требования истца в части возложения на ответчика МЧС России обязанность выплатить А.А.В. на семью из пяти человек единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции, руководствуясь
пунктами 3,
23,
24 Правил от 24 апреля 2013 года N 369, исходил из того, что поскольку истец состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с членами семьи первым в очереди, то единая социальная выплата должна была быть предоставлена истцу, вместе с тем ввиду того, что предоставление сотрудникам и бывшим сотрудникам единовременной социальной выплаты носит заявительный характер, то взыскание данной суммы является преждевременным, в связи с чем пришел к выводу о необходимости обязать МЧС России в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение (издать приказ) о выплате А.А.В. на семью из пяти человек единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия вывод суда первой инстанции о незаконности принятого ответчиком решения о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты находит правильным, а доводы апелляционных жалоб ответчиков в указанной части несостоятельными ввиду следующего.
Порядок принятия решений о снятии сотрудников федеральной противопожарной службы с учета для получения единовременной социальной выплаты специальным законом не регламентирован.
Вместе с тем, общие требования к порядку принятия решений о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены Жилищным
кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Вместе с тем, оспариваемое решение комиссии ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России" датировано 28.04.2023, а обстоятельство, повлекшее его принятие имело место в мае 2014 года.
Притом, что на федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность формировать и обновлять базу данных лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты и снятых с этого учета. Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит предоставлению в Министерство финансов Российской Федерации ежегодно (
пункт 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Учитывая, что с мая 2014 года А.А.В. непрерывно находился на учете нуждающихся в жилых помещениях и не скрывал от комиссии сведения об изменении места жительства членов его семьи, а также об изменении состава семьи в связи с рождением детей, при этом к моменту принятия оспариваемого решения жилищная обеспеченность истца и членов его семьи не изменилась, принимая во внимание, следовательно, без проверки данных обстоятельств оснований для снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты не имелось.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал решение комиссии ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России" о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от о 28.04.2023 незаконным, и обязал ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России восстановить А.А.В. с составом семьи из пяти человек на учете лиц, нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 12.04.2014.
Вопреки доводам апелляционных жалоб ответчиков, при принятии решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения комиссией была дана оценка жилищной обеспеченности истца и его супруги, в том числе и то, что супруга истца А.Т. была зарегистрирована на жилой площади, принадлежащей ее отцу по адресу: <адрес>; однако, указанное жилое помещение не учитывалось при расчете жилищной обеспеченности, поскольку А.Т. проживала с истцом и ребенком в городе Санкт-Петербурге в арендованном жилье, в связи с чем жилищная обеспеченность семьи истца составляла 5,8 кв. м на одного человека, что менее установленной
пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормы жилищной обеспеченности, при которой сотрудник имеет право на предоставление единовременной социальной выплаты.
Вместе с тем, вопреки выводам суда, оснований считать, что истец имеет преимущества на получение единовременной социальной выплаты, не имеется.
Согласно
пункту 23 "Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 не содержат положений о внеочередном порядке выплат для приобретения или строительства жилого помещения, а также без учета размера выделенных на эти цели бюджетных средств.
Таким образом, право истца и членов ее семьи, состоящих на учете, на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в настоящее время не нарушено, иное повлечет нарушение прав иных лиц, поставленных на учет ранее истца и также имеющих приоритетное право на обеспечение указанной единовременной социальной выплатой.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения обязанности на ответчика МЧС России в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение (издать приказ) о выплате А.А.В. единовременной социальной выплаты, ввиду следующего.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является главным распорядителем средств федерального бюджета (
пункт 11 части 9 главы IV Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 86.
Организация финансового обеспечения системы МЧС России осуществляется в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации, с основными задачами бюджетной политики, определенными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (Федеральный
закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"), с учетом приоритетных направлений деятельности на соответствующий год.
В соответствии с
частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него, лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, МЧС России осуществляет единовременные социальные выплаты в соответствии с заложенным бюджетом и составленным планом на финансовый год.
Возложение на МЧС России обязанности издать приказ о выплате А.А.В. единовременной социальной выплаты является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
При таких обстоятельствах, решение суда в части возложения на административных ответчиков обязанности осуществить финансирование устранения выявленных нарушений, в связи с неправильным применением норм материального права, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы апелляционных жалоб сторон не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения. Доводы апелляционных жалоб не могут являться основанием к отмене судебного решения в остальной части, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, при этом, оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 5 октября 2023 года отменить в части удовлетворения исковых требований А.А.В. о возложении обязанности принять решение о выплате единовременной социальной выплаты, принять в данной части новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований А.А.В. о возложении обязанности на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение (издать приказ) о выплате А.А.В. на семью из пяти человек, единовременной социальной выплаты - отказать.
В остальной части Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 5 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.02.2024.