Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.06.2024 N 33-15563/2024 (УИД 78RS0020-01-2023-005323-50)
Категория спора: Переустройство и перепланировка помещений.
Требования: О приведении помещения в первоначальное состояние.
Обстоятельства: Собственник квартиры самовольно произвел монтаж перегородки и двери в межквартирном коридоре на мансардном этаже многоквартирного жилого дома, отделив часть общего имущества для пользования в личных целях, при этом предписание о восстановлении планировки межквартирного коридора в прежнем виде или предъявлении разрешительной документации, согласованной в установленном порядке, не исполнено.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.06.2024 N 33-15563/2024 (УИД 78RS0020-01-2023-005323-50)
Категория спора: Переустройство и перепланировка помещений.
Требования: О приведении помещения в первоначальное состояние.
Обстоятельства: Собственник квартиры самовольно произвел монтаж перегородки и двери в межквартирном коридоре на мансардном этаже многоквартирного жилого дома, отделив часть общего имущества для пользования в личных целях, при этом предписание о восстановлении планировки межквартирного коридора в прежнем виде или предъявлении разрешительной документации, согласованной в установленном порядке, не исполнено.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2024 г. N 33-15563/2024
Судья: Зейналова К.О.
78RS0020-01-2023-005323-50
Дело N 2-1243/2024
78RS0020-01-2023-005323-50
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Сухаревой С.И.
судей Кудасовой Т.А. и Шиловской Н.Ю.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1243/2024 поступившее с апелляционной жалобой <...> на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2024 года по иску администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга к <...> об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения представителя администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга - <...> действующего на основании доверенности N... от <дата>, <...> представителя ТСЖ "Форт" - <...> представлен протокол N... очередного общего собрания членов ТСЖ "Форт" от <дата>, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга обратилась в суд с иском, просила, с учетом уточненных требований, обязать <...> за свой счет в течение 30 дней с даты вступления в силу решения суда восстановить планировку межквартирного коридора по адресу: <адрес>, путем проведения демонтажа перегородки с дверью, в месте расположения <адрес>, отделяющей часть мансардного (пятого) этажа от остальных помещений многоквартирного дома; устранить повреждения на стенах, потолке и полу после демонтажа перегородки путем проведения малярно-штукатурных работ на местах повреждений; после проведения демонтажных работ и устранения повреждений освободить межквартирный коридор, в котором производились работы, от строительного мусора и личных вещей.
В обоснование иска указывает, что ответчик является собственником <адрес> по адресу: <адрес> Ответчик самостоятельно, за свой счет и своими силами произвела монтаж перегородки и двери в межквартирном коридоре на мансардном этаже в многоквартирного дома, отделив часть общего имущества многоквартирного дома, площадью 25 кв. м для пользования в личных целях. Решением общего собрания собственников, отраженным в протоколе N... очередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> форме очно-заочного голосования от <дата> собственникам квартир, незаконно установившим перегородки и дополнительные двери, отказано в пользовании частью парадной. Администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга в адрес ответчика <дата> направлено предписание о восстановлении планировки межквартирного коридора в прежнем виде или предъявлении разрешительной документации, ранее согласованной в установленном порядке. Требования предписания ответчиком не исполнены.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2024 года постановлено: "Иск администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга к <...> об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать <...> (СНИЛС N...) за свой счет в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда восстановить планировку межквартирного коридора по адресу: <адрес>, путем проведения демонтажа перегородки с дверью, в месте расположения <адрес>, отделяющую часть мансардного этажа от остальных помещений многоквартирного дома, устранить повреждения на стенах, потолке и полу после демонтажа перегородки путем проведения малярно-штукатурных работ на местах повреждений, после проведения демонтажных работ и устранения повреждений освободить межквартирный коридор, в котором производились работы, от строительного мусора и личных вещей.
Взыскать с <...> (СНИЛС N...) в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 рублей".
В апелляционной жалобе <...> просит решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2024 года отменить, принять по делу новое решение, в иске отказать в полном объеме.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представители третьих лиц Управления по Пушкинскому району ГУ МЧС РФ по Санкт-Петербургу и ГКУ ЖА Пушкинского района Санкт-Петербурга не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие либо об отложении судебного заседания не направили. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Как усматривается из материалов дела, <...> является собственником жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>
Собственником жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, является <адрес>, интересы которого представляет истец (л.д. 55-58).
<дата> истец направил в адрес ответчика предписание, в котором указал, что МВК Пушкинского района Санкт-Петербурга установлен факт обособления части межквартирного коридора для индивидуального пользования проживающими в <адрес>, находящейся в собственности ответчика. Разрешительная документация на изменение планировки вышеуказанного коридора в администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга не предъявлена. В срок до <дата> ответчику предписано восстановить планировку межквартирного коридора в прежнем виде или предъявить разрешительную документацию, ранее согласованную в установленном порядке при условии решения имущественно-правового вопроса (л.д. 9).
Решением собственников в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, оформленным протоколом N... очередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от <дата>, отказано в пользовании общим имуществом (частью парадной) собственниками помещений многоквартирного дома (л.д. 14-15).
Согласно ответу Управления по Пушкинскому району ГУ МЧС РФ по Санкт-Петербургу в адрес председателя правления ТСЖ "Форт" от <дата> N N..., управление принципиально возражает против установок перегородок, в общедомовых поэтажных коридорах, не предусмотренных проектной документацией (л.д. 10-11).
Отсутствие в проектной документации дома спорной перегородки и двери в межквартирном коридоре на 5 этаже в многоквартирном доме сторонами не оспаривалось.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ст. ст. 11, 17, 25, 26, 29, 30, 36, 37, 44, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, оценив представленные сторонами доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании ответчика восстановить планировку межквартирного коридора по адресу: <адрес>, путем проведения демонтажа перегородки с дверью, в месте расположения <адрес>, отделяющую часть мансардного этажа от остальных помещений многоквартирного дома, устранить повреждения на стенах, потолке и полу после демонтажа перегородки путем проведения малярно-штукатурных работ на местах повреждений, после проведения демонтажных работ и устранения повреждений освободить межквартирный коридор, в котором производились работы, от строительного мусора и личных вещей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (пункт 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок принятия решений об использовании объектов общего имущества также определен главой 6 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании статьи 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно части 1 статьи 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 29 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
На основании пункта 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с частью 3 и 4 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Пунктом 2 раздела I "Определение состава общего имущества" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в том числе, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
В силу указанных норм права межквартирные лестничные площадки, коридоры, лифтовые холлы входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года N 25, установлено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда от 27 сентября 2003 года N 170, утвержденные Постановлением Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, предусматривают, что переоборудование (переустройство) возможны только после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (пункт 1.7.1).
В соответствии с ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Требования о порядке согласования перепланировки к таким исключениям не относятся.
Нормативным правовым актом, действовавшим на момент установки спорной перегородки и двери являлся Жилищный кодекс РСФСР.
В соответствии со ст. 84 ЖК РСФСР, переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Госстроем России 26 декабря 1997 г. N 17-139, переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения разрешения межведомственной комиссии местного органа исполнительной власти на основании утвержденных проектов, согласованных с соответствующими заинтересованными организациями.
К элементам перепланировки жилых помещений относятся: перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, устройство и переоборудование тамбуров.
Порядок оформления документов о разрешении перепланировки помещения определяется органами местного самоуправления.
Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
Для получения разрешения на переоборудование или перепланировку жилого дома, квартиры (комнаты) их собственник или по его поручению уполномоченный управляющий или наниматель (арендатор) по соглашению с собственником подают заявление в межведомственную комиссию местного органа исполнительной власти с приложением: поэтажных планов (а в необходимых случаях и выкопировки из генерального плана участка домовладения), заверенных бюро технической инвентаризации; проект переустройства; заключение организации, обслуживающей жилищный фонд; заключение территориального органа Госсанэпиднадзора, Госпожнадзора, ГЖИ субъекта Российской Федерации, а для товариществ собственников, кроме того, - решение общего собрания Товарищества.
Результаты работы межведомственной комиссии оформляются протоколом, в котором излагается сущность рассмотренного вопроса и утверждается проект переустройства здания и помещения. Заявителю надлежит выдавать выписку из протокола вместе с одним экземпляром проекта.
Окончательное решение о возможности переоборудования или перепланировки жилого дома, квартиры (комнаты) принимается органом местного самоуправления и оформляется распоряжением главы администрации.
Разрешения действительны в течение одного года со дня их выдачи до начала строительных работ. Не осуществленные в течение этого срока работы могут быть выполнены после повторного рассмотрения межведомственной комиссии.
Наниматель, арендатор или собственник жилого помещения в многоквартирном доме, допустивший самовольное переоборудование или перепланировку жилого дома, квартиры (комнаты), ведущие к нарушению конструктивных элементов или противопожарных устройств обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние. В случае невыполнения этого требования указанные работы производятся организацией, обслуживающей жилищный фонд, а стоимость работ взыскивается с нанимателя, арендатора или собственника жилого помещения в соответствии с действующим законодательством (п. 1.13).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешительная документация на перепланировку межквартирного коридора ответчиком не представлено - ни до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Постановления Госстроя РФ от <дата> N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", Приказа Минстроя России от <дата> N 292/пр "Об утверждении правил пользования жилыми помещениями", ни на момент действий вышеуказанной статьи ЖК РСФСР и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Госстроем России <дата> N 17-139, равно как и не представлено согласие собственников помещений, выраженное в решении общего собрания, фактическое присоединение к указанной квартире части общего имущества многоквартирного дома в техническом паспорте квартиры не отражено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании ответчика за свой счет в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда восстановить планировку межквартирного коридора по адресу: <адрес>, П., Санкт-Петербург, путем проведения демонтажа перегородки с дверью, в месте расположения <адрес>, отделяющую часть мансардного этажа от остальных помещений многоквартирного дома, устранить повреждения на стенах, потолке и полу после демонтажа перегородки путем проведения малярно-штукатурных работ на местах повреждений, после проведения демонтажных работ и устранения повреждений освободить межквартирный коридор, в котором производились работы, от строительного мусора и личных вещей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не может нести ответственность за установление вышеназванной перегородки с дверью, поскольку спорная перегородка была установлена более 20 лет назад с целью предотвращения террористических актов, кроме того перегородка представляет собой элемент порядка пользования общим имуществом, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ответчик <...> является собственником жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>
Материалами дела подтверждено и не оспорено ответчиком, что в настоящее время пользование установленной перегородкой осуществляет именно ответчик в отсутствие согласия всех собственников помещений данного дома на установку спорной перегородки, а также согласования такого переустройства с Межведомственной комиссией.
Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что она инициировала обращение в управляющую компанию многоквартирного дома по вопросу законности установки спорной конструкции.
Напротив, материалами дела подтверждено, что решением собственников в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, оформленным протоколом N... очередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от <дата>, отказано в пользовании общим имуществом (частью парадной) собственниками помещений многоквартирного дома (л.д. 14-15).
Кроме того, согласно ответу Управления по Пушкинскому району ГУ МЧС РФ по Санкт-Петербургу в адрес председателя правления ТСЖ "Форт" от <дата> N N..., управление принципиально возражает против установок перегородок, в общедомовых поэтажных коридорах, не предусмотренных проектной документацией (л.д. 10-11).
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 40 названного кодекса, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18 января 2022 г. N 5-КГ21-153-К2).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущими присоединение к реконструированному (переустроенному, перепланированному) помещению части общего имущества в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства получения согласия всех собственников многоквартирного дома на присоединение части общего имущества к своей квартире.
Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, из части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
На основании пункта 36 Правилам противопожарного режима, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств; размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Аналогичные требования изложены в действующих в настоящее время Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 (ред. от 21 мая 2021 г.).
Так, в силу подпункта а) пункта 27 указанных Правил N 1479 при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств.
В соответствии с требованиями пункта 16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479, запрещается проводить изменение объемно-планировочных решений, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты.
Таким образом, приведенные нормы действующего законодательства предусматривают запрет на установление дверей также других устройств, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства.
Согласно статье 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; на получение информации по вопросам пожарной безопасности; на участие в обеспечении пожарной безопасности. Граждане обязаны: соблюдать требования противопожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного противопожарного надзора.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство или перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Из норм ч. 5 - 6 ст. 26 ЖК РФ следует, что основанием для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является документ, выдаваемый органом, осуществляющим согласование, о принятии решения о согласовании такого переустройства и (или) перепланировки. Аналогичная норма содержится в п. п. 1.7.1 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации N 170 от 27 сентября 2003 г., согласно которой переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Пунктом 1.7.2 указанных Правил установлено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Частью 3 статьи 29 ЖК РФ определена обязанность собственника жилого помещения, которое было самовольно переустроено или перепланировано, привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Подпунктом 3.12.36 Положения об администрациях района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 г. N 1098, установлено, что к полномочиям администрации района отнесено согласование в установленном порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, а также осуществлять в установленном порядке иные полномочия в области переустройства и перепланировке жилых помещений.
В соответствии с п. п. 1.1, 2.1.6.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 4 февраля 2005 г. N 112 "О создании межведомственных комиссий" межведомственная комиссия, к чьим полномочиям относится согласование проектов на переустройство и перепланировку жилых помещений, создается администрацией района.
Из материалов дела следует, что проектная документация по перепланировке и переустройству лестничной площадки межведомственной комиссией района не согласовывалась, акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки и (или) переустройства по присоединению указанного нежилого помещения к квартире ответчика не оформлялся.
При этом ссылки апелляционной жалобы о том, что указанная перегородка была установлена более 20 лет назад, не освобождают собственника привести общее помещение многоквартирного дома в прежнее состояние в силу ч. 3 ст. 29 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах оснований не согласиться с решением суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые привели к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу <...> - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 июня 2024 года.