Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27.09.2023 N 88-15100/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Новгородского областного суда от 10.05.2023 N 33-852/2023 (УИД 53RS0022-01-2022-008533-41)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании совершить действия.
Обстоятельства: Органом местного самоуправления льготной категории граждан по договорам аренды предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства, в том числе инвалидам и иным незащищенным группам граждан. В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что подъездные пути к каждому образованному (выделенному) земельному участку отсутствуют, участки не обеспечены инженерной инфраструктурой.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Новгородского областного суда от 10.05.2023 N 33-852/2023 (УИД 53RS0022-01-2022-008533-41)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании совершить действия.
Обстоятельства: Органом местного самоуправления льготной категории граждан по договорам аренды предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства, в том числе инвалидам и иным незащищенным группам граждан. В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что подъездные пути к каждому образованному (выделенному) земельному участку отсутствуют, участки не обеспечены инженерной инфраструктурой.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 мая 2023 г. N 33-852/2023
Дело N 2-6112/2022
УИД 53RS0022-01-2022-008533-41
Судья: Замыслов Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Смирновой Л.Н.,
судей - Ребровой И.В., Тарасовой Н.В.,
при секретаре - К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 мая 2023 года по докладу судьи Тарасовой Н.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 24 ноября 2022 года,
установила:
Заместитель прокурора Великого Новгорода, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Великого Новгорода (далее - Администрация) о возложении обязанности в срок до 1 марта 2023 года обеспечить путем строительства земельные участки в квартале 143 Псковского жилого микрорайона города подъездной дорогой, инженерной инфраструктурой (централизованная система водоснабжения, водоотведение), указав, что ответчиком льготной категории граждан в вышеупомянутом квартале города по договорам аренды предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства, в том числе инвалидам и иным незащищенным группам граждан. По информации Администрации и в ходе проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что в настоящее время подъездные пути к каждому образованному (выделенному) земельному участку отсутствуют, указанные участки не обеспечены инженерной инфраструктурой (центральная система водоснабжения, водоотведение).
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 24 ноября 2022 года иск прокурора удовлетворен. На Администрацию возложена обязанность в срок до 1 июля 2024 года обеспечить путем строительства земельные участки в квартале 143 Псковского жилого микрорайона Великого Новгорода объектами транспортной инфраструктуры, системами водоснабжения и канализации.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права и определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана неверная оценка, ссылаясь на то, что Администрацией предпринимаются меры по обеспечению спорных участков подъездными путями. Требования прокурора, направленные на понуждение в судебном порядке выполнить определенные действия, ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения и расцениваются как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. Реализация мероприятия по строительству подъездных путей и инженерных систем к спорным участкам будет осуществляться, исходя из объемов выделенного бюджетного финансирования из бюджета Великого Новгорода за счет средств дорожного фонда города и выделяемой Правительством Новгородской области субсидии дорожного фонда Новгородской области на мероприятия в сфере дорожной деятельности, (строительство, реконструкция, капительный ремонт) автомобильных дорог в Великом Новгороде. Судом первой инстанции неправомерно установлен конкретный способ исполнения требований об обеспечении участков подъездными путями - путем строительства, вместе с тем орган местного самоуправления вправе самостоятельно принять решение о способе исполнения полномочий органа местного самоуправления в части организации транспортного сообщения между земельными участками и существующей улично-дорожной сетью города. Также полагает, что суд первой инстанции неправомерно вышел за пределы исковых требований в части возложения на Администрацию обязанности обеспечить земельные участки путем строительства объектами транспортной инфраструктуры, несмотря на заявленное требование прокурора города, заключавшееся в строительстве подъездных путей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации П., поддержавшую жалобу, прокурора Ж., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе Администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
В силу п. п. 1, 4 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что Администрацией льготной категории граждан - многодетным и молодым семьям, семьям, имеющим в своем составе ребенка-инвалида, гражданам, являющимся инвалидами, в массиве по ул. <...> было предоставлено 113 земельных участков для индивидуального жилищного строительства, из них 86 земельных участков в собственность (бесплатно) и 27 земельных участков в аренду на 20 лет.
В целях реализации мероприятий по строительству подъездных путей к земельным участкам, выделенным под индивидуальное жилищное строительство в квартале 143 Псковского жилого района в 2021 году ООО <...> разработана проектная документация, предусматривающая следующую последовательность выполнения строительных работ: решение организационных вопросов, производство отвода земель, восстановление и закрепление трассы дороги, очистка полосы отвода от кустарника и пней; земляные работы; строительство ливневой канализации, сети водопровода, сети хозяйственно-бытовой канализации, устройство очистных сооружений, сети электроснабжения; возведение земляного полотна, устройство дорожной одежды; устройство наружного освещения; обустройство автомобильных дорог; благоустройство и подготовка объекта к сдаче.
Проект получил положительное заключение государственной экспертизы 14 февраля 2022 года.
Однако до настоящего времени подъездные пути к земельным участкам в квартале 143 Псковского жилого микрорайона города отсутствуют, земельные участки не обеспечены инженерной инфраструктурой (централизованная система водоснабжения, водоотведение).
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и участвующими в деле лицами не оспаривались.
Исходя из установленных судом обстоятельств, в силу приведенных выше норм закона, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Администрацией в течение разумного срока не предпринято должных мер для обеспечения предоставленных льготной категории граждан земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, что нарушает права граждан на использование предоставленных им земельных участков по прямому назначению - для жилищной застройки.
Таким образом, требования прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц правомерно удовлетворены судом.
С учетом положений ст. 206 ГПК РФ суд первой инстанции верно указал в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Определенный судом срок судебная коллегия признает разумным.
Судом при разрешении спора не допущено существенных нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Администрации, были известны суду первой инстанции, проверялись им и обоснованно отклонены, как несостоятельные, а потому они не служат основанием к отмене законного решения.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.05.2023 г.