Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2023 N 88-2731/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Мурманского областного суда от 16.11.2022 N 33-3309/2022 по делу N 2-2270/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Основанием для принятия данного решения послужил вывод ответчика о том, что продажа истцом квартиры, являющейся совместной собственностью супругов, является намеренным действием, повлекшим ухудшение жилищных условий.
Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Мурманского областного суда от 16.11.2022 N 33-3309/2022 по делу N 2-2270/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Основанием для принятия данного решения послужил вывод ответчика о том, что продажа истцом квартиры, являющейся совместной собственностью супругов, является намеренным действием, повлекшим ухудшение жилищных условий.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2022 г. N 33-3309-2022
УИД 51RS0002-01-2022-001483-88
Судья Шишова А.Н.
Дело N 2-2270/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Брандиной Н.В.
судей Исаевой Ю.А.
Засыпкиной В.А.
при секретаре К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2270/2022 по иску К.В. к Мурманской таможне об оспаривании решения комиссии Мурманской таможни о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе Мурманской таможни на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 25 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В., выслушав объяснения представителя Мурманской таможни П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
К.В. обратился в суд с иском к Мурманской таможне об оспаривании решения комиссии Мурманской таможни о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований К.В. указал, что с 4 октября 2007 г. по 30 июня 2015 г. проходил службу в таможенных органах по контракту.
25 апреля 2014 г. согласно протоколу заседания комиссии Архангельской таможни по предоставлению сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения он был поставлен на учет в составе семьи из трех человек (истец, супруга и сын) для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
На момент постановки истца на названный учет в совместной собственности истца и его супруги находилась квартира, расположенная по адресу:....
14 августа 2015 г. брак между К С.Н. и К.В. расторгнут.
19 августа 2015 г. квартира, принадлежащая супругам, продана.
28 февраля 2017 г. комиссией Архангельской таможни принято решение об оставлении К.В., уволенного с 30 июня 2015 г. со службы из таможенных органов с правом на пенсию, на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, при этом утвержден новый расчет единовременной социальной выплаты на одного человека.
1 сентября 2020 г. в связи с реорганизацией Архангельской и Мурманской Таможни путем присоединения к Мурманской таможне, учетное дело было передано в Мурманскую таможню.
25 ноября 2020 г. комиссией Мурманской таможни принято решение о приеме на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
18 февраля 2021 г. истец направил в Мурманскую таможню заявление об изменениях в документах. Сведений о выявленных в учетном деле нарушениях указано не было.
15 декабря 2021 г. комиссией Мурманской таможни принято решение о снятии К.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Основанием для принятия данного решения послужил вывод о том, что продажа К.В. квартиры 19 августа 2015 г. является намеренным действием, повлекшим ухудшение жилищных условий.
Полагая данное решение незаконным, нарушающим права истца на обеспечение жилым помещением в установленном законом порядке, К.В. указал, что продажа квартиры была вынужденной мерой в связи с расторжением брака, обстоятельства совершения данной сделки рассматривались комиссией Архангельской таможни, решением которой от 31 марта 2017 г. он оставлен на учете для получения единовременной социальной выплаты. В настоящее время истец не имеет в собственности жилого помещения.
Также указал, что оспариваемое решение от 15 декабря 2021 г. направлено в его адрес ответчиком только 11 февраля 2022 г., в связи с чем он ознакомился с ним лишь 19 февраля 2022 г.
К.В. просил суд признать действия комиссии Мурманской таможни незаконными, восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановить пропущенный срок на обжалование.
Протокольным определением суда от 14 июля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена К.Н.
Судом постановлено решение, которым исковые требования К.В. удовлетворены, решение комиссии Мурманской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о снятии К.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом N * от 15 декабря 2021 г., признано незаконным, К.В. восстановлен на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 25 апреля 2014 г.
В апелляционной жалобе Мурманская таможня просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы, ссылаясь на обстоятельства, установленные судом, и не соглашаясь с выводом о праве истца состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, настаивает на том, что в связи с продажей принадлежащей истцу квартиры он на законных основаниях был снят с учета как лицо, совершившее намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
Приводит довод о том, что К.В., полагая, что будет обеспечен жильем, отказался от принятия наследства в виде 2/3 доли в праве собственности на квартиру, оставшуюся после смерти его отца, тем самым сохранив за собой статус лица, нуждающегося в обеспечении жильем со стороны государства.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу К.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела истец К.В., просивший о рассмотрении дела в свое отсутствие, и третье лицо К.Н.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, Закон) предусмотрено, что этот федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.В. с 4 октября 2007 г. проходил службу в таможенных органах по контракту в разных должностях, с 19 марта 2012 г. в должности старшего оперуполномоченного отделения по борьбе с контрабандой наркотиков.
11 марта 2014 г. К.В. обратился в Архангельскую таможню с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Комиссией Архангельской таможни по предоставлению сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято решение, оформленное протоколом от 25 апреля 2014 г., о постановке К.В. в составе семьи из трех человек (истец, супруга и сын) на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Приказом Архангельской таможни N * от 9 июня 2015 г. К.В. с 30 июня 2015 г. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), выслуга лет в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии на 30 июня 2015 г. составляет 17 лет 04 месяца 23 дня.
Также судом установлено, что с 16 марта 2007 г. К.В. состоял в браке с К С.Н., имеют сына К Ф.В., _ _ года рождения.
В период брака 17 июля 2012 г. К была приобретена квартира, расположенная по адресу:..., на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных денежных средств, заключенного между К И.О. (продавец) и К.В. (покупатель), по условиям которого покупатель за счет собственных денежных средств и за счет денежных средств, предоставляемых ОАО "Сбербанк России" в соответствии с кредитным договором N * от 6 июля 2012 г. покупает в собственность у продавца квартиру, общей площадью 40,3 кв. м, стоимостью 2740000 рублей, из которых 1340000 рублей - собственные денежные средства, 1400000 рублей - банковский кредит.
Предоставление кредита подтверждается представленным в дело кредитным договором N * от 6 июля 2012 г., заключенным между ОАО "Сбербанк России" и К.В., К.С., согласно которому банк предоставляет созаемщикам кредит по программе "Приобретение готового жилья" в сумме 1400000 рублей под 12,5% годовых на 274 месяца на приобретение квартиры по указанному выше адресу.
Государственная регистрация перехода права собственности к К.В. на жилое помещение, расположенное по адресу:..., произведена Управлением Росреестра по Архангельской области 20 июля 2012 г.
С 31 июля 2012 г. К.В., а также его супруга К С.Н. и сын К Ф.В. зарегистрировались по месту жительства по адресу указанной квартиры.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 Соломбальского судебного района г. Архангельска от 14 августа 2015 г. брак между К С.Н. и К.В. расторгнут.
19 августа 2015 г. между К.В. (продавец) и К Н.И. (покупатель) был заключен договор купли-продажи указанного выше жилого помещения, стоимость квартиры определена в сумме 3060000 рублей.
Государственная регистрация перехода права собственности к новому собственнику К Н.И. произведена Управлением Росреестра по Архангельской области 3 сентября 2015 г.
Согласно объяснениям истца в судебном заседании, за счет вырученных от продажи квартиры денежных средств произведено погашение задолженности по кредитному договору N * от 16 июля 2012 г., заключенному с ОАО "Сбербанк России", в размере 1370288 рублей, что подтверждается платежным поручением N * от 19 августа 2015 г., оставшиеся средства переданы бывшей супруге для приобретения в общую долевую собственность с сыном жилого помещения, которое они приобрели в 2016 году по адресу:....
В период с 16 сентября 2015 г. по 16 июня 2017 г. К.В. был зарегистрирован по адресу: *, в жилом помещении, предоставленном истцу в безвозмездное пользование сестрой К О.М. на основании договора от 15 сентября 2015 г.
28 февраля 2017 г. истец обратился в Архангельскую таможню с заявлением об изменении жилищных условий и состава семьи, указав на расторжение брака, изменение состава семьи, отчуждение квартиры и в связи с этим изменение места жительства и регистрации.
Согласно письменным объяснениям К.В. от 28 февраля 2018 г. в его учетном деле N * от 11 марта 2014 г., истец с 16 июля 2017 г. проживал и зарегистрирован по адресу: город... совместно с Т Н.А. в жилом помещении, находящемся в общей долевой собственности ее детей и матери, на основании договора безвозмездного пользования от 25 августа 2017 г.
31 марта 2017 г. комиссией Архангельской таможни было принято решение об оставлении на учете К.В., уволенного со службы из таможенных органов с правом на пенсию, на право получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительство жилого помещения. В связи с жилищными и семейными изменениями утвержден новый расчет единовременной социальной выплаты на 1-го человека для приобретения или строительства жилого помещения.
25 августа 2017 г. К.В. заключил брак с Т Н.А. (после регистрации брака ей присвоена фамилия К).
2 марта 2018 г. истец обратился в Архангельскую таможню с заявлением, в котором указал, что по состоянию на 31 декабря 2017 г. у него произошли изменения места жительства и регистрации, паспортных данных, семейного положения и количества членов семьи.
12 марта 2018 г. комиссией Архангельской таможни К.В. оставлен на учете для получения единовременной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Согласно сведениям УМВД России по Архангельской области от 27 июня 2022 г. К.В. с 16 июля 2022. зарегистрирован по адресу:....
Собственниками указанной квартиры согласно сведениям ЕГРН являются Т А.С. (сын супруги истца), Т К.С. (дочь супруги истца) и С В.Н. (мать супруги истца).
На основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от 25 августа 2017 г., заключенного между С О.В. и К Н.А., комната площадью 20,2 кв. м в указанной выше квартире предоставлена К Н.А. в целях проживания в безвозмездное пользование, совместно с К Н.А. в квартиру вселяется ее муж К.В.
Комиссией Архангельской таможни была проведена проверка документов и сведений, находящихся в учетном деле истца, которой установлено отсутствие документов, подтверждающих факт того, что К.В. не является членом семьи собственников жилого помещения, в связи с чем ему было предложено не позднее 30 апреля 2019 г. представить документы, подтверждающие юридический факт вселения в квартиру по адресу:... в качестве лица, не являющегося членом семьи собственника жилого помещения.
Вступившим в законную силу решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от 24 июня 2019 г. по делу N 2* по заявлению К.В. об установлении факта, имеющего юридическое значение, установлено, что К.В. был вселен собственником С О.В. в указанную выше квартиру не в качестве члена семьи собственника жилого помещения.
23 января 2019 г. и 24 января 2020 г. истец предоставлял в Архангельскую таможню сведения о том, что изменений жилищного и семейного положения не произошло.
1 сентября 2020 г. Архангельская таможня реорганизована в форме присоединения к Мурманской таможне на основании приказа ФТС России от 27 марта 2020 г. N 325 "О реорганизации Архангельской и Мурманской Таможни".
Комиссией Мурманской таможни было принято решение, оформленное протоколом от 25 ноября 2020 г. N *, о приеме К.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
18 февраля 2021 г. истец обратился в Мурманскую таможню с заявлением об изменении его паспортных данных по состоянию на 31 декабря 2020 г.
Решением комиссии Мурманской таможни от 15 декабря 2021 г. К.В. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения сотрудника таможенных органов Российской Федерации, уволенного со службы в таможенных органах с правом на пенсию, на основании подпункта б пункта 15 Правил.
В выписке из протокола от 15 декабря 2021 г. N * указано, что комиссией Мурманской таможни при пересмотре решения Архангельской таможни было выявлено, что после продажи квартиры, расположенной по адресу:... К.В. с 19 августа 2015 г. утратил право стоять на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Не согласившись с решением ответчика о снятии с учета очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, истец обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования К.В. о признании незаконным решения комиссии Мурманской таможни, оформленного протоколом N * от 15 декабря 2021 г., установив, что на момент постановки истца на спорный учет он отвечал требованиям, позволяющим ему претендовать на получение социальной выплаты, продажа квартиры по адресу: город..., находящейся в его собственности, произведена в связи с прекращением семейных отношений с первой супругой после расторжения с ней брака, в настоящее время истец является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что продажа К.В. указанной квартиры не преследовало цели намеренного ухудшения им жилищных условий, а являлось вынужденной мерой в связи с расторжением брака и решением жилищного вопроса бывших членов семьи, в связи с чем у комиссии Мурманской таможни не имелось предусмотренного частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" основания для снятия К.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При этом, руководствуясь статьей 56 частью 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решения которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений, установив, что предусмотренный частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ пятилетний срок с момента отчуждения принадлежащего К.В. жилого помещения истек 19 августа 2020 г., суд исходил из того, что оспариваемое решение вынесено с существенным пропуском установленного законом срока, нарушает права истца, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, законность и обоснованность которых не опровергается приведенными в апелляционной жалобе доводами.
Как верно указал суд, по смыслу закона снятие сотрудника с учета для получения единовременной выплаты должно считаться допустимым лишь в том случае, если сотрудником и (или) членами его семьи совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.
Проанализировав приведенные выше нормы законодательства и оценив применительно к ним изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правильно посчитал, что отчуждение истцом жилого помещения о совершении намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты не свидетельствуют. Свой вывод суд обосновал тем, что продажа квартиры была вынужденной мерой в связи с прекращением семейных отношений, какой-либо материальной выгоды от продажи квартиры К.В. не получил, данных, указывающих на фиктивное расторжение брака, в деле не имеется, напротив, фактическое прекращение брачных отношений подтверждается материалами дела, в том числе вступлением истца в новый брак в 2017 году.
При этом представляется обоснованным суждение суда о том, что ответчиком не приведено каких-либо доводов, указывающих на то, что именно свидетельствует о целенаправленном характере действий, связанных с отчуждением квартиры, и о том, что они совершались именно с намерением приобрести нуждаемость в жилье или увеличить размер причитающейся выплаты. Не приведено таких доводов ответчиком и в апелляционной жалобе.
В этой связи, с учетом установленных судом обстоятельств, сам по себе факт отчуждения истцом жилого помещения не может бесспорно свидетельствовать о наличии правовых оснований для снятия истца с учета применительно к норме части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Не может повлечь отмену решения и указание в жалобе на то, что К.В., полагая, что будет обеспечен жильем, отказался от принятия наследства в виде 2/3 доли в праве собственности на квартиру, оставшуюся после смерти отца, тем самым сохранив за собой статус лица, нуждающегося в обеспечении жильем со стороны государства.
Вопрос принятия или отказа от принятия наследства является добровольным волеизъявлением лица, имеющего право на наследственное имущество, и применительно к данным правоотношениям не может быть расценено как намеренное действие, направленное на ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты. Кроме того, данные обстоятельства, а именно отказ истца от принятия наследства, стали известны ответчику только в судебном заседании 25 июля 2022 г. из объяснений истца и не являлись основанием для принятия ответчиком оспариваемого решения.
Заслуживающих внимание доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит. В целом доводы жалобы повторяют позицию стороны ответчика в суде первой инстанции, содержат собственную оценку заявителя действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 25 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.