Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2023 N 88-21523/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Мурманского областного суда от 13.07.2023 N 33-6/2023 (УИД 51RS0009-02-2021-000087-56)
Категория: 1) Защита прав на землю; 2) Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования правообладателя: 1) Об обязании сформировать участок под многоквартирным домом.
Требования: 2) О признании недействительным решения о предоставлении участка; 3) О признании незаконным перераспределения земельных участков; 4) О внесении изменений в технические паспорта автомобильных дорог и многоквартирного дома.
Обстоятельства: Собственники многоквартирного дома ссылаются на нарушение их прав на земельный участок.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Мурманского областного суда от 13.07.2023 N 33-6/2023 (УИД 51RS0009-02-2021-000087-56)
Категория: 1) Защита прав на землю; 2) Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования правообладателя: 1) Об обязании сформировать участок под многоквартирным домом.
Требования: 2) О признании недействительным решения о предоставлении участка; 3) О признании незаконным перераспределения земельных участков; 4) О внесении изменений в технические паспорта автомобильных дорог и многоквартирного дома.
Обстоятельства: Собственники многоквартирного дома ссылаются на нарушение их прав на земельный участок.
Решение: Удовлетворено в части.

МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2023 г. N 33-6-2023
Дело N 02/2-72/2021
51RS0009-02-2021-000087-56
Мотивированное определение изготовлено 20 июля 2023 г.
Судья: Татарникова Н.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Булыгиной Е.В.
судей Старцевой С.А.
при секретаре С.
Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 02/2-72/2021 по иску К.О., К.Ф., Б.Е., Б.В. к администрации Терского района Мурманской области о признании недействительными постановлений о выделении земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка, соглашения о перераспределении земель, о внесении изменений в технические паспорта автомобильных дорог переулок Полярный и улица Северная, о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным домом, внести изменения в технический паспорт многоквартирного дома,
по апелляционной жалобе К.О., К.Ф., Б.Е., Б.В., третьего лица Я. на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области) от 24 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
К.О., К.Ф., Б.Е., Б.В. обратились в суд с иском к администрации Терского района Мурманской области о признании недействительным постановления о выделении земельного участка, соглашения о перераспределении земель, о внесении изменений в технические паспорта автомобильных дорог переулок Полярный и улица Северная, о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным домом, внести изменения в технический паспорт многоквартирного дома.
В обоснование исковых требований указано, что в ноябре 2020 г. по инициативе ответчика сформирован земельный участок под многоквартирным домом * по ... в пгт. ... с кадастровым номером *, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости _ _
Истцы К.Ф., Б.Е., Б.В., проживающие в указанном доме по договорам социального найма, и истец К.О., которая является собственником ... данном доме, полагали, что земельный участок сформирован без учета интересов жильцов, с нарушением изначально сформированных при строительстве дома границ, что нарушает их права и законные интересы.
Указали, что земельный участок граничит с дорогой, находящейся в собственности администрации Терского района - переулок Полярный, а также с земельным участком, площадью 148 кв. м, с кадастровым номером *, который с учетом увеличения первоначальных границ предоставлен собственнику ... в пгт. ... Ч.
Полагали, что дорога по переулку Полярный проложена в нарушение Постановления Госстроя Российской Федерации от _ _ * "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" и СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Данный переулок образован в связи с сокращением дороги с адресом улица Северная, осуществленном в нарушение статьи 67 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
При передаче Ч. земельного участка с кадастровым номером * с учетом увеличения границ, оформленного соглашением и актом приема-передачи земельного участка от _ _, администрацией не учтено, что для ... в пгт. ... в связи с печным отоплением и отсутствием канализации необходимы хозяйственные постройки - сарай для дров и уличный туалет.
Кроме того, указали, что действительная нумерация квартир в доме не соответствует технической документации, при обращении в администрацию данные противоречия не устранены.
С учетом уточненных исковых требований просили суд:
- признать постановление администрации Терского района от 14 ноября 2018 г. N 527 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером * в собственность Ч. недействительным;
- признать постановление администрации пгт. Умба от 20 сентября 2018 года N 542 "Об утверждении схемы расположения земельного участка" и Соглашение о перераспределении земель от _ _ *-СГП ничтожным;
- признать сформированный земельный участок недействительным, возложив на администрацию Терского района обязанность сформировать земельный участок с привязкой к дому * по ... в ...;
- внести изменения в технический паспорт ... в ... в части изменения нумерации квартир.
Судом постановлено решение, которым исковые требования К.О., К.Ф., Б.Е., Б.В. удовлетворены частично. На администрацию Терского района Мурманской области возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в исполнительную документацию с корректировкой технического паспорта на дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., актуализировав сведения о многоквартирном доме.
В удовлетворении остальных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы К.О., К.Ф., Б.Е., Б.В. и третье лицо Я. просят отменить решение суда и принять новое, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы указывается, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, неправильно определены фактические обстоятельства, которые повлияли на исход дела.
Судом не учтен факт того, что часть земельного участка, которая была продана Ч., и другая часть земельного участка, которая принята администрацией Терского района пгт.Умба в собственность под автомобильную дорогу по переулку Полярный (зарегистрированный в ЕГРН *), фактически использовались истцами как придомовая территория с _ _ г., ранее это был единый участок, который был выделен под многоквартирный дом до его разделения.
При вынесении решения судом не учтены нормы СНиП о расположении жилого здания и хозяйственных построек, а также отсутствие возможности на сформированном земельном участке установить необходимые хозяйственные постройки.
Судом не истребованы доказательства, необходимые для правильного разрешения дела по существу, в частности о том, пролегала ли ранее автомобильная дорога с грунтовым покрытием 177 м по переулку Полярный (зарегистрированный в ЕГРН *) во дворе многоквартирного дома между хозяйственной постройкой (дровяник), а также сведения о необходимом расстоянии от многоквартирного дома и от хозяйственной постройки (дровяник) до автомобильной дороги.
Показания истцов в полном объеме не учтены судом.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 2 ноября 2021 г. решение Кандалакшского районного суда Мурманской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба К.О., К.Ф., Б.Е., Б.В., и третьего лица Я. - без удовлетворения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 2 ноября 2021 г. в части оставления без изменений решения Кандалакшского районного суда Мурманской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области) об отказе в удовлетворении иска К.О., К.Ф., Б.Е., Б.В. к администрации Терского района Мурманской области о признании постановления о выделении земельного участка, соглашения о перераспределении земель, о внесении изменений в технические паспорта автомобильных дорог переулок Полярный и улица Северная, о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным домом отменено, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела 13 июля 2023 г. (после перерыва) в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истцы К.Ф., Б.В., представитель администрации Терского района Мурманской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Я., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
Частью 4 статьи 330 ГПК РФ предусмотрено, что основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы заявляли в том числе требования о признании недействительными постановлений администрации Терского района Мурманской области о предоставлении земельного участка с кадастровым номером * в собственность Ч.; постановления администрации пгт. Умба от _ _ * "Об утверждении схемы расположения земельного участка" и Соглашения о перераспределении земель от _ _ *-СГП.
Также истцами оспаривалось формирование земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ..., ..., ..., схема расположения которого на кадастровом плане территории утверждена распоряжением Министерства имущественных отношений Мурманской области от _ _ *.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, собственник земельного участка с кадастровым номером * Ч., Министерство имущественных отношений Мурманской области к участию в деле привлечены не был.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Ч., Министерства имущественных отношений Мурманской области, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, К.Д.
Определением от 6 июля 2023 г., отраженным в протоколе судебного заседания, процессуальный статус Министерства имущественных отношений Мурманской области и Ч. изменен, указанные лица привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
Учитывая изложенные обстоятельство и указанное положение закона, постановленное судом решение нельзя признать законным ввиду существенного нарушения судом норм процессуального права, что в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда.
Разрешая настоящий спор по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Согласно п. 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
При этом в силу положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации передача земель общего пользования в частную собственность не допускается.
Из разъяснений, содержащихся в п. 67 постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту Вводный закон) собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
По смыслу приведенных выше норм права и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, до формирования такого участка и возникновения права собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме они владеют и пользуются этим участком вместе с элементами озеленения, имея защиту своего права, в том числе и от собственника, что предполагает их обязанность по надлежащему содержанию данного участка.
В пункте 68 вышеприведенного постановления Пленума ВС РФ разъяснено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2 данной статьи).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В случае, если местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 478-ФЗ) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу части 1.1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ (в действующей редакции) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.
Положениями части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами - правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу частей 2, 8 статьи 8 Закона N 218-ФЗ границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В настоящее время порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулирован статьей 61 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом N 218-ФЗ (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, законодательство предусматривает возможность устранения ошибок в сведениях соответствующих государственных информационных ресурсов по решению суда.
Как указано в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г., при разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание, в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков.
Указанная категория исков призвана обеспечить решение споров по фактическим границам земельных участков между смежными землепользователями, в том числе при несоответствии таких границ сведениям о границах, имеющимся в государственном кадастре недвижимости, при наложении и пересечении смежных границ, и направлена на устранение неопределенности в прохождении границы смежных земельных участков.
В силу части 4 статьи 58 Закона N 218-ФЗ в случае, если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением суда и такое решение суда либо решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков и (или) контурах расположенных на них объектов недвижимости, не обязывающее орган регистрации прав осуществить государственный кадастровый учет, содержит необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости основные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, координатах характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также соответствует методам их определения, установленным органом нормативно-правового регулирования, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого плана или технического плана либо акта обследования, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ... в ... ... является многоквартирным, имеет 4 квартиры с отдельными входами.
Истец К.О. является собственниками ... указанного дома, что подтверждается выпиской из ЕГРН, а также договором на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан от _ _ в порядке приватизации (***).
Квартиры *, * являются муниципальной собственностью, истец К.Ф. зарегистрирован по месту жительства в квартире N * с _ _, истец Б.Е. в квартире N * - с _ _, истец Б.В. в квартире N * - с _ _.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Мурманской области от _ _ * утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1055 кв. м, находящегося по адресу: ..., ..., ..., из которой следует, что участок является двухконтурным, то есть состоящим из двух земельных участков в силу прохождения по нему автомобильной дороги общего пользования. Обеспечение проведения кадастровых работ возложено на администрацию Терского района (***).
По заявлению администрации Терского района кадастровым инженером _ _ в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель находящихся в муниципальной или государственной собственности, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., подготовлен межевой план, на основании которого земельный участок с кадастровым номером * поставлен на кадастровый учет(***).
Согласно выписки из ЕГРН от _ _ земельный участок с кадастровым *, площадью 1055+/-11, расположенный по адресу: ..., ..., ..., состоит из двух контуров, земельный участок является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (по тексту также МКД) по указанному адресу.
Ч. является собственником земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., пгт. Умба, ..., К.Д. - земельного участка с кадастровым номером *, расположенным по адресу: ..., ..., ... ..., на земельном участке расположено здание *, которые являются смежными с земельным участком с кадастровым *
Из материалов дела также следует, что Ч. по договору купли-продажи земельного участка от _ _ * ГП, заключенному с МО ГП Умба приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: ..., ..., ..., общей площадью 974 кв. м (***).
_ _ Ч. обратился в МО пгт.Умба с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка из земель населенных пунктов кадастрового квартала *, площадью 1122 кв. м, расположенного по адресу: ..., ... ... ..., ... видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, цель использования - под размещение жилого дома (***). Земельный участок образуется путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером *, площадью 974 кв. м, находящегося в его частной собственности, и земель кадастрового квартала *, государственная собственность на которые не разграничена (***).
Постановлением администрации МО городское поселение Умба Терского района от _ _ * утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (земельный участок *), находящегося по адресу: ..., ..., ..., являющаяся приложением к настоящему постановлению (пункт 1); образован земельный участок, указанный в п. 1 настоящего постановления из земель населенных пунктов., площадью 1122 кв. м, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером *, площадью 974 кв. м, находящегося в его частной собственности, и земель кадастрового квартала *, государственная собственность на которые не разграничена; обеспечение проведения кадастровых работ возложено на Ч. (***).
По заявлению Ч. кадастровым инженером _ _ в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым * и территорией кадастрового квартала * составлен межевой план, на основании которого земельный участок с кадастровым * поставлен на кадастровый учет _ _ (***).
Постановлением администрации Терского района от _ _ * Ч. в собственность за плату предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым *, образованный путем перераспределения земельного участка с кадастровым *, площадью 974 кв. м и земель кадастрового квартала * площадью 148 кв. м (***).
_ _ между администрацией Терского района и Ч. заключено соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, расположенных на территории муниципального образования городское поселение Умба Терского района, *-СГП, в соответствии с которым стороны достигли соглашения о перераспределении вышеуказанного земельного участка с кадастровым *, находящегося в собственности Ч., и земель кадастрового квартала 51:04:0010405, государственная собственность на которые не разграничена. В результате перераспределения образовался земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым * (участок 2). В соответствии с настоящим соглашением площадь участка 1 увеличилась на 148 кв. м, у покупателя возникает право собственности на участок 2 общей площадью 1122 кв. м (***).
Из материалов дела также следует, что решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Умба от _ _ * утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение Умба Терского района.
На основании решений Терского районного суда Мурманской области от _ _ * и * по искам прокурора Терского района к администрации Терского района и администрации МО ГП Умба Терского района Мурманской области о принятии в собственность грунтовых дорог, на дороги по улице Северная с грунтовым покрытием 462 метра и переулку Полярный 177 м с грунтовым покрытием, оформлено право собственности муниципального образования городское поселение Умба Терского района Мурманской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от _ _ * *, * *. На указанные дороги оформлены кадастровые паспорта (***).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования об оспаривании правильности формирования земельного участка под многоквартирным домом * по ... ..., судом принято во внимание, что К.Ф., Б.Е., Б.В. не являются собственниками помещений, занимают квартиры на основании договоров найма, их права в указанной части исковых требований не могли быть нарушены. Отказывая в указанной части требований К.О., суд исходил из того, что материалами дела подтверждено, что администрацией Терского района выполнены обязательства по формированию земельного участка под многоквартирным домом и его учету, границы земельного участка не пересекают границ иных участков, в пределах сформированного участка расположен МКД и хозяйственно-бытовая постройка.
С учетом обстоятельств в части размера земельного участка под МКД, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов.
При этом были отклонены доводы истцов о том, что предоставление земельного участка Ч. нарушает их права, что в состав земельного участка вошли земли, принадлежащие собственникам помещений в указанном мкд, с учетом оценки договора купли-продажи земельного участка от _ _ * ГП, заключенного между администрацией МО ГП Умба (в настоящее время администрация Терского района) и Ч., постановления администрации муниципального образования городское поселение Умба от _ _ * "О предоставлении в собственность земельного участка под размещение жилого дома с приусадебной территорией в пгт. Умба Ч.", заявления Ч. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от _ _, свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, общей площадью 974 кв. м, расположенный по адресу: ..., ..., от _ _ *, соглашения от _ _ *-СГП о перераспределении земель, заключенноГО между администрацией Терского района и Ч.
Разрешая требования в части о признании незаконным оформления в собственность под автомобильную дорогу 177 м метров, с грунтовым покрытием, переулок Полярный, и о недействительности паспортов автомобильных дорог по ... с грунтовым покрытием 462 метра и по переулку Полярный 177 метров с грунтовым покрытием, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворения, т.к. решениями Терского районного суда ... от _ _ * и * по искам прокурора к администрации муниципального образования городское поселение Умба установлена обязанность ответчика принять в собственность грунтовые дороги. Во исполнение решений администрация муниципального образования городское поселение Умба оформила на дороги по улице Северной с грунтовым покрытием 462 метра и переулку Полярный 177 метров с грунтовым покрытием право собственности, зарегистрированное в установленном порядке, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от _ _ серии 51-АВ * серии *.
При этом были отклонены доводы истцов о том, что в течение более 30 лет с момента заселения они пользовались указанными земельными участками как дворовой территорией.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу закона на суд возложена обязанность по созданию условий для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении дела.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований истцов в части формирования земельного участка под МКД, суд не разрешил спор по существу, не установил границы земельного участка, необходимого для обслуживания многоквартирного дома с учетом помещений вспомогательного характера и даты их постройки, что являлось юридически значимым с учетом предмета спора, с учетом доводов истцов не установил, пролегала ли ранее во дворе спорного МКД автомобильная дорога.
Поскольку вышеуказанные обстоятельства, имеющие значение для дела, районным судом установлены не были, судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями части 2 статьи 56, статьи 79 ГПК РФ был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости назначении судебной экспертизы, которая по делу не назначалась.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции истцами заявлено ходатайство о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы, которое было удовлетворено судебной коллегией с поручением производства таковой эксперту ФИО (***"), имеющему право на осуществление судебно-экспертной деятельности и соответствующую квалификацию.
Определением судебной коллегии от 1 декабря 2022 г. по ходатайству эксперта ФИО в соответствии со статьями 15, 41 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" привлечен к проведению экспертизы эксперт ФИО (*** имеющий право на осуществление судебно-экспертной деятельности и соответствующую квалификацию.
В соответствии с заключением эксперта * от _ _ по результатам проведения по делу судебной экспертизы с натурным исследованием на местности, установлено следующее.
Состояние территории вблизи земельного участка * исследовано по материалам:
технический отчет по горизонтальной съемке застроенной территории, расположенной в северной части пгт. Умба Терского района Мурманской области, общей площадью 50 га, масштаба 1:500, выполненном ООО "***" в 2010 г. (Схема 14, Таблица 13);
инвентарное дело * от _ _ на автомобильную дорогу пер. Полярный (Рис. 3);
изображения спутниковых снимков, датированные _ _, _ _ (Схемы 6, 7);
Правила землепользования и застройки и Генеральный план муниципального образования городское поселение Умба Терского района, утвержденные Решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения Умба Терского района * от _ _ (Схемы 10, 11, Таблица 10).
Между строениями, расположенными на земельном участке * по сведениям вышеуказанных материалов расположена автомобильная дорога.
Как следует из ответа на вопрос N 2, исследование и ответ на него содержатся в заключении эксперта * от _ _ ФИО, согласно которому организовать автомобильную дорогу таким образом, чтобы она не располагалась между строениями многоквартирного дома, расположенного на земельном участке *, невозможно. Поэтому, разработка варианта установления границ автомобильной дороги в районе спорного земельного участка не требуется.
При этом согласно исследовательской части заключения эксперта *, составленного с учетом проекта организации дорожного движения (далее - ПОДД), экспертом проведен анализ транспортной ситуации: справа к переулку Полярному примыкает ул. Восточная (адрес 0,080 м), слева проезд (адрес 0,110 м).
Переулок Полярный до примыкания улицы Восточной является второстепенным участком дороги после примыкания улицы Восточной переходит в статус главной дороги, до примыкания к основной улице городского поселения.По отношению к проезду (0,110 м) имеет статус главной дороги, обеспечивающей подъезд к жилым домам, расположенным на иных участках и иных улицах.
Согласно обзорной схеме, подготовленной экспертом ФИО с улицей Восточной переулок Полярный обеспечивает транспортную сеть в жилой застройке с основной улицей дорогой городского поселения и обслуживает другие участки городского поселения.
Согласно Распоряжению Минтранса от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (в ред. Распоряжений Минтранса РФ от 14.05.2014 N НА-50-р, от 14.07.2015 N НА-80-р, от 06.04.2018 N НА-51-р, от 20.09.2018 N ИА-159-р, от 30.09.2021 N ВД-196-р) пунктом 15 установлены нормы расхода топлив для специальных и специализированных автомобилей.
Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы: автомобили, выполняющие работы в период стоянки (скорые, пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.); автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).
Согласно схеме 10, кратчайшее расстояние к земельному участку с кадастровым номером * для подъезда к нему специальных автомобилей является расстояние от ул. Горная по переулку Полярному до примыкания к улице Северной. От протяженности (расстояния) зависит время прибытия специальных автомобилей и оперативных служб к исследуемому участку. Также это будет обеспечивать экономию топлива, расходуемого специальными автомобилями, обеспечивает кратчайший выход на главную артерию для жителей домостроения, находящихся на данном участке и по ул. Северная. Улица Горная, к которой примыкает переулок Полярный, образует единую транспортную сеть с автомобильной дорогой, обеспечивающей связь с областным центром (Умба-Кандалакша).
С учетом изложенного организовать автомобильную дорогу по пер. Полярному таким образом, чтобы она не располагалась между строениями многоквартирного дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером * невозможно.
В соответствии с заключением эксперта * от _ _ фактические границы земельного участка * определены, каталог координат представлен в Таблице 7, графическое отображение и сравнительный анализ с границами, учтенными в ЕГРН представлены на Схеме 3.
При ответе на вопрос N 3 по определению границы земельного участка с кадастровым номером *, с учетом сведений, содержащихся в правоподтвержающих документах и документах, подтверждающих существование границ земельного участка при его образовании и в последующем, эксперт пришел к следующему выводу.
Образование земельного участка * произошло на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Мурманской области * от _ _ "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" (***). Положение границы земельного участка по каталогу координат вышеуказанной схемы соответствует положению границы земельного участка *, учтенному в ЕГРН.
Сведения о границах данного земельного участка до момента образования имеются в материалах технической инвентаризации по состоянию на _ _, _ _. В абрисе 1966 г. имеются расстояния от стен здания, расположенного на данном земельном участке до границ земельного участка, размеры длин границ по периметру отсутствуют. В абрисе 1983 г. имеются только размеры длин границ земельного участка по северной и восточной частям границы. В процессе проведения исследования реконструировано возможное местоположение границ данного участка по абрису 1966 г., при этом размер длины восточной части границы совпал с величиной, отраженной в абрисе 1983 г., а размер длины северной части границы хоть и находится за величиной предельного допустимого расхождения, но различается несущественно. Реконструированная граница по сведениям абрисов материалов технической инвентаризации 1966 г. отображена на Схеме 16 точками с номерами д67, д68, д69, д70 и представлена в каталоге координат Таблицы 14. Реконструкция по абрисам материалов 1983 г. невозможна в связи с отсутствием необходимых сведений.
Площадь границы, реконструированной по сведениям материалов технической инвентаризации, составляет 804.25 кв. м, что на 17.75 кв. м меньше площади, указанной в материалах технической инвентаризации и на 250.75 кв. м меньше площади 1055 кв. м, утвержденной вышеуказанным распоряжением и учтенной в ЕГРН.
При этом из вышеприведенной Схемы 16 усматривается, что по материалам технической инвентаризации 1966 года реконструированные границы и площадь значительно отличаются от существующих и закрепленных на местности границ земельного участка МКД, пересекают существующую изначально хозяйственную постройку для хранения топлива. Тем самым, не могут достоверно свидетельствовать о том, что земельный участок под МКД должен быть сформирован в таких границах и что собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться земельным участком в этих границах в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (т. 4 л.д. 205).
При ответе на вопрос N 4 о разработке (с учетом ответов на вопросы 1,2,3) обоснованных вариантов установления границы земельного участка с кадастровым номером 51:04:0010405:382, необходимого для обслуживания многоквартирного дома с учетом помещений вспомогательного характера и даты их постройки, эксперт исходил из следующего.
Согласно п. 4.2 СП 54.13330.2016 "Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" размещение жилого здания, расстояния от него до других зданий и сооружений, размеры земельных участков при здании устанавливаются в соответствии с требованиями [ФЗ Технического регламента о требованиях пожарной безопасности], [Градостроительного кодекса], а также СП 42.13330, с обеспечением санитарно-защитных зон согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.
Согласно п. 5.9 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" границы, размеры и режим использования земельных участков при многоквартирных жилых зданиях следует определять на основании:
- приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 марта 2019 года N 153/пр;
- п. 7.29 СП 476.1325800.2020 "Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов".
Методическими рекомендациями по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 марта 2019 года N 153/пр предусмотрено:
4. Определение местоположения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется осуществлять при образовании такого земельного участка с учетом следующих особенностей: границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы не нарушить права и законные интересы неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещений в данном многоквартирном доме и других многоквартирных домах; границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого земельного участка; при определении границ образуемого земельного участка рекомендуется учитывать, что данный земельный участок, а также смежные с ним земельные участки должны отвечать требованиям статьи 11 Земельного кодекса; в границы образуемого земельного участка не рекомендуется включать земли или земельные участки, в отношении которых у третьих лиц имеются права (собственности или иное законное право), земли или земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и иные территории общего пользования.
5. Размер образуемого земельного участка рекомендуется определять исходя из: 1) площади многоквартирного дома, то есть суммарной общей площади всех квартир в таком доме, площади всех нежилых помещений и помещений вспомогательного использования в таком доме; 2) территории, необходимой для обеспечения функционирования (обслуживания) площади многоквартирного дома, с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в многоквартирном доме, обслуживания данного дома и иных объектов, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также доступ к такому дому и иным подобным объектам;
6. При образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется рассматривать объекты, принадлежащие собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.
Пунктом 7.29 СП 476.1325800.2020 "Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов" установлены только показатели минимальной обеспеченности элементами придомовой территории: детские игровые площадки - 0.4 кв. м/чел, площадки отдыха взрослого населения - 0.1 кв. м/чел; зеленые насаждения - 3.0 кв. м/чел; итого 3.5 кв. м/чел. Расстояния от жилых домов и строений до границ земельных участков не указаны.
Пунктом 7.1 СП 42.13330.2016 предусмотрено, что расстояния от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) жилых домов до стен жилых домов и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должны быть не менее 6 м. Расстояние от границ участка должно быть не менее, м: до стены жилого дома - 3; до хозяйственных построек - 1.
В Местных нормативах Градостроительного проектирования муниципального образования городское поселение Умба Терского района Мурманской области, утвержденных Решением Совета депутатов МО ГП Умба от 22 декабря 2017 г. N 274 расстояния от жилых домов и строений до границ земельных участков, площадь образуемых земельных участков, не указаны.
Согласно п. 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ "Требования к образуемым и измененным земельным участкам" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Исследуемый земельный участок *, расположен в зоне обозначенной на Карте градостроительного зонирования, как Ж-3 - "Зона застройки индивидуальными жилыми домами" (Схема 10).
В п. 1 статьи 41 Правил землепользования и застройки для зоны Ж-3 минимальная и максимальная площади ЗУ установлены только для индивидуальных домов, жилых домов блокированной застройки. Максимальный коэффициент застройки для инд. застройки -50%, для остальных - 60%.
В п. 2 статьи 41 Правил землепользования и застройки минимальная ширина в красных линиях улиц и проездов установлена 9 м. При этом, не допускается сужение ширины улицы красных линий за нижний предел.
В п. 3 статьи 41 Правил землепользования и застройки установлены: минимальные отступы для зон Ж-2, Ж-3:
- от индивидуальных домов до красных линий улиц не менее 5 м, от красной линии проездов не менее 5 м, расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов не менее 5 м.
- до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям: от домов не менее 3 м, от других построек (бани, гаража и др.) не менее 1 м, от стволов высокорослых деревьев не менее 4 м, среднерослых - 2 м, от кустарника - 1 м.
Минимальное расстояние между постройками по санитарно-бытовым условиям в зоне Ж-2, Ж-3 должны быть: от дома и погреба до уборной и постройки для содержания мелкого скота и птицы - 12 м, до душа, бани (сауны) - 8 м; от колодца до уборной и компостного устройства - 8 м.
По результатам проведенного исследования экспертом разработано два варианта установления границы земельного участка *:
- вариант 1, разработанный в соответствии с имеющимися на местности закреплениями, фактическим пользованием хозяйственным строением, описан на странице 50 настоящего заключения, каталог координат представлен в Таблице 15, графически изображен на Схемах 17а-17б;
- вариант 2, разработанный в соответствии с мнением правообладателей земельного участка * о прохождении границы данного участка, описан на странице 51 настоящего заключения, каталог координат представлен в Таблице 16, графически изображен на Схемах 18.
Также разработан вариант установления границы земельного участка * изменяемой в части смежной с земельным участком *, описанный на странице 52 настоящего заключения, каталог координат представлен в Таблице 17, графически изображен на Схемах 17а-18.
Кроме того, указано, что в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и во избежание отказа в осуществления кадастрового учета, необходимо отразить в решении суда метод определения координат и точность: метод - комбинированный, значение точности (средней квадратической погрешности) - 0.1 м.
При ответе на вопрос N 5 эксперт пришел к выводу о том, что основные нормативы, строительных норм и правила, регулирующие форму (конфигурацию) земельных участков описаны в исследовательской части, существенных нарушений в форме (конфигурации) земельного участка * при его образовании не обнаружено, однако выявлено существенное несоответствие в местоположении границ, закрепленных на местности с местоположением границ образованного земельного участка *, в том числе с границами земельного участка * на величину до 10.27 м.
Судебная коллегия принимает в качестве доказательства заключение эксперта *-* от _ _, а также, вопреки доводам истцов, заключение эксперта * от _ _ в рамках проведенной по делу судебной экспертизы, поскольку выводы экспертами аргументированы и не противоречивы относительно юридически значимых обстоятельств, основаны на натурных исследованиях с участием спорящих сторон, с применением действующих методик в данной области деятельности. В заключениях подробно описаны документы, подвергавшиеся исследованию, эксперты предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за заведомо ложное заключение, о чем представлены соответствующие подписки.
Из указанного заключения эксперта * (Схема 17а, 17б), сведений из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., ..., ... (***) следует, что в порядке перераспределения земель в 2018 г. при утверждении схемы расположения земельного участка постановлением администрации МО городское поселение Умба Терского района от _ _ * (***), при заключении администрацией Терского района соглашения о перераспределении земель (***), в собственность Ч. была предоставлена часть земельного участка, на которой располагалась хозяйственная постройка МКД, подлежащая восстановлению, на что изначально было получено разрешение администрации ... и в связи с чем на этом месте располагаются строительные материалы (***).
Тем самым, вышеуказанная территория между отраженными на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением администрации муниципального образования г.п. Умба Терского района от _ _ * (***), точками: *** включенная в границы земельного участка с кадастровым номером * по сведениям ЕГРН (по заключению эксперта находится за пределами ограждения (забора) земельного участка *), изначально использовалась и используется правообладателями земельного участка с кадастровым * для эксплуатации ими МКД с учетом объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (хозяйственных построек), которые в силу приведенных норм Вводного закона имеют право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Учитывая изложенное, по материалам дела установлено, подтверждается заключением эксперта, письменными доказательствами, объяснениями третьего лица К.Д., фотоматериалами прошлых лет, что ранее на земельном участке МКД (второй контур) было расположено два хозяйственных строения для хранения топлива с учетом печного отопления квартир МКД по настоящее время, в то время как при образовании земельного участка с кадастровым номером * данное обстоятельство не было учтено.
В связи с чем при определении местоположения границ участка * часть территории, используемой правообладателями земельного участка МКД под размещение хозяйственной постройки, была отведена Ч. (между точками на вышеприведенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории: *** (по сведениям ЕГРН между точками * и * с аналогичными координатами). Из указанной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории *** следует, что между вышеприведенными точками н4 и н1 граница этого участка проходит по точкам н3 и н2, в то время как из заключения эксперта *-Э5 (схемы 17а-17б) следует, что в указанной части имеет место наложение границы земельного участка с кадастровым номером * на границы земельного участка МКД, необходимого для использования под размещение хозяйственной постройки.
Из указанного заключения эксперта *-* (Схема 17а, 17б) также следует, что при образовании земельного участка с кадастровым номером * имело место существенное несоответствие в местоположении границ, закрепленных на местности с местоположением границ образованного земельного участка с кадастровым номером *, в том числе с границами земельного участка * между точками 1 (***), в том числе произошло наложение на границы земельного участка с кадастровым номером *.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, собственник земельного участка с кадастровым номером * К.Д. не возражал, чтобы смежная граница между его земельным участком и земельным участком с кадастровым номером *, проходила по фактическим закреплениям (по существующему на протяжении более 15 лет забору, спора о местоположении которого не имеется).
Вместе с тем, доводы истцов о том, что при образовании земельного участка с кадастровым номером * в его состав неправомерно не включена территория дороги по пер. Полярному пгт. Умба в связи с тем, что ранее таковой не существовало, судебная коллегия находит несостоятельными. Относимых и допустимых доказательств, достоверно подтверждающих, что ранее во дворе спорного МКД автомобильная дорога не пролегала, истцами в материалы дела не представлено и судом не добыто.
Так, из исследовательской части заключения эксперта * следует, что по результатам экспертных натурных исследований, визуально сопоставляя ортофотоплана со сведениями ЕГРН, установлено следующее:
- между контурами границы земельного участка *, а также между границами земельных участков *, учтенными в ЕГРН проходит автомобильный проезд (дорога), обозначенная на схеме 5 буквами "А" (далее дорога "А");
- вдоль восточных частей границ земельных участков * проходит автомобильная дорога, обозначенная на Схеме 5 буквами "Б" (далее дорога "Б");
- вдоль восточной части границы земельного участка * проходит автомобильная дорога, обозначенная на Схеме 5 буквами "В" (далее дорога "В");
- дороги "А, Б, В" образуют перекресток, расположенный с восточной стороны от пространства между контурами границы земельного участка * (с восточной стороны от дороги "А");
- к дороге "В" примыкает тропа шириной порядка 1 м, обозначенная буквами "Д" (далее тропа "Д");
- дорога "В" переходит в дорогу, обозначенную на Схеме 5 буквами "Г", проходящую вдоль земельного участка с кадастровыми номерами ЗУ:388, ЗУ:11, учтенных в ЕГРН (далее дорога "Г");
- к дороге "Г" примыкает участок дороги, обозначенный буквами "Е" (далее дорога "Е").
Программное обеспечение *** сервиса ***, размещенное в сети Интернет, содержит изображение поверхности земли за разные временные периоды, созданные на основе фотоснимком с искусственных спутников Земли. Воспользовавшись опцией "Исторические снимки" экспертом в указанной программе на исследуемую территорию установлено наличие 4 изображений, созданных из спутниковых снимков, датированных _ _ г., _ _ г., _ _ и _ _. Из них спутниковые снимки, датированные _ _ г. и _ _ г., имеют разрешение непригодное для проведения исследования и ответов на поставленные вопросы. В модели, визуально сопоставляя изображения спутниковых снимков _ _ и _ _ со сведениями ЕГРН, результатами натурных экспертных исследований установлено, что между границами земельного участка * земельного участка *, а также между контурами границы земельного участка *, учтенными в ЕГРН по фотоаномалиям распознается положение ранее описанных дорог "А, Б, В" и их перекрестка, расположенного восточнее. Положение дороги "Е" на изображениях спутниковых снимков _ _ и _ _ не распознается (***).
Экспертом с интернет-ресурса Министерства экономического развития РФ ФГИС ТП получены: Карта градостроительная зонирования МО ГП Умба Терского района из Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением * от _ _ "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение Умба Терского района (Далее Карта градостроительного зонирования), Карта планируемого размещения объектов местного значения городского поселения (автомобильные дороги местного значения) муниципального образования городского поселения Умба Терского района из Генерального плана, утвержденного Решением * от _ _.
Согласно ст. 57.1 Градостроительного кодекса РФ данный интернет ресурс является Федеральной государственной информационной системой территориального планирования.
Экспертом сопоставлены контура автомобильных дорог, отображенные на Карте градостроительного зонирования с Картой планируемого размещения объектов и установлено, что положение дорог на исследуемой территории и вблизи нее, изображенных на вышеприведенных Картах идентично.
Также экспертом установлено, что ранее описанные дороги "А, Б" (... ... метра, в отношении технических паспортов которых были заявлены требования истцами) отображены на Карте градостроительного зонирования и предусмотрены Правилами землепользования и застройки, а дороги "В, Г, Е" не имеют отображения на Карте градостроительного зонирования, таким образом, не предусмотрены Правилами землепользования и застройки.
При этом, согласно заключению эксперта * от _ _, в рамках проведенной по делу судебной экспертизы, улица Горная, к которой примыкает пер. Полярный образует единую транспортную сеть с автомобильной дорогой Умба-Кандалакша, обеспечивающей связь с областным центром; организовать автомобильную дорогу по пер. Полярному таким образом, чтобы она не располагалась между строениями МКД, расположенного на земельном участке с кадастровым номером * невозможно.
Из объяснений третьего лица К.Д., коллективного обращения жителей пгт. Умба от _ _ (***), не опровергнутых стороной истцов относимыми и допустимыми доказательствами, также следует, что спорная дорога по пер. Полярному существует более 20 лет, что не оспаривалось стороной истцов в суде апелляционной инстанции. При этом представленными истцами фотографиями прошлых лет *** не подтверждается, что ранее указанная автомобильная дорога не существовала.
При рассмотрении дела по правилам производстве в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, истцы поддерживали уточненные в суде первой инстанции требования о признании недействительными (ничтожными) постановления администрации МО ГП Умба Терского района об утверждении схемы расположения земельного участка и Соглашения о перераспределении земель от _ _, заключенного с Ч., постановления администрации о выделении земельного участка с кадастровым номером * Ч.; о внесении изменений в технические паспорта автомобильных дорог переулок Полярный и ...; о признании недействительным сформированного земельного участка под МКД (***), а также по результатам проведенной по делу судебной экспертизы просили установить границы земельного участка под МКД с кадастровым номером *. Полагали, что таковые должны быть установлены по разработанному в заключении эксперта от _ _ *-Э5 варианту *, описанному на странице 51 заключения (таблица 16, схема 18), согласно которому участок под МКД должен быть одноконтурным, т.е. без прохождения между МКД и хозяйственными постройками существующей в настоящее время автомобильной дороги.
Разрешая указанные требования истцов, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключения эксперта *-Э5, *.5 в рамках проведенной по делу судебной экспертизы, по правилам статьи 67 ГПК РФ, судебная коллегия полагает установленным по материалам дела, что в ходе проведения кадастровых работ при межевании земельного участка ответчика Ч. была допущена ошибка при определении местоположения его границ, воспроизведенная в последующем в ЕГРН, т.е. часть территории, используемой владельцами земельного участка под МКД (смежным землепользователем) под размещение в установленном порядке хозяйственной постройки была отведена Ч., что привело к наложению границ земельного участка указанного ответчика на границы земельного участка МКД.
Также установлено, что при образовании земельного участка с кадастровым номером * имело место существенное несоответствие в местоположении границ, закрепленных на местности с местоположением границ образованного земельного участка с кадастровым номером *, в том числе с границами земельного участка *.
Вместе с тем, по материалам дела не нашел подтверждения довод истцов о том, что земельный участок под МКД неправомерно образован в виде двухконтурного, между контурами которого проходит автомобильная дорога, которая предусмотрена действующими Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки городского поселения Умба Терского района, утвержденными Решением Совета депутатов МО ГП Умба от _ _ *. В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации передача земель общего пользования, в том числе занятых улицами, проездами, автомобильными дорогами в частную собственность не допускается.
При этом судебная коллегия учитывает установленный по делу факт того, что организовать автомобильную дорогу по пер. Полярному таким образом, чтобы она не проходила между строениями МКД, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 51:04:0010405:382 невозможно, что подтверждается вышеприведенными заключениями эксперта в рамках проведенной по делу судебной экспертизы, не оспоренной относимыми и допустимыми доказательствами.
Ввиду изложенного, при установленных обстоятельствах судебная коллегия находит несостоятельными доводы стороны истцов (***), со ссылкой на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома", утвержденные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 марта 2019 г. N 153/пр, о том, что в границы образуемого земельного участка не рекомендуется включать территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе улицы, проезды. Вопреки доводам истцов, при образовании спорного земельного участка территории автомобильных дорог, не были включены в таковой. Включение в состав земельного участка МКД территории автомобильной дороги при установленных обстоятельствах будет нарушать права неопределенного круга лиц. Законодательный запрет на образование двухконтурного земельного участка под МКД с учетом расположения ранее возведенных хозяйственных построек не установлен.
При таких обстоятельствах, исковые требования К.О., К.Ф., Б.Е., Б.В. к администрации Терского района Мурманской области, Министерству имущественных отношений Мурманской области, Ч. о признании постановления администрации МО ГП Умба Терского района Мурманской области от _ _ * "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", Соглашения о перераспределении земель от _ _ *-СГП, признании недействительным формирования земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером 51:04:0010405:382 и установлении границ земельного участка под многоквартирным домом подлежат частичному удовлетворению с признанием недействительной Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением муниципального образования городское поселение Умба Терского района от _ _ * и соглашения о перераспределении земель от _ _ *-СГП, в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., ..., ..., между отраженными на Схеме точками: ***
Соответственно, подлежат исключению из ЕГРН сведения в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., ..., ..., между отраженными в ЕГРН точками с координатами: * (***) с установлением границы земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., пгт. Умба, ..., между отраженными в ЕГРН точками с координатами: * (Х ***) и * (***), являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером *, определив координаты образуемых характерных точек границ в соответствии с заключением эксперта от _ _ *-Э5 (схема 17а, таблица 15): ... (***), 106 (***), 107 (***); 114 (***
Подлежат внесению изменения в сведения ЕГРН в части описания местоположения смежной границы между земельным участком с кадастровым номером *, расположенным по адресу: ..., ..., ... Полярный, на земельном участке расположено здание *, и земельным участком с кадастровым номером *, между отраженными в ЕГРН точками * (Х ***) и * (***), определив следующие координаты характерных точек смежной границы в соответствии с заключением эксперта от _ _ *-Э5 (схема 17а, таблицы ***).
Подлежит признанию недействительной схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная распоряжением Министерства имущественных отношений Мурманской области от _ _ * в части описания местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., ..., ..., с установлением границы указанного земельного участка, площадью 1038,33 кв. м, в соответствии с заключением эксперта от _ _ *-Э5 (схема 17а, таблица 15 по следующим характерным точкам:102 ***).
В удовлетворении исковых требований К.О., К.Ф., Б.Е., Б.В. в остальной части судебная коллегия полагает необходимым отказать, поскольку при установленных по делу обстоятельствах не имеется предусмотренных законом оснований для признания недействительными в иной части оспариваемых истцами постановлений в отношении земельного участка Ч. с кадастровым номером 51:04:0010405:369, о внесении изменений в технические паспорта автомобильных дорог улицы Северная и переулка Полярный, а также об установлении границы земельного участка с кадастровым номером * по разработанному в заключении эксперта от _ _ *-Э5 варианту *, согласно которому участок под МКД должен быть одноконтурным, без прохождения между домом и хозяйственными постройками существующей в настоящее время автомобильной дороги.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Умба Терского района Мурманской области) от 24 июня 2021 г. об отказе в удовлетворении иска К.О., К.Ф., Б.Е., Б.В. к администрации Терского района Мурманской области о признании недействительными постановления о выделении земельного участка, соглашения о перераспределении земель, о внесении изменений в технические паспорта автомобильных дорог переулок Полярный и улица Северная, о возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным домом отменить.
Принять в указанной части новое решение.
Исковые требования К.О. (паспорт ***), К.Ф. (паспорт ***), Б.Е. (паспорт ***), Б.В. (паспорт ***) к администрации Терского района Мурманской области (ИНН *), Министерству имущественных отношений Мурманской области (ИНН *), Ч. (паспорт ***) о признании постановления администрации МО ГП Умба Терского района Мурманской области от 20 сентября 2018 г. N 542 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", Соглашения о перераспределении земель от 27 ноября 2018 г. N 2018/2-СГП, признании недействительным формирования земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером * и установлении границ земельного участка под многоквартирным домом удовлетворить частично.
Признать недействительной Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденную постановлением муниципального образования городское поселение ... от _ _ * и соглашение о перераспределении земель от _ _ *-СГП, в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., ..., ..., между отраженными на Схеме точками: ***
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., ..., ..., между отраженными в ЕГРН точками с координатами: * (***).
Установить границу земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., ..., ..., между отраженными в ЕГРН точками с координатами: * (***) и * (***), являющуюся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером *, определив координаты образуемых характерных точек границ в соответствии с заключением эксперта от _ _ *-Э5 (схема 17а, таблица 15): д59 (***); 107 (***); 114 (***
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части описания местоположения смежной границы между земельным участком с кадастровым номером *, расположенным по адресу: ..., ..., ..., на земельном участке расположено здание *, и земельным участком с кадастровым номером *, между отраженными в ЕГРН точками * (***) и * (***), определив следующие координаты характерных точек смежной границы в соответствии с заключением эксперта от _ _ *-Э5 ***
Признать недействительной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденную распоряжением Министерства имущественных отношений ... от _ _ * в части описания местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ...
Установить границу земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., площадью 1038,33 кв. м, в соответствии с заключением эксперта от _ _ *-Э5 (схема 17а, таблица 15 по следующим характерным точкам: ***
В удовлетворении исковых требований К.О., К.Ф., Б.Е., Б.В. в остальной части отказать.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в содержащиеся в ЕГРН сведения.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 58 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в целях осуществления кадастрового учета отразить метод определения координат и точность: метод - комбинированный, значение точности (средней квадратической погрешности) - 0,1 м.