Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 01.03.2023 N 88а-3761/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Калининградского областного суда от 16.08.2022 N 33а-3482/2022 (УИД 39RS0001-01-2022-000694-92)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным акта проверки; 2) О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений; 3) О признании недействительными решения о проведении внеплановой выездной проверки, уведомления.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиками проверка проведена с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере соблюдения требований пожарной безопасности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Апелляционное определение Калининградского областного суда от 16.08.2022 N 33а-3482/2022 (УИД 39RS0001-01-2022-000694-92)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным акта проверки; 2) О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений; 3) О признании недействительными решения о проведении внеплановой выездной проверки, уведомления.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиками проверка проведена с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере соблюдения требований пожарной безопасности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2022 г. N 33а-3482/2022
УИД: 39RS0001-01-2022-000694-92
Судья Кузовлева И.С. | Дело N 2а-2003/2022 |
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Шкуратовой А.В.,
судей Чашиной Е.В., Тимощенко Р.И.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ГУ МЧС России по Калининградской области В. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 27 апреля 2022 года по административному делу по административному иску Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов к начальнику ОНДиПР по ГО "Город Калининград" УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области Яшину ФИО14, старшему инспектору ОНДиПР по ГО "Город Калининград" УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области В. ФИО15, заместителю начальника ОНДиПР по ГО "Город Калининград" УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области Кошкину ФИО16, ГУ МЧС России по Калининградской области о признании незаконными действий должностных лиц, оспаривании представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Заслушав доклад судьи Шкуратовой А.В., объяснения представителя ГУ МЧС России по Калининградской области В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов И., судебная коллегия
установила:
Калининградский областной Союз рыболовецких колхозов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решение начальника ОНДиПР по ГО "Город Калининград" УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области Я. от 11.01.2022 года N 20 о проведении внеплановой выездной проверки, акт по результатам ее проведения от 26.01.2022 года N 20, протокол осмотра от 26.01.2022 года, протокол инструментального обследования от 26.01.2022 года; уведомление об окончании выездной внеплановой проверки N 123-4-5-4 от 25.01.2022; представления N 10/4-5-7 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28.01.2022 года, взыскать с административных ответчиков в пользу административного истца государственную пошлину в размере 2000 рублей, указав, что данная проверка проведена с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора).
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 27 апреля 2022 года административное исковое заявление Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов удовлетворено в части: признано незаконным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 10/4-5-7 от 28 января 2022 года, вынесенное по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора); на ОНДиПР по ГО "Город Калининград" УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем отмены оспариваемого представления.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
С ОНДиПР по ГО "Город Калининград" УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области в пользу Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МЧС России по Калининградской области В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в административном иске, в ее обоснование приводит доводы о законности внеплановой выездной проверки, по результатам которой административный истец привлечен к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено, что на основании оспариваемого решения начальника ОНДиПР по ГО "Город Калининград" УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области Я. о проведении внеплановой выездной проверки от 11.01.2022 года N 20 в период с 14.01.2022 по 26.01.2022 года в отношении здания Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов по адресу: проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании N 190/1/1 от 27.08.2021 года (л.д. 98).
В ходе проверочных мероприятий составлены оспариваемые протокол осмотра здания по адресу: от 26.01.2022 года, протокол инструментального обследования здания по адресу: г 26.01.2022 года (л.д. 105, 106-107)
По результатам данной проверки составлен оспариваемый акт выездной проверки, протоколы об административном правонарушении в отношении Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов по
части 12 статьи 19.5,
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ (л.д. 101, 111, 112).
Председатель правления Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов Т. уведомлением от 25.01.2022 года N 123-4-5-4 извещен о завершении в 16 часов 26 января 2022 года внеплановой выездной проверки Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов, ему предложено явиться в 16 часов 26 января 2022 года в административный орган для получения документов по результатам проверки и участия в процессуальных действиях, связанных с привлечением к административной ответственности юридического лица по
части 1 статьи 20.4 и
части 12 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 110).
Постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по ГО "Город Калининград" управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области от 28 января 2022 года Калининградский областной Союз рыболовецких колхозов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей (л.д. 114-116).
В связи с привлечением Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ данному юридическому лицу на основании
статьи 29.13 КоАП РФ внесено оспариваемое представление N 10/4-5-7 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28.01.2022 года, в котором указано на необходимость принять меры по обеспечению пожарной безопасности в здании Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов по адресу: (л.д. 117).
Удовлетворяя административные исковые требования в части признания незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 10/4-5-7 от 28 января 2022 года, суд первой инстанции исходил из того, что оно вынесено по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления в остальной части требований, суд первой инстанции указал, что иными процессуальными документами, с которыми административный истец выражает свое несогласие, его права не нарушаются, какие-либо обязанности на него не возлагаются, препятствия для осуществления деятельности не создаются, данные документы лишь фиксируют стадии проверочного мероприятия и по смыслу закона не являются решениями, которые могут быть оспорены в рамках публично-правового спора.
Судебная коллегия считает решение суда не соответствующим закону и подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии со
статьей 29.12 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Предусмотренные
статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением в порядке, предусмотренном
главой 30 названного Кодекса.
Судом апелляционной инстанции установлено, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 10/4-5-7 от 28 января 2022 года не обжаловалось в порядке, предусмотренном
главой 30 КоАП РФ, совместно с постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по ГО "Город Калининград" управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области от 28 января 2022 года, которым Калининградского областного Союз рыболовецких колхозов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям, данным в
пункте 8 Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017), отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных для рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Судом апелляционной инстанции установлено, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ обжаловано данным юридическим лицом в Ленинградский районный суд г. Калининграда, а затем в Калининградский областной суд.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 марта 2022 года и решением судьи Калининградского областного суда от 31 мая 2022 года данное
постановление оставлено без изменения, жалоба Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов - без удовлетворения.
Таким образом, вынесение на основании обстоятельств, установленных в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении наказания по делу об административном правонарушении, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 10/4-5-7 от 28 января 2022 года, соответствует требованиям
статьи 29.13 КоАП РФ.
При таком положении решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 27 апреля 2022 года подлежит отмене в части удовлетворения требований об оспаривании представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 10/4-5-7 от 28.01.2022 года с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу, поскольку не подлежат рассмотрению в порядке
Кодекса административного судопроизводства РФ требования о признании незаконным решения начальника ОНДиПР по ГО "Город Калининград" УНДиПР ГУ МЧС России по Калининградской области Я. от 11.01.2022 года N 20 о проведении внеплановой выездной проверки, акт по результатам ее проведения от 26.01.2022 года N 20, протокол осмотра от 26.01.2022 года, протокол инструментального обследования от 26.01.2022 года; уведомление об окончании выездной внеплановой проверки N 123-4-5-4 от 25.01.2022 года.
Данные требования неразрывно связаны с делом об административном правонарушении в отношении Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении и выступающие в качестве доказательств по такому делу протоколы процессуальных действий и решения должностного лица не подлежат рассмотрению по правилам, предусмотренным
главой 22 КАС РФ, поскольку доводы о недопустимости конкретного доказательства излагаются в ходе рассмотрения соответствующего дела, в рамках обжалования состоявшихся постановлений (решений).
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 309,
311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 27 апреля 2022 года отменить в части удовлетворения требований об оспаривании представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 10/4-5-7 от 28.01.2022 года, в указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
То же решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов, в указанной части производство по делу прекратить.
Кассационная
жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 августа 2022 года.