Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ярославского областного суда от 28.10.2013 по делу N 33-6377
В удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения отказано правомерно, поскольку истцы избрали ненадлежащий способ защиты права, так как предоставление жилья на условиях социального найма сотрудникам Государственной пожарной службы законодательством не предусмотрено.


Апелляционное определение Ярославского областного суда от 28.10.2013 по делу N 33-6377
В удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения отказано правомерно, поскольку истцы избрали ненадлежащий способ защиты права, так как предоставление жилья на условиях социального найма сотрудникам Государственной пожарной службы законодательством не предусмотрено.

ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 октября 2013 г. по делу N 33-6377
Судья Русинова Л.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Маньковой Е.Н.,
судей Виноградовой Т.И., Пискуновой В.А.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
28 октября 2013 года
гражданское дело по апелляционной жалобе К.П. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 5 августа 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований К.П., К.И., К.А. к ГУ МЧС по Ярославской области, МЧС России, ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", ФКУ "3 ОФПС по Ярославской области", УМВД по Ярославской области, ГКУ ЯО "Центр обеспечения действий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" о предоставлении жилого помещения - отказать.
Заслушав доклад судьи Виноградовой Т.И., судебная коллегия
установила:
К.П., К.И., К.А. обратились в суд с иском к ГУ МЧС по Ярославской области, МЧС России, ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", ФКУ "3 ОФПС по Ярославской области", УМВД по Ярославской области, ГКУ Ярославской области "Центр обеспечения действий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям", в котором просят обязать ответчиков предоставить им на семью из трех человек благоустроенное жилое помещение, состоящее из двух комнат площадью не менее 48,9 кв. м в г. Ярославле.
В обоснование требований указано на то, что семья К-ных проживает в служебном жилом помещении - двухкомнатной квартире N дома N по <адрес>. Квартира была предоставлена К.П. на основании служебного ордера N 2706 от 18.08.1977 г. по месту службы в Управлении Государственной противопожарной службы УВД Ярославской области. С 1991 г. К.П. состоит в очереди на получение жилого помещения в ПЧ-12. В 1996 г. К.П. установлена инвалидность 2 группы. 20.05.1996 г. К.П. уволен по болезни, полученной в период службы. На момент увольнения выслуга лет составила 11 лет 10 месяцев 5 дней. При увольнении жилым помещением обеспечен не был. Занимаемая истцами квартира расположена в пристройке к пожарному депо. 23.01.2006 г. указанное здание передано в безвозмездное пользование Государственному учреждению Ярославской области "Поисково-спасательный отряд", в дальнейшем - ГКУ Ярославской области "Центр обеспечения действий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям". Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 27.03.2012 г. занимаемое семьей К.П. жилое помещение признано непригодным для проживания, не подлежащим ремонту и реконструкции. В удовлетворении исковых требований К.П. к правительству Ярославской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области, мэрии г. Ярославля о внеочередном предоставлении жилого помещения отказано. Истцы полагают, что проживание в занимаемом ими жилом помещении является опасным для жизни и здоровья, у истцов отсутствует иное жилое помещение, денежные средства на приобретение иного жилого помещения. Полагают, что жилое помещение обязано предоставить МЧС России, так как семья истцов состоит на очереди в ПЧ-12, но предоставление жилого помещения должно быть во внеочередном порядке, так как жилое помещение признано непригодным для проживания.
Представители ответчиков ГУ МЧС России по Ярославской области по доверенности П.В., ФКУ "3 ОФПС по Ярославской области" по доверенности П.Е., ГКУ Ярославской области "Центр обеспечения действий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" по доверенности Ф., УМВД России по Ярославской области по доверенности Ш. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, поддерживали доводы возражений на иск.
В возражениях на иск Главного управления МЧС России по Ярославской области указано, что истец проходил службу на объектовом подразделении, созданном в целях организации предупреждения и тушения пожаров на предприятиях - ПЧ-12. Ранее действующими (на момент увольнения и службы истца) нормами Федерального закона "О пожарной безопасности" предусматривалась гарантия социальной защиты - предоставление личному составу Государственной противопожарной службы жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам в первоочередном порядке органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. Указанные положения закона были отменены с 01.01.2005 г. Также указывали, что Управление Государственной противопожарной службы МЧС России по Ярославской области было ликвидировано, а вновь созданное, уже после увольнения К.П., Главное управление МЧС России по Ярославской области его правопреемником не является, а К.П. является пенсионером МВД России. Указывали на недостоверность сведений о том, что К.П. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как по данным Главного управления МЧС России по Ярославской области истец на таком учете не состоит. По мнению данного ответчика вопрос по обеспечению жилым помещением К.П. должен решаться органом местного самоуправления.
В возражениях на иск ФКУ "3 отряд ОФПС ГПС по Ярославской области (договорной)" дополнительно указано на то, что объектовые подразделения были исключены из Федеральной противопожарной службы в связи с внесенными в Федеральный закон "О пожарной безопасности" изменениями, К.П. был сотрудником ОВД, следовательно на него не распространяется право сотрудников ФПС, принятых на учет до 01.03.2005 г., состоять на учете по получению жилья.
В отзыве УМВД России по Ярославской области указано на то, что К.П. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ПЧ-12 под N 3, в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Ярославской области К.П. не состоит.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе К.П. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" просит оставить решение суда без изменения.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ "3 отряд ГПС по Ярославской области (договорной)" выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы, содержится указание на то, что данный ответчик не является надлежащим ответчиком по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Ярославской области выражается согласие с решением суда.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, обсудив их, заслушав К.И., действующую в своих интересах и в интересах К.П. по доверенности, и ее представителя по ордеру К.О., полагавших апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, возражения на апелляционную жалобу представителя УМВД России по Ярославской области по доверенности Ш., представителя Главного управления МЧС России по Ярославской области по доверенности Я., изучив материалы дела, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда.
С выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении истцам другого жилого помещения, состоящего из двух комнат площадью не менее 48,9 кв. м в г. Ярославле, судебная коллегия соглашается, полагает их правильными, основанными на обстоятельствах дела и законе.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, К.П., К.И., К.А. проживают в двухкомнатной квартире N дома N по <адрес>. Квартира была предоставлена отцу истца К.П. ФИО21 на основании ордера о предоставлении служебного помещения N 2706 от 18.08.1977 г. Занимаемая истцами квартира расположена в пристройке к пожарному депо.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт "ж" статьи 58 Постановления ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1.
К.П. установлена инвалидность 2 группы. 20.05.1996 г. К.П. уволен из органов внутренних дел по ст. 58 п. "ж" по болезни, полученной в период службы. На момент увольнения выслуга лет составила 11 лет 10 месяцев 5 дней.
Здание пожарного депо, в котором находится занимаемое истцами жилое помещение, является федеральной собственностью, внесено в реестр федерального имущества как специализированный объект пожарной охраны, включающий помещения для проживания работников пожарной службы. 23.01.2006 г. данное здание передано в безвозмездное бессрочное пользование Государственному учреждению Ярославской области "Поисково-спасательный отряд", в дальнейшем - ГКУ Ярославской области "Центр обеспечения действий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям".
Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 27.03.2012 г. занимаемое семьей К.П. жилое помещение признано непригодным для проживания, не подлежащим ремонту и реконструкции. В удовлетворении исковых требований К.П. к правительству Ярославской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области, мэрии г. Ярославля о внеочередном предоставлении жилого помещения отказано.
Из справки ПЧ-12 Управления государственной противопожарной службы УВД Ярославской области от 08.10.2003 г. следует, что с 1991 г. К.П. состоит в списке на получение жилья в ПЧ-12 с 1991 г. под N 3. Из этой же справки усматривается, что на момент выдачи справки К.П. проживает в служебной двухкомнатной квартире ведомственного дома. Следовательно, справка ПЧ-12 от 08.10.2003 г. является подтверждением того, что К.П. состоял в очереди именно на улучшение жилищных условий.
С 1997 г. К.П. состоит в территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на данный учет до 01.03.2005 г., и включен в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 г. Администрацией Дзержинского района мэрии г. Ярославля признано право К.П. на получение субсидии на приобретение жилья. 18.04.2012 г. Территориальная Администрация Дзержинского района мэрии г. Ярославля направила К.П. уведомление о предоставлении меры социальной поддержки в 2013 г. и необходимости передать в срок до 30.04.2013 г. необходимые для реализации данной меры документы. К.П. необходимые для получения меры социальной поддержки действия не произвел, документы не предоставил, так как истцы полагают, что имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В силу ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма малоимущим гражданам предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
По смыслу приведенной нормы права, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда возможно только при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Предоставление жилья на условиях социального найма сотрудникам Государственной пожарной службы в настоящее время законодательством не предусмотрено.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.2005 г., часть вторая статьи 8 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 г "О пожарной безопасности", предусматривавшая право предоставления в первоочередном порядке личному составу Государственной противопожарной службы жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, признана утратившей силу.
Таким образом, указанные в ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 69-ФЗ граждане, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 г., утратили право на обеспечение жилыми помещениями в особом порядке.
В ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ также предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Аналогичная по правовому выводу норма содержится и в Федеральном законе от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующем отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем, приведенные нормы закона не устанавливают право указанных категорий лиц, к которым относятся и истцы, на внеочередное получение жилого помещения.
Из материалов дела следует и не оспаривается истцами, подтверждено истцом К.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, что семья К-ных состоит на очереди под номером 3.
Следовательно, основания для внеочередного предоставления жилого помещения истцам отсутствуют.
То обстоятельство, что истцы проживают в непригодном для проживания служебном жилом помещении не свидетельствует о том, что право истцов на получение жилья должно быть реализовано в первоочередном порядке перед иными гражданами, состоящими в очереди.
При этом нормы жилищного законодательства о предоставлении другого благоустроенного помещения гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, в данном случае не подлежат применению, так как регулируют правоотношения тех граждан, которые занимают жилые помещения по договорам социального найма, а не служебного найма. Кроме этого, требования истцов, основанные на нормах ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, к соответствующим ответчикам были предметом рассмотрения судом. По данным требованиям принято решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 27.03.2012 г. об отказе в удовлетворении иска К.П. к правительству Ярославской области, мэрии г. Ярославля, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области в части возложения обязанности о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Отказ в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения мотивирован тем, что жилое помещение, занимаемое К.П., является служебным.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал на то, что истцы избрали ненадлежащий способ защиты права.
Как указано в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 1 ст. 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Судом также правильно приняты во внимание положения Указа Президента РФ от 28.06.1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений", устанавливающие, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу пятому подпункта "в" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, при наличии оснований, указанных в данных нормативных актах, истцы не лишены права на реализацию социальной гарантии в установленной в указанных нормативных актах форме, то есть путем предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, о чем судом первой инстанции сделан правильный вывод.
Вместе с тем, в настоящем гражданском деле, с учетом положений ч. 3 ст. 196, ч. 6 ст. 327 ГПК РФ о принятии судом решения по заявленным требованиям, о неприменении в суде апелляционной инстанции правил об изменении предмета или основания иска, суд апелляционной инстанции не может учесть довод апелляционной жалобы, по существу представляющий собой изменение исковых требований, ранее не заявлявшихся, о том, что истец полагает возможным также принять решение об обязании ответчиков предоставить истцам компенсационные выплаты. Судебная коллегия также отмечает, что истцы не обращались к ответчикам во внесудебном порядке о предоставлении социальных гарантий путем получения жилищного сертификата или единовременной социальной выплаты.
В остальном доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Довод апелляционной жалобы о наличии судебной практики по выселению проживающих в спорном жилом помещении основан на решении суда, не вступившем в законную силу, в связи с чем не может быть принят во внимание судебной коллегией. Кроме того, в указываемом автором апелляционной жалобы судебном постановлении разрешается вопрос о правах иных лиц на жилое помещение.
Таким образом, все обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу К.П. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 5 августа 2013 года оставить без удовлетворения.