Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Тверского областного суда от 15.07.2015 по делу N 33-2575
Требование: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в ходе прокурорской проверки в образовательной организации были выявлены нарушения требований действующего противопожарного законодательства РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности и связанному с этим вопросом финансированию нормативными документами, уставом учреждения возлагается, в том числе, и на орган исполнительной власти субъекта РФ, доказательств ненаправления учреждением надлежащих заявок на получение субсидий не представлено.
Апелляционное определение Тверского областного суда от 15.07.2015 по делу N 33-2575
Требование: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в ходе прокурорской проверки в образовательной организации были выявлены нарушения требований действующего противопожарного законодательства РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности и связанному с этим вопросом финансированию нормативными документами, уставом учреждения возлагается, в том числе, и на орган исполнительной власти субъекта РФ, доказательств ненаправления учреждением надлежащих заявок на получение субсидий не представлено.
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. по делу N 33-2575
судья Тиранова Л.В.
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Крыловой В.Н.
судей Улыбиной С.А. и Акатьевой Т.Я.
при секретаре судебного заседания Г.
с участием прокурора Мироновой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери
по докладу судьи Улыбиной С.А.
дело по апелляционной жалобе Правительства Тверской области, поданной представителем К.Е., действующей на основании доверенности на решение Пролетарского районного суда города Твери от 27 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Пролетарского района города Твери в защиту неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе N 2 VIII вида, Министерству образования Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности путем совершения определенных действий удовлетворить частично.
Возложить на Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе N 2 VIII вида, Министерство образования Тверской области солидарную обязанность в срок до 01.09.2015 года устранить нарушения требований пожарной безопасности: оборудовать противопожарную дверь в электрощитовой; установить целостное ограждение на крыше (покрытии) здания школы.
В удовлетворении требований к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области отказать.
Взыскать с Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе N 2 VIII вида в доход муниципального городского округа город Тверь государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб."
судебная коллегия
установила:
Прокурор Пролетарского района города Твери обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просил возложить на ГБОУ СКОШ N 2 VIII вида, Министерство образования Тверской области обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности: оборудовать противопожарную дверь в электрощитовой; установить целостное ограждение на крыше (покрытии) здания школы, в срок до 01.09.2015 года.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Пролетарского района г. Твери в рамках осуществления надзора за соблюдением образовательными учреждениями Пролетарского района г. Твери действующего законодательства, на основании задания прокуратуры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ совместно с ОНД по Пролетарскому району г. Твери, Управлением Роспотребнадзора по Тверской области была проведена проверка соблюдения ГБОУ СКОШ N 2 VIII вида, расположенного по адресу: <адрес>, требований действующего законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а также пожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проведенной проверки в образовательной организации были выявлены нарушения требований действующего противопожарного законодательства в ГБУ СКОШ N 2, а именно:
- в нарушение ФЗ N 69
ст. 20 и
пункта 5.14 СНиП 21-01-97 дверь в электрощитовой не является противопожарной,
- в нарушение пункта 24 ГШР в РФ нарушено ограждение на крыше (покрытии) здания школы.
Указанные нарушения могут воспрепятствовать своевременному предотвращению воздействия на несовершеннолетних учащихся, воспитанников и иных граждан, находящихся в образовательном учреждении и на его территории опасных факторов пожара, других чрезвычайных ситуаций, а также ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, находящихся в зоне действия пожара, указывая, что учредителями ГБУ СКОШ N 2, Правительство Тверской области, Министерство образования Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, просит возложить исполнение обязанностей по устранению нарушений норм противопожарной безопасности на ГБУ СКОШ N 2 и Министерство образования Тверской области.
Определением Пролетарского районного суда г. Твери от 06 апреля 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Помощник прокурора Пролетарского района г. Твери Голодкова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам и основаниям.
Представитель ответчика Министерства образования Тверской области в судебное заседание при надлежащем извещении своего представителя не направило, представив письменный отзыв (л.д. 38 - 40) на исковое заявление, в котором просило отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ГБУ СКОШ N 2 VIII вида в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, сведений об уважительных причинах неявки. Заявлений и ходатайств не представил.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в судебное заседание при надлежащем извещении своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменные возражения на исковое заявление, в котором просило отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, поскольку данный ответчик не является надлежащим.
Представитель третьего лица Правительства Тверской области по доверенности К.Е., в судебном заседании, просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Обязанность организации финансирования мероприятий по устранению ГБУ СКОШ N 2 VIII вида нарушений норм пожарной безопасности может быть возложена на Министерство образования Тверской области только при установлении факта неправомерного бездействия со стороны Министерства. Материалами дела факт бездействия Министерства не подтвержден. Субсидия на иные цели для ГБУ СКОШ N 2 VIII вида не была предусмотрена в областном бюджете по причине отсутствия соответствующей заявки от ГБУ СКОШ N 2 VIII вида. В настоящее время Министерством приняты все возможные меры по внесению изменений в областной бюджет в части выделения ГБУ СКОШ N 2 VIII вида субсидии на иные цели (подготовлен пакет документов для рассмотрения соответствующего вопроса на Бюджетной комиссии по Тверской области).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Тверской области К.Е., действующая на основании доверенности просит решение Пролетарского районного суда города Твери от 27 апреля 2015 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований к Министерству образования Тверской области, ссылаясь на то, что образовательная организация может выполнить возложенную на нее обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности за счет средств областного бюджета, за счет иной субсидии, предоставляемой в целях финансового обеспечения деятельности учреждения по направлениям, установленным ГРБС, не связанным с выполнением государственного задания. Однако источником финансовых ресурсов согласно Устава учреждения также являются внебюджетные средства, средства спонсоров, добровольные взносы и пожертвования, средства, полученные от предоставления дополнительных образовательных услуг и иные средства, за счет которых учреждение может исполнить свои обязательства. Функции ГРБС по предоставлению иных субсидий являются самостоятельным обязательством и не являются солидарным. Заявляя требования о понуждении к совершению действия, фактически к осуществлению финансирования, прокурор возлагает на суд обязанность вмешаться в деятельность органов государственной власти Тверской области, что в силу закона является недопустимым. Суд не вправе вмешиваться в финансовую деятельность органов государственной власти и возлагать на орган, наделенный ГРБС обязанность предоставления иной субсидии когда закон не определяет обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности исключительно за счет средств бюджета Тверской области, а материальный закон согласно которому Министерство образования Тверской области обязано совершить требуемые действия отсутствует. Иные субсидии могут быть предоставлены только на основании заявки учреждения, от которого таких заявок не поступало. Однако судом указанные обстоятельства во внимание не приняты.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы от участников процесса не поступило.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений в заседание суда апелляционной инстанции не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия в силу
части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Правительства Тверской области К.Е., представителя Министерства образования Тверской области К.В., представителя ГБУ СКОШ N 2 VIII вида Ш., прокурора Миронову М.С., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью признается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; мерами пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Пролетарского района г. Твери в рамках осуществления надзора за соблюдением образовательными учреждениями Пролетарского района г. Твери действующего законодательства, а также на основании задания прокуратуры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ совместно с ОНД по Пролетарскому району г. Твери, Управлением Роспотребнадзора по Тверской области была проведена проверка соблюдения ГБОУ СКОШ N 2 VIII вида, расположенного по адресу: <адрес>, требований действующего законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а также пожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ходе проведенной проверки в ГБУ СКОШ N 2 VIII вида расположенного по адресу: <адрес> были выявлены нарушения требований действующего противопожарного законодательства, а именно: дверь в электрощитовой не является противопожарной, что является нарушением
статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и
пункта 5.14 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13 февраля 1997 года N 18-7, а также нарушено ограждение на крыше (покрытии) здания школы, что является нарушением
пункта 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390.
В соответствии с
подпунктом 2 пункта 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно
статье 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно
статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления, и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со
статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава ГБОУ СКОШ N 2 VIII вида г. Твери является бюджетным учреждением.
В соответствии с пунктом 1.7 Устава учредителем учреждения является Тверская область. Функции и полномочия учредителя от имени Тверской области осуществляет Правительство Российской Федерации, Министерство образования Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в рамках представленной компетенции.
Положением о Министерстве образования Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 N 69-пп предусмотрено, что министерство обладает полномочиями главного распорядителя и получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством; осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему образовательные организации и государственные учреждения. К функциям Министерства среди прочего относится обеспечение функционирования образовательных организаций и государственных учреждений, подведомственных Министерству; участие в формировании бюджета Тверской области в части расходов по отрасли "образование"
В соответствии с пунктом 7.1 Устава финансовое обеспечение осуществляется в виде субсидий из областного бюджета Тверской области.
Согласно
статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Разрешая требования прокурора, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, а также установленные в процессе разбирательства дела фактические обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального
закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", положениями Устава ГБУ СКОШ N 2 VIII вида г. Твери, Положением о Министерстве образования Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года N 69-пп, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе N 2 VIII вида и Министерство образования Тверской области солидарную обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности: оборудовать противопожарную дверь в электрощитовой; установить целостное ограждение на крыше (покрытии) здания школы.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в жалобе ссылки на вмешательство суда в деятельность органа государственной власти не могут быть основанием для отмены решения, поскольку обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности и связанное с этим вопросом финансирование, нормативными документами, Уставом учреждения, вопреки доводам жалобы, возлагается, в том числе и на Министерство образования Тверской области.
Доводы жалобы о бездействии ГБУ СКОШ N 2 VIII вида г. Твери, поскольку учреждение не направляло в 2012 и 2014 годах надлежащих заявок на получение иных субсидий, необходимый объем денежных средств не был обоснован в смете, не могут служить основанием к удовлетворению жалобы.
Как следует из материалов дела, в адрес Министерства образования Тверской области неоднократно направлялись ходатайства о выделении средств на устройство ограждения на крыше (покрытии) здания школы (л.д. 10, 11, 44 - 47).
Согласно ответу Министерства образования от ДД.ММ.ГГГГ, средства в рамках субсидии на иные цели распределены в полном объеме по государственным бюджетным образовательным учреждениям. В 2014 году средства на субсидии на иные цели ГБОУ СКОШ N 2 VIII вида г. Твери не предусмотрены (л.д. 9).
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, являвшуюся предметом исследования суда первой инстанции, правильность выводов суда по существу рассмотренного спора не подрывают, направлены на иную оценку обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, которые могут повлечь отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда города Твери от 27 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тверской области, поданную представителем К.Е., действующей на основании доверенности - без удовлетворения.