Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 01.12.2014 по делу N 33-3693/2014
Требование: О признании незаконным протокола об отказе в постановке истца вместе с дочерью на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: В обоснование требований истец указал, что его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий; брак был расторгнут. По устному соглашению родителей дочь осталась проживать с истцом. Истца поставили на учет без дочери, указав, что в результате проверки не нашел подтверждение факт проживания ребенка с ним. Считает данный протокол в указанной части незаконным, полагая нарушенными свои права.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 01.12.2014 по делу N 33-3693/2014
Требование: О признании незаконным протокола об отказе в постановке истца вместе с дочерью на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: В обоснование требований истец указал, что его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий; брак был расторгнут. По устному соглашению родителей дочь осталась проживать с истцом. Истца поставили на учет без дочери, указав, что в результате проверки не нашел подтверждение факт проживания ребенка с ним. Считает данный протокол в указанной части незаконным, полагая нарушенными свои права.
Решение: Требование удовлетворено.
ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N 33-3693/2014
Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Пачиной Л.Н.,
судей Тюриной Н.А., Малининой О.Н.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.С. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области о признании незаконным протокола заседания комиссии, установлении факта совместного проживания, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты с учетом совместно проживающего члена семьи,
по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области на решение Советского районного суда г. Тамбова от 30 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи Тюриной Н.А., судебная коллегия
установила:
И.С. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Тамбовской области о признании незаконным протокола *** от *** заседания комиссии об отказе в постановке его вместе с дочерью И. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований указал, что с *** года он с членами семьи - женой И.И. и дочерью И. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. В *** года брак И.С. с И.И. был расторгнут. По устному соглашению родителей дочь осталась проживать с ним.
*** И.С. подал в комиссию ГУ МЧС России по Тамбовской области документы на предоставление ему с членом его семьи - дочерью И. социальной выплаты. При этом им были представлены все документы, предусмотренные
постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для предоставления жилого помещения федеральной и государственной противопожарной службы ...". Однако, И.С. поставили на учет без дочери, указав, что в результате проверки не нашел подтверждение факт проживания ребенка с ним. Считая данный протокол в указанной части незаконным, полагая нарушенными свои права на получение гарантий, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", И.С. просил установить факт совместного проживания с ним дочери и обязать ответчика поставить на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения совместно с ним дочь И. с ***.
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 30 июня 2014 года исковые требования И.С. удовлетворены в полном объеме.
С вышеуказанным решением не согласилось ГУ МЧС России по Тамбовской области и через своего представителя подало апелляционную жалобу. Указывают, что ФИО1 является несовершеннолетней. Брак между ее родителями И.С. и И.Е. расторгнут. Между тем, каких-либо документов, определяющих место жительства ребенка после расторжения брака между родителями И.С. не представлено. Представленные И.С. в комиссию по рассмотрению вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения ГУ МЧС России по Тамбовской области документы (лицевой счет и выписка из домовой книги ***) сами по себе не подтверждают факта совместного проживания И.С. и его несовершеннолетней дочери И.Е. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что И.С. проживает по адресу: ***, в то время как в заявлении о постановке на учет для получения выплаты он указал адрес проживания: ***. В то же время документы о том, что И.С. проживает по адресу, отличающемуся от указанного в заявлении, в комиссию не представлены. В связи с указанным обстоятельством автор жалобы полагает, что суд первой инстанции сделал неверный вывод о предоставлении И.С. исчерпывающего перечня документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Кроме того, представитель ответчика отмечает, что факт совместного проживания дочери И.С. с несовершеннолетней И. был установлен судом лишь ***. До установления данного факта сведения о том, что несовершеннолетняя И. после развода родителей осталась проживать с отцом И.С. подтверждены не были и, следовательно, у комиссии не было оснований поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения И.С. с совместно проживающим членом его семьи несовершеннолетней И.Е. На основании изложенных доводов представитель ГУ МЧС России по Тамбовской области просит решение Советского районного суда г. Тамбова от 30 июня 2014 года в части признания протокола *** от *** заседания комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области о предоставлении И.С. единовременной социальной выплаты дл приобретения или строительства жилого помещения в части отказа в постановке на учет его дочери И. и обязании ГУ МЧС России по Тамбовской области поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты дл приобретения или строительства жилого помещения совместно с И.С. его дочь И. с *** отменить, принять по делу новое решение.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, поддержанной представителем ГУ МЧС России по Тамбовской области К. только в части разрешения требований о признании незаконным протокола *** от ***, в остальной части - жалобу не поддержавшей, выслушав возражения И.С., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При разрешении исковых требований суд первой инстанции верно руководствовался следующими положениями.
В силу
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В силу
ч. 5 ст. 4 данного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В целях настоящего
Закона к членам семьи сотрудника и лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального
закона, если не установлено отдельными положениями настоящего Федерального
закона, относятся: 1) супруга (супруг), стоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина РФ, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основанным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 Закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ (п. 6 ст. 4 Закона).
В соответствии с
п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" указанные
Правила устанавливают порядок, условия предоставления, а также размер единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что И.С. в комиссию ГУ МЧС представил полный пакет документов: заявление о постановке на учет, сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих на праве собственности, свидетельство о рождении дочери, страховое пенсионное свидетельство, выписку из приказа МРФ ПО дела ГО, ЧС и ЛПСБ о присвоении специального звания полковник внутренней службы, послужной список, свидетельство о расторжении брака, выписку из домовой книги, копию лицевого счета, справки с МУП "Тамбов-Недвижимость" об отсутствии недвижимого имущества на праве собственности у И.С. и И., выписки из ЕГРП, справку об общей продолжительности службы, копии паспортов И.С., и И.
Требования о предоставлении иных документов, в том числе - подтверждающих фактическое место жительства несовершеннолетнего ребенка, вышеприведенные Правила не содержат, о чем суд верно указал в обжалуемом решении.
В соответствии со
ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно
Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда).
Как следует из положений
Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту жительства не определяет права на жилое помещение, а выступает обязательной формой учета места жительства или временного пребывания гражданина.
Из приведенных норм следует, что регистрация является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по конкретному месту пребывания, что при отсутствии иных данных, опровергающих обстоятельство проживания лица по месту регистрации, признается подтвержденным.
Сведений об отсутствии обстоятельств совместного проживания несовершеннолетней дочери с истцом у ответчика на дату разрешения вопроса о постановке на учет не имелось: с места регистрации истца и его ребенка по запросу комиссии такая информация не поступила, по сведениям, имеющимся у работодателя, алименты с ответчика на содержание дочери в пользу матери не взыскивались. Актов, опровергающих факт проживания ребенка с отцом, компетентным органом не составлялось.
При таком положении отказ в постановке сотрудника на учет с учетом несовершеннолетнего ребенка, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, не являлся допустимым ввиду отсутствия документов и сведений, опровергающих наличие соответствующих условий. Выводы суда о признании протокола *** от *** заседания комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области о предоставлении И.С. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в отношении дочери И. являются верными.
В судебном заседании суда первой инстанции на основании свидетельских показаний был дополнительно подтвержден факт совместного проживания истца и его дочери. В поступившем в суд апелляционной инстанции решении суда о расторжении брака сведений об определении места жительства ребенка с кем либо из родителей не имеется, И. состоит на учете в лечебном учреждении по адресу жительства отца; в заявлении о поступлении в учебное учреждение также отражала данный адрес.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешил спор в соответствии с представленными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам, требованиям законодательства, регулирующего правоотношения сторон, и оснований признавать их неправильными по доводам апелляционной жалобы не имеется. Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Тамбова от 30 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области - без удовлетворения.