Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 12.03.2014 по делу N 33-469
Иск о признании незаконным бездействия учреждения по уборке лесных полос и других защитных насаждений, расположенных вдоль автомобильной дороги федерального значения, от сухой древесно-кустарниковой растительности, обязании ответчика убрать сухую древесно-кустарниковую растительность из лесополос удовлетворен правомерно, так как законодательными актами очистка снегозащитных насаждений в полосах отвода автомобильных дорог местного значения от сухостойных деревьев для обеспечения дорожной деятельности и пожарной безопасности отнесена к компетенции ответчика.


Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 12.03.2014 по делу N 33-469
Иск о признании незаконным бездействия учреждения по уборке лесных полос и других защитных насаждений, расположенных вдоль автомобильной дороги федерального значения, от сухой древесно-кустарниковой растительности, обязании ответчика убрать сухую древесно-кустарниковую растительность из лесополос удовлетворен правомерно, так как законодательными актами очистка снегозащитных насаждений в полосах отвода автомобильных дорог местного значения от сухостойных деревьев для обеспечения дорожной деятельности и пожарной безопасности отнесена к компетенции ответчика.

ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу N 33-469
Судья Овчинников Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи Кочергиной Н.А.,
судей Токарева Б.И., Арзамасцевой Г.В.,
с участием прокурора Кочетыговой И.С.
при секретаре Х.
рассмотрела в судебном заседании 12 марта 2014 года гражданское дело по иску прокурора Жердевского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ "Управлению автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по уборке сухой древесно-кустарниковой растительности из лесополос, расположенных на территории Жердевского района, вдоль автомобильной дороги федерального значения "М6-Каспий",
по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения "Управления автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" на решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 14 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Токарева Б.И., судебная коллегия
установила:
21 августа 2013 года прокуратурой Жердевского района Тамбовской области была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере содержания лесных полос и других защитных насаждений, находящихся на территории Жердевского района.
В результате проведенной проверки установлено, что вдоль автомобильной дороги федерального назначения "М6-Каспий" на 545 км, 547-548 км, 560 км, 562-563 км, 569 км, 572 км, в лесных полосах имеется сухая древесно-кустарниковая растительность (засохшие деревья).
На основании постановления администрации Жердевского района от 01.10.1998 г. N 440 "Об утверждении материалов инвентаризации земель, занимаемых автодорогой "Москва-Волгоград" за Федеральной дирекцией автомобильной дороги "Москва-Волгоград" закреплены участки общей площадью 140,8 га в постоянное пользование, правопреемником которой в настоящее время является ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства".
Прокурор Жердевского района Тамбовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ "Управлению автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" в котором просил признать незаконным бездействие администрации ФКУ Упрдор "Каспий" и обязать данную организацию убрать сухую древесно-кустарниковую растительность из лесополос, расположенную на территории Жердевского района, вдоль автомобильной дороги федерального значения "М6-Каспий".
В обосновании требований указав, что бездействие ФКУ Упрдор "Каспий" нарушает интересы участников дорожного движения, населения близлежащих населенных пунктов Жердевского района и является источником возгораний.
Решением Жердевского районного суда Тамбовской области от 14 ноября 2013 года признано незаконным бездействие администрации ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" по уборке лесных полос и других защитных насаждений, расположенных на территории Жердевского района вдоль автомобильной дороги федерального значения "М6-Каспий" на 545 км, 547-548 км, 560 км, 562-563 км, 569 км, 572 км от сухой древесно-кустарниковой растительности.
Обязать ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" убрать сухую древесно-кустарниковую растительность из лесополос, расположенных на указанных участках автомобильной дороги "М6 Каспий".
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" просит отменить решение суда, прекратить производство по делу, поскольку не доказан факт постоянного бессрочного пользования придорожной полосой на территории Жердевского района. Указание в решении суда на то, что ФКУ Упрдор "Каспий" зарегистрировало на себя право собственности на спорные лесополосы, не соответствует действительности.
Кроме того, в исковом заявлении не указано на каком расстоянии от дорожного полотна расположены лесополосы, представленная информация о том, что средняя ширина отвода составляет 19-25 метров в обе стороны от осевой линии дорожного полотна, однако при такой площади лесополосы не могут входить в состав участка, отведенного ФКУ Упрдор "Каспий", поскольку находятся за границей полосы отвода.
Изучив дело, доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные лесополосы находятся на земельном участке, закрепленном за Управлением автомобильной магистрали Москва-Волгоград.
Постановлением администрации Жердевского района Тамбовской области N 440 от 01.10.1998 года закреплены за Федеральной дирекцией автомобильной дороги Москва-Волгоград земельные участки общей площадью 140,8 га. в постоянное пользование (л.д. 7).
Из официального сообщения представителя Росреестра В. следует, что земельные участки, занятые лесополосами протяженностью 34,269 км (площадью 140,8 га) вдоль федеральной автомобильной дороги "Москва-Волгоград" принадлежат Федеральной дирекции автомобильной дороги Москва-Волгоград на праве постоянного пользования в соответствии с постановлением администрации Жердевского района Тамбовской области N 440 от 01.10.1998 года (свидетельство о праве пользования на землю от 30.12.1998 г. N 416). Согласно записи о государственной регистрации права от *** года N *** за ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" зарегистрировано права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок *** кв. м (л.д. 9-10, 102).
Из пояснений представителя Росреестра В., данных в судебном заседании, следует, что лесополоса входит в площадь указанного земельного участка. Лесополосы были посажены для того, чтобы дорога зимой не переметалась (л.д. 102).
Из пояснений представителя ФКУ Упрдор "Каспий" - К. в суде апелляционной инстанции следует, что лесополосы вдоль дороги на указанных в решении суда первой инстанции километрах предназначены для защиты дороги от внешних факторов природы.
Согласно п. п. 1, 2, 6 и 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
Под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а под защитными дорожными сооружениями -сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения.
При этом п. п. 15, 16 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ определено, что полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (утв. Приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 г. N 160) (согласно п. 1 Классификации она распространяется на автомобильные дороги общего пользования) предусмотрено, что в состав работ по содержанию автомобильных дорог (раздел IV) входит уход за посадками, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя, защита лесопосадок от пожаров, вырубка деревьев и кустарника с уборкой порубочных остатков (п. 14) и устройство снегозащитных лесных насаждений и живых изгородей, противоэрозионные и декоративные посадки (п. 16).
Также Ведомственными строительными нормами ВСН 34-78 "Инструкция по проведению рубок ухода в снегозащитных насаждениях вдоль автомобильных дорог" (утв. Минавтодором РСФСР от 19 июля 1978 г.) предусмотрено проведение рубок ухода в снегозащитных насаждениях вдоль автомобильных дорог для удаления из состава насаждений деревьев, мешающих, росту основных пород, а также сухостойных, снеголомных и пораженных вредителями и болезнями (п. п. 2.1, 2.2), удаление из насаждений единичных сухостойных, поврежденных снеголомом, гололедом, ветровалом (п. 4.4.2) и при наличии в насаждении массовых повреждений деревьев или кустарников (более 20% от их числа) проведение восстановительных рубки в соответствии с разделом 7. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя в числе прочих разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности. Согласно положений п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 123-ФЗ к горючим относятся вещества и материалы, способные самовозгораться, возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Закон "О пожарной безопасности", ст. ст. 37, 38, возлагает на руководителей организации обязанность разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Таким образом, перечисленными законодательными актами очистка снегозащитных насаждений в полосах отвода автомобильных дорог местного значения от сухостойных деревьев (удаление сухостойных деревьев), являющихся горючими веществами и материалами, для обеспечения дорожной деятельности (выполнение работ по содержанию дорог и полос их отвода) и пожарной безопасности, отнесена к компетенции Упрдор "Каспий" (ст. 11 Закона об автомобильных дорогах - полномочия в отношении дорог федерального значения)".
Каких-либо доказательств, опровергающих приведенные выводы, представителем ФКУ Упрдор "Каспий" ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции представлено не было.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного решения, судебной коллегией не выявлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 14 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ Упрдор "Каспий" Ш. - без удовлетворения.