Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Смоленского областного суда от 20.01.2015 по делу N 33-4909/2014
Требование: О возложении обязанности по выполнению в полном объеме требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что здание школы до настоящего времени не оборудовано системой пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, так как школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления выполнение указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
Апелляционное определение Смоленского областного суда от 20.01.2015 по делу N 33-4909/2014
Требование: О возложении обязанности по выполнению в полном объеме требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что здание школы до настоящего времени не оборудовано системой пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, так как школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления выполнение указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 января 2015 г. по делу N 33-4909/2014
Судья: Суворова В.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Дмитриевой Г.И. и Козловой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием прокурора Заболоцкой И.В. дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования ... на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 24 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения прокурора Заболоцкой И.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
... межрайонный прокурор (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Сафоновский районный суд Смоленской области с требованием к Администрации муниципального образования ... (далее - Администрация), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению открытая (сменная) общеобразовательная школа N ... города ... (далее также - Школа) о возложении обязанности по выполнению в полном объеме требований пожарной безопасности, сославшись на то, что здание Школы до настоящего времени не оборудовано системой пожарной безопасности с дублированием светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В судебном заседании помощник прокурора Беджанян А.К. заявленные требования поддержал.
Представитель Школы С. и представитель Администрации Ж. возражали против требований прокурора.
С. сослался на отсутствие у Школы денежных средств для устранения нарушений.
Ж. пояснила, что обязанность по обеспечению безопасности учащихся во время образовательного процесса лежит на самом образовательном учреждении.
Обжалуемым решением требования Прокурора удовлетворены. Суд обязал Школу принять меры по обеспечению дублирования сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; а Администрацию - осуществить финансирование выполнения Школой указанных мероприятий.
В рассматриваемой апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение, полагая, что возложение на нее обязанности по выделению денежных средств для финансирования выполнения Школой мероприятий по обеспечению дублирования сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации противоречит принципам бюджетного процесса, закрепленным в
статье 31 Бюджетного кодекса РФ. Считает со ссылкой на
часть 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности лежит исключительно на самой Школе, обладающей необходимой автономией в расходовании денежных средств.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений прокурора относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.
В силу
статей 1,
3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (
статья 38 Закона о пожарной безопасности).
Статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно
частям 6,
7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с
подпунктом "а" пункта 4 части 1 статьи 32 Технического регламента здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (
пункт 7 статьи 83 Технического регламента).
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (
статья 210 Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункту 1.3 Устава, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования ... от 22 декабря 2011 г. N 1642, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа N ... города ... по организационно-правовой форме относится к муниципальным бюджетным учреждениям, по типу - к общеобразовательным учреждениям, по виду - к средней (полной) общеобразовательной школе.
Учредителем Школы и собственником ее имущества в силу пункта 1.5 Устава является муниципальное образование ... функции и полномочия учредителя и собственника имущества Школы исполняет Администрация муниципального образования ...
Школа находится в ведомственном подчинении комитета по образованию Администрации, который является главным распорядителем денежных средств (пункт 1.6 Устава).
Из дела видно, что в ходе проведения ... межрайонной прокуратурой проверки исполнения Школой законодательства в сфере обеспечения общедоступности, бесплатности и безопасности общего и дошкольного образования детей было установлено, что в данном образовательном учреждении не в полном объеме соблюдаются требования пожарной безопасности, а именно здание Школы не обеспечено дублированием сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие системы дублирования сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Суд правильно отверг довод Администрации о том, что обязанность по оборудованию здания Школы дублирующим сигналом лежит исключительно на самой Школе.
В соответствии с
пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно
пункту 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу
части 4 статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 данного Регламента.
Пунктом 7 статьи 63 Технического регламента определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре отнесены
статьей 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов.
Согласно
пункту 16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, на территории поселений и городских округов должно обеспечиваться наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в соответствии со статьями 6, 63 Технического регламента.
В силу
пункта 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления выполнение указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
Школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан).
Отсутствие в образовательном учреждении системы дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении.
Выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на Администрацию обязанность по финансовому обеспечению мероприятий по оборудованию здания Школы системой пожарной безопасности с дублированием светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Доводы жалобы по существу тождественны доводам возражений относительно заявления прокурора, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 24 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования ... - без удовлетворения.