Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Смоленского областного суда от 20.01.2015 по делу N 33-111/2015
Требование: О возложении обязанности по выполнению в полном объеме требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проведения проверки было установлено, что здание школы не обеспечено дублированием сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку несоответствие требованиям пожарной безопасности нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Апелляционное определение Смоленского областного суда от 20.01.2015 по делу N 33-111/2015
Требование: О возложении обязанности по выполнению в полном объеме требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проведения проверки было установлено, что здание школы не обеспечено дублированием сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку несоответствие требованиям пожарной безопасности нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 января 2015 г. по делу N 33-111/2015
Судья Мельничук Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,
с участием прокурора Афанасьевой Т.В.
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 15 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Шнытко С.М., объяснения прокурора Афанасьевой Т.В., возражавшей против доводов жалобы,
установила:
Сафоновский межрайонный прокурор (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованием к Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области (далее - Администрация), муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Вадинская средняя общеобразовательная школа Сафоновского района Смоленской области (далее - Школа) о возложении обязанности по выполнению в полном объеме требований пожарной безопасности, сославшись на то, что здание... филиала Школы до настоящего времени не оборудовано системой пожарной безопасности с дублированием светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Представитель Школы Ж. требования признала, но сослалась на отсутствие денежных средств для устранения нарушений.
Представитель Администрации Ж. возражала против требований прокурора, пояснив, что обязанность по обеспечению безопасности учащихся во время образовательного процесса лежит на самом образовательном учреждении.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 15 октября 2014 г. требования прокурора удовлетворены: на Школу возложена обязанность оборудовать здание... филиала Школы системой пожарной безопасности с дублированием светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; на Администрацию - принять меры по обеспечению выполнения Школой указанных мероприятий.
В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение, полагая, что возложение на нее обязанности по принятию мер, обеспечивающих оборудование Школы системой пожарной безопасности, а по существу - выделения денежных средств для финансирования названных мероприятий противоречит принципам бюджетного процесса, закрепленным в
ст. 31 Бюджетного кодекса РФ. Считает со ссылкой на
ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности лежит исключительно на самой Школе, обладающей необходимой автономией в расходовании денежных средств.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений прокурора относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.
В силу
статей 1,
3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (
ст. 38 Закона о пожарной безопасности).
Статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно
ч. ч. 6,
7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с
п. п. "а" п. 4 ч. 1 ст. 32 Технического регламента здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (
п. 7 ст. 83 Технического регламента).
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (
ст. 210 ГК РФ).
Согласно пункту 1.7. Устава, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 30 декабря 2011 г. N 1662, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Вадинская средняя общеобразовательная школа Сафоновского района Смоленской области по организационно-правовой форме относится к муниципальным казенным учреждениям, по типу - к общеобразовательным (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) учреждениям, по виду - к средней общеобразовательной школе.
Учредителем Школы и собственником ее имущества в силу пункта 1.2. Устава является муниципальное образование "Сафоновский район" Смоленской области; функции и полномочия учредителя и собственника имущества Школы исполняет Администрация муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области.
Школа находится в ведомственном подчинении комитета по образованию Администрации, который является главным распорядителем денежных средств (п. 1.3 Устава).
Из дела видно, что в ходе проведения Сафоновской межрайонной прокуратурой проверки исполнения Школой законодательства в сфере обеспечения общедоступности, бесплатности и безопасности общего и дошкольного образования детей установлено, что в... филиале Школы не в полном объеме соблюдаются требования пожарной безопасности, а именно здание Школы не обеспечено дублированием сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие системы дублирования сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Суд правильно отверг довод Администрации о том, что обязанность по оборудованию дублирующим сигналом лежит исключительно на самой Школе.
В соответствии с
п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно
п. 3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу
ч. 4 ст. 6 Технического регламента пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Регламента.
Пунктом 7 ст. 63 Технического регламента определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре отнесены
ст. 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов.
Согласно
п. 16 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, на территории поселений и городских округов должно обеспечиваться наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в соответствии со статьями 6, 63 Технического регламента.
В силу
п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления выполнение указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
Школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан).
Отсутствие в образовательном учреждении системы дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении.
Выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на Администрацию обязанность по финансовому обеспечению мероприятий по оборудованию здания филиала Школы системой пожарной безопасности с дублированием светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Доводы жалобы по существу тождественны доводам возражений относительно заявления прокурора, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.
определила:
решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 15 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области - без удовлетворения.