Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Рязанского областного суда от 17.12.2014 N 33-2486
Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обстоятельства: Истице как пенсионеру уголовно-исполнительной системы было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с тем, что она уволена со службы по сокращению штатов.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку установлен факт незаконного отказа в постановке истицы на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Апелляционное определение Рязанского областного суда от 17.12.2014 N 33-2486
Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обстоятельства: Истице как пенсионеру уголовно-исполнительной системы было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с тем, что она уволена со службы по сокращению штатов.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку установлен факт незаконного отказа в постановке истицы на учет для получения единовременной социальной выплаты.
РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. N 33-2486
Судья: Жирухин А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Споршевой С.В., Левковой Г.И.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области
на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 21 октября 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Б.О.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 22 января 2014 года (протокол N 1) об отказе в постановке Б.О.А. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обязать комиссию Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты, поставить Б.О.А. с составом семьи из двух человек на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 29 октября 2013 года.
В удовлетворении исковых требований Б.О.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области о компенсации морального вреда отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Насоновой В.Н., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области по доверенностям К.Л., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения против доводов апелляционной жалобы Б.О.А. и ее представителя по доверенности К.Ю., судебная коллегия
установила:
Б.О.А. обратилась в суд с иском к УФСИН России по Рязанской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что является пенсионером уголовно-исполнительной системы с 24.12.2013 года, проходила службу в должности начальника отдела кадров и работы с личным составом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области в звании майора внутренней службы. Общая продолжительность службы в УИС по состоянию на 21.10.2013 года составляет 20 лет 02 месяца 06 дней. С 14.03.2007 года по настоящее время истец и ее дочь ФИО1 зарегистрированы в квартире по адресу: <... >, общей площадью <... > кв. м, принадлежащей на праве собственности ее брату ФИО2. Б.О.А. в собственности иного жилья не имеет. Полагая, что имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, 29.10.2013 года обратилась с соответствующим заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН России. К заявлению приложила документы, подтверждающие право на получение выплаты. Как предусмотрено действующим приказом ФСИН России, заявление (рапорт) и приложенные к нему документы она 29.10.2013 года представила в территориальную подкомиссию Управления ФСИН России по Рязанской области, которой было принято решение о направлении документов в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты.
22.01.2014 года комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы указанной выплаты при проверке документов истца отказала в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с тем, что 29.10.2013 года Б.О.А. находилась в распоряжении УФСИН России по Рязанской области, приказом от 09.12.2013 года N 379-лс она уволена со службы в УИС с 23.12.2013 года по
п. "е" ст. 58 (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Документы, подтверждающие принятие Б.О.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту службы до 01.03.2005 года в материалах дела отсутствуют. Истица считает данное решение комиссии незаконным, полагает, что представленные ею документы давали основание для постановки на учет для предоставления выплаты с 29.10.2013 года. После уточнения исковых требований просила суд признать решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты от 22.01.2014 (протокол N 1) об отказе в постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и обязать комиссию ФСИН России поставить ее на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из 2 человек с даты написания рапорта, а именно: с 29.10.2013 года; взыскать с УФСИН России по Рязанской области компенсацию морального вреда в размере <... > рублей.
Представитель ответчиков УФСИН России по Рязанской области, ФСИН России по доверенностям К.Л. полагала иск необоснованным, поскольку решение комиссии ФСИН России N 1 от 22.01.2014 года в отношении Б.О.А. постановлено в соответствии с требованиями
п. п. 4,
5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 369 от 24.04.2013 года.
Суд частично удовлетворил исковые требования, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области просит решение суда отменить, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает решение суда незаконным в связи с неправильным применением норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Б.О.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, заслушав объяснения представителя ответчиков, истца и его представителя, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В силу
п. 1 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно
ч. 7 названной нормы право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (
п. 6 ст. 4 Закона).
Правительством Российской Федерации принято
Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих
Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная таможенная служба (
п. 3 Правил).
Согласно
п. 7 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через три месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных
п. 5 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, Б.О.А. с 15.08.1993 года по 23.12.2013 года проходила службу в различных подразделениях уголовно-исполнительной системы (УИС). На 23.12.2013 года общая продолжительность ее службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы составила в календарном исчислении 20 лет 04 месяца 08 дней.
Приказом начальника УФСИН России по Рязанской области N 221 от 31.07.2013 года она была зачислена в распоряжение сотрудников УИС в связи с предстоящими увольнением из органов УИС.
На основании приказа начальника УФСИН России по Рязанской области N 379-лс от 09.12.2013 года уволена из уголовно-исполнительной системы по
ст. 58 п. "е" (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с 23.12.2013 года.
Б.О.А. с 14.03.2007 года по настоящее время зарегистрирована в квартире < адрес > общей площадью <... > кв. м, принадлежащей на праве собственности ФИО2. Кроме Б.О.А. в указанной квартире также зарегистрирована ее дочь ФИО1, <...> года рождения, т.е. истица с дочерью проживают в жилом помещении, в котором на каждого члена семьи приходится менее 15 кв. м площади жилого помещения.
В 2004 году Б.О.А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту службы, в июле 2010 года снята с учета, как не имеющая достаточных оснований при постановке на очередь, в соответствии с
п. 6 ст. 56 ЖК РФ (протокол N 2 от 22.07.2010 года заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области).
29.10.2013 года она обратилась с заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН России о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив все необходимые документы, предусмотренные
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
На основании решения подкомиссии УФСИН России по Рязанской области (протокол N 2 от 15.11.2013 года) заявление Б.О.А. с приложенными документами направлено для рассмотрения по существу в комиссию ФСИН России.
22.01.2014 года комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято решение об отказе Б.О.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Основанием для отказа в постановке на учет явилось то, что на момент подачи рапорта она находилась в распоряжении УФСИН России по Рязанской области, уволена со службы в УИС с 23.12.2013 года, в материалах дела отсутствовали документы, подтверждающие принятие ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту службы до 01.03.2005 года. Иных оснований отказа в постановке на учет не указано.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался указанными правовыми нормами и пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа в постановке истицы на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На сотрудника, находящегося в распоряжении, распространяются все права, обязанности и гарантии социальной защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России, регламентирующими прохождение службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Как правильно указал суд, при принятии решения комиссией ФСИН России об отказе Б.О.А. в постановке на учет для предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ответчиком не учтено, что положениями Федерального
закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ и
Постановления Правительства РФ N 369 от 24.04.2013 г. приобретение права на получение единой социальной выплаты сотрудника УИС, обратившегося в период прохождения службы за указанной мерой социальной поддержки, не ставится в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника комиссией ФСИН России (до или после увольнения его из органов и учреждений УИС).
Иное, вопреки
ст. 19 Конституции РФ, ставило бы в неравное положение действующих сотрудников УИС, имеющих право на улучшение своих жилищных условий, и сотрудников УИС, обладающих указанным правом на момент обращения с заявлением в территориальную подкомиссию УФСИН и уволенных из органов УИС на момент рассмотрения заявления комиссией ФСИН России.
Из материалов дела следует, что истица обратилась с заявлением в подкомиссию УФСИН России по Рязанской области до увольнения из органов УИС, через 8 дней после начала работы территориальной подкомиссии УФСИН России по Рязанской области. Подкомиссия УФСИН России по Рязанской области, располагая на основании п. 7.2 Приложения N 2 Приказа УФСИН России за N 476 от 21.10.2013 г. полномочиями на возвращение Б.О.А. документов в случае выявления в них каких-либо недостатков, приняла решение о соответствии данных документов требованиям закона и направлении их в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке ее на учет. Ранее, в период с 23 июня 2004 года по 22 июля 2010 года, Б.О.А. стояла на очереди на улучшение жилищных условий по месту службы.
На момент подачи рапорта в подкомиссию УФСИН России по Рязанской области 29.10.2013 года Б.О.А. являлась полноправным сотрудником уголовно-исполнительной системы, на нее распространялись все социальные гарантии, предусмотренные для действующих сотрудников УИС, документы для постановки на учет для получения единой социальной выплаты были представлены Б.О.А. в полном объеме, направлены в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет до увольнения ее со службы.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что Б.О.А. имела право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на основании
ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, а, следовательно, решение комиссии ФСИН России от 22.01.2014 года об отказе в постановке ее на учет с 29.10.2013 года для предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из двух человек является незаконным, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования в этой части.
Отказывая в удовлетворении требования Б.О.А. о взыскании с УФСИН России по Рязанской области компенсации морального вреда, суд, исходя из положений
ст. 151 ГК РФ и установленных по делу обстоятельств, правильно указал, что законом, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрена возможность возложения на нарушителя обязанности денежной компенсации морального вреда, и истицей не представлено суду доказательств, подтверждающих причинение ей физических и нравственных страданий в результате незаконных действий УФСИН России по Рязанской области.
У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, обоснованны и отвечают требованиям закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность его выводов, сводятся к иному пониманию исследованных норм материального права, поэтому не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного решения.
Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 21 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области - без удовлетворения.