Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 16.06.2014 по делу N 33-21068
В удовлетворении исковых требований о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании компенсации морального вреда отказано, поскольку истцу были предложены вакантные должности, от замещения которых он отказался, порядок увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий соблюден.


Апелляционное определение Московского городского суда от 16.06.2014 по делу N 33-21068
В удовлетворении исковых требований о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании компенсации морального вреда отказано, поскольку истцу были предложены вакантные должности, от замещения которых он отказался, порядок увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий соблюден.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2014 г. по делу N 33-21068
Судья Хомук И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Пильгановой В.М., Нестеровой Е.Б.,
с участием прокурора Левенко С.В.,
при секретаре Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционным жалобам О., ФТС России, апелляционному представлению Дорогомиловского межрайонного прокурора г. Москвы на решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 06 декабря 2013 года, которым в редакции определения об исправлении описки от 21 марта 2014 года постановлено:
исковые требования О. к Федеральной таможенной службе России о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании премии, ежемесячной надбавки, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула удовлетворить частично,
признать приказ ФТС России от *** N * об увольнении О. по подпункту 5 пункта 2 ст. 48 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" незаконным,
обязать ФТС России изменить О. формулировку основания увольнения на пп. 4 п. 2 ст. 48 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ", дату увольнения - на 01 сентября 2013 года,
взыскать с ФТС России в пользу О. компенсацию морального вреда в размере *** руб.,
в удовлетворении остальной части иска отказать,
установила:
О. 04.09.2013 обратилась в суд с иском к Федеральной таможенной службе России (далее - ФТС России), в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ (т. 2 л.д. 3) просила о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на службе, оплате времени вынужденного прогула, взыскании премии за 2 квартал 2013 года пропорционально прослуженному времени с 01.04.2013 по 15.05.2013, ежемесячной надбавки в размере 10% от должностного оклада как сотруднику, награжденному ведомственной наградой "За усердие", начиная с 15.05.2013, и компенсации морального вреда в размере *** руб.
Свое обращение истец мотивирует тем, что проходила службу в таможенных органах РФ в должности *** аналитического отдела службы оперативно-информационного обеспечения Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России, 12.03.2013 уведомлена о сокращении замещаемой ею должности и зачислении в распоряжение с 15.05.2013, уволена 14.08.2013 по пп. 5 п. 2 ст. 48 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" в связи с организационно-штатными мероприятиями, что истец полагает незаконным, поскольку все имеющиеся в таможенном органе вакансии ей предложены не были; кроме того, ей не выплачена премия за 2 квартал 2013 года, а с момента зачисления в распоряжение не выплачивалась надбавка как сотруднику, награжденному ведомственной наградой "За усердие"; действия ответчика истец полагает незаконными, нарушающими ее трудовые права и причиняющими моральный вред.
Истец и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представители ответчика в судебном заседании иск не признали.
06.12.2013 судом постановлено приведенное выше решение в редакции определения от 21.03.2014, об отмене которого в части отказа в удовлетворении требований о восстановлении на работе просит истец О. по доводам своей апелляционной жалобы, а также ответчик ФТС России по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Ц., и Дорогомиловский межрайонный прокурор г. Москвы по доводам апелляционного представления, срок на подачу которого восстановлен определением суда от 21.04.2014.
В заседании судебной коллегии прокурор Левенко С.В., истец О. и ее представитель по доверенности В., представители ответчика ФТС России по доверенности Ц., Г., Д. доводы своих апелляционных жалоб и представления поддержали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и представления, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что решение суда в части удовлетворения требований О. подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, О. проходила службу в таможенных органах РФ в звании *** в должности *** аналитического отдела службы оперативно-информационного обеспечения Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России, о чем с ней заключен контракт о службе сроком на 1 год с 01.09.2012.
Приказом ФТС России от 06.03.2013 N 440 в целях совершенствования организационно-штатной структуры центрального аппарата ФТС России Главное управление по борьбе с контрабандой ФТС России подлежало реорганизации с 15.05.2013; согласно приложению к указанному приказу штатные единицы аналитического отдела службы оперативно-информационного обеспечения в количестве 19 должностей, в том числе 2 должности ***, исключены из штатного расписания; с 15.05.2013 в штатном расписании Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России служба оперативно-информационного обеспечения, в том числе аналитический отдел, не предусмотрены.
12.03.2013 О. под роспись вручено предупреждение о том, что на основании Приказа ФТС России от 06.03.2013 N 440 занимаемая ею должность подлежит сокращению с 15.05.2013, с указанной даты истец может быть зачислена в распоряжение в ФТС России на срок до 3 месяцев для последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении службы, а по окончании этого срока - уволена со службы по пп. 5 п. 2 ст. 48 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ".
19.04.2013 О. подано заявление о зачислении в распоряжение руководителя ФТС России с 15.05.2013 на срок до 3 месяцев.
Приказом ФТС России от 08.05.2013 N 1345-к О. с 15.05.2013 зачислена в распоряжение ФТС России сроком на 3 месяца с сохранением должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет; с приказом истец ознакомлена 14.05.2013.
24.07.2013 О. предложены вакантные должности оперуполномоченного по особо важным делам оперативно-розыскного отделения Магнитогорской таможни, Тюменской таможни, а также ст. оперуполномоченного по особо важным делам оперативно-розыскного отделения Ханты-Мансийской таможни, от замещения которых истец отказалась.
Приказом N * от *** О. уволена 14.08.2013 со службы в таможенных органах РФ по пп. 5 п. 2 ст. 48 ФЗ от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий); согласно указанному приказу общая выслуга лет О. для назначения и выплаты пенсии составляет 30 лет 2 месяца 06 дней, при увольнении подлежит выплате единовременное пособие в размере 7 окладов денежного содержания.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств, суд руководствовался положениями ст. 48 ФЗ от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ", п. п. 20, 21 Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа РФ при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной Приказом ФТС России от 08.06.2009 N 1053, и исходил из того, что на работодателя возлагается обязанность предлагать сотруднику таможенного органа для замещения все имеющиеся у него вакантные должности, обязанности по которым истец могла бы выполнять с учетом ее квалификации и ранее занимаемой должности.
Установив, что истцу при увольнении не были предложены все имеющиеся у ответчика вакантные должности, в том числе вакантные должности оперуполномоченного по ОВД в службе по борьбе с экономическими преступлениями, в отделе организационно-методического обеспечения, в отделе защиты государственной тайны, суд пришел к выводу о нарушении работодателем процедуры увольнения О.
При этом суд посчитал возможным на основании ч. 6 ст. 394 Трудового кодекса РФ изменить формулировку основания увольнения О. на увольнение по пп. 4 п. 2 ст. 48 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" и дату увольнения - на 01.09.2013, поскольку на момент рассмотрения спора в суде срок служебного контракта, заключенного между сторонами, истек.
Также суд пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда на основании ч. 9 ст. 394, ст. 237 Трудового Кодекса РФ, поскольку увольнение истца произведено с нарушением установленного порядка увольнения, определив размер такой компенсации *** руб.
Судебная коллегия находит приведенный вывод суда основанным на неправильном толковании норм законодательства, регулирующего отношения, связанные со службой в таможенных органах.
Так, абз. 5 ч. 8 ст. 11 Трудового кодекса РФ установлено, что трудовое законодательство не распространяется на других (помимо перечисленных в указанной части данной статьи) лиц, если это установлено федеральным законом.
Регулирование отношений, связанных со службой в таможенных органах Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ", который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.
Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации, правовую основу которой составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
В силу пп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах в связи с проведением организационно-штатных мероприятий; согласно п. 5 указанной статьи увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника соответствующего таможенного органа допускается по основаниям, предусмотренным пп. 5 п. 2 настоящей статьи, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.
Таким образом, из смысла и взаимосвязи приведенных выше правовых норм следует, что Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" не возлагает на таможенный орган в лице его руководителя обязанность предлагать сотруднику, должность которого сокращена, все имеющиеся у него вакантные должности, обязанности по которым сотрудник может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности.
Инструкция о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденная Приказом ФТС России от 08.06.2009 N 1053, на которую сослался суд, положений об обязанности предлагать все имеющиеся вакансии также не содержит.
Так, согласно п. 20 указанной инструкции сотрудник, зачисленный в распоряжение, исполняет временные обязанности, возложенные на него начальником таможенного органа, в распоряжении которого он находится, до решения вопроса о его назначении на другую должность либо увольнении. В соответствии с п. 21 Инструкции в период нахождения сотрудника в распоряжении ему должны быть предложены вакантные должности сотрудников (при их наличии в таможенном органе), в том числе нижестоящие, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, а также по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа вакантные должности сотрудников в другом таможенном органе; предложение вакантных должностей, а также отказ от них должны быть зафиксированы в письменной форме.
Поскольку О. были предложены 3 вакантные должности (оперуполномоченных по особо важным делам оперативно-розыскного отделения Магнитогорской таможни и Тюменской таможни, ст. оперуполномоченного по особо важным делам оперативно-розыскного отделения Ханты-Мансийской таможни), от замещения которых истец отказалась, то оснований полагать нарушенными требования Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ, которым регулируются правоотношения сторон, в указанной части в отношении истца у суда не имелось.
Учитывая, что ФТС России 06.03.2013 издан приказ о проведении организационно-штатных мероприятий, которым все штатные единицы отдела, в котором проходила службу истец, исключены из штатного расписания, 12.03.2013 О. письменно предупреждена о проведении организационно-штатных мероприятий, сокращении ее должности и о возможном увольнении со службы в таможенных органах, 19.04.2013 ею подано заявление о зачислении в распоряжение руководителя ФТС России, с 15.05.2013 она зачислена в распоряжение ФТС России сроком на 3 месяца с сохранением должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, 24.07.2013 истцу предложены 3 вакантные должности, от замещения которых она отказалась, то у суда отсутствовали основания для признания незаконным увольнения О. 14.08.2013 со службы в таможенных органах с выплатой единовременного пособия, в связи с чем решение суда в части признания увольнения незаконным, изменении формулировки и даты увольнения, а также взыскания компенсации морального вреда подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Отказывая в удовлетворении требований О. о взыскании премии за 2 квартал 2013 года и ежемесячной надбавки как сотруднику, награжденному ведомственной наградой "За усердие", суд правильно руководствовался ст. 1 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и на основании представленных расчетных листков пришел к обоснованному выводу, что с момента зачисления в распоряжение денежное довольствие выплачивалось истцу в соответствии с действующим законодательством, а ежеквартальная премия в вышеприведенных нормативных актах в качестве обязательной выплаты не предусмотрена.
Доводов об отмене решения суда в указанной части апелляционная жалоба О. не содержит.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 06 декабря 2013 года в редакции определения от 21 марта 2014 года отменить в части признания приказа об увольнении незаконным, обязания ФТС России изменить О. формулировку и дату увольнения, взыскания с ФТС России в пользу О. компенсации морального вреда, принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований О. к ФТС России о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании компенсации морального вреда отказать, в остальной части решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 06 декабря 2013 года в редакции определения от 21 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О. - без удовлетворения.