Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Владимирского областного суда от 05.04.2017 по делу N 33-1174/2017
Требование: О возложении обязанности изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: При постановке истца на учет комиссией была определена дата постановки с момента прекращения права собственности на объект недвижимого имущества, которое было осуществлено на основании решения суда через длительное время после первоначального обращения.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Владимирского областного суда от 05.04.2017 по делу N 33-1174/2017
Требование: О возложении обязанности изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: При постановке истца на учет комиссией была определена дата постановки с момента прекращения права собственности на объект недвижимого имущества, которое было осуществлено на основании решения суда через длительное время после первоначального обращения.
Решение: Требование удовлетворено.
ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 апреля 2017 г. по делу N 33-1174/2017
Докладчик Огудина Л.В.
Судья Авдеева Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Никулина П.Н.,
судей Огудиной Л.В. и Яковлевой Д.В.
при секретаре К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 05.04.2017 гражданское дело по апелляционной жалобе А. на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 11.01.2017, которым ему отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области (далее - УФСИН России по Владимирской области) о возложении обязанности изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 24.06.2016 на 30.03.2015.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителя истца Л.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика К.И., судебная коллегия
установила:
А. обратился в суд с иск к УФСИН России по Владимирской области, предъявив указанные выше требования.
В обоснование иска указал, что является сотрудником уголовно-исполнительной системы с ****, продолжительность службы составляет в календарном исчислении более 11 лет. В марте 2015 года он обратился с рапортом в комиссию УФСИН России по Владимирской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия УФСИН России по Владимирской области) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата), приложив все необходимые документы, в том числе, подтверждающие факт уничтожения в результате пожара в 2011 году дома, в котором находилась квартира, принадлежащая его супруге (справка о пожаре, акт об отсутствии имущества), ответ кадастровой палаты о невозможности исключения из Единого государственного реестра прав квартиры, расположенной под адресу: ****, поскольку она не является отдельным объектом. Согласно протоколу от 25.05.2016 N 4 его заявление рассмотрено и вынесено решение - отложить учетное дело N 19 до предоставления соответствующей выписки, исключающей право собственности его супруги Л.Ю. на указанную выше квартиру. Поскольку решение об отказе в постановке на учет не принималось, он был лишен возможности его обжаловать в судебном порядке. Вопрос о снятии помещения с кадастрового учета был решен в судебном порядке через полтора года, вынесено решение о прекращении права собственности и исключении объекта из Единого государственного реестра. Данным решением суда было установлено, что дом сгорел 05.06.2011. Однако при постановке его на учет комиссией определена дата постановки на учет с момента прекращения права собственности на объект недвижимого имущества. Полагал решение комиссии незаконным, поскольку откладывая рассмотрение его заявления, комиссия не установила срок, в течение которого он должен предоставить выписку из Единого государственного реестра. 28.09.2016 комиссия УФСИН России по Владимирской области (протокол N 6), повторно рассмотрев его заявление, приняла решение о постановке на учет с 24.06.2016, изменив дату с 30.03.2015, что затрудняет реализацию его права на приобретение жилья с учетом очередности лиц, поставленных на учет в 2015 году. Полагал данное решение незаконным.
В судебном заседании истец А. и его представитель Л.С. поддержали доводы искового заявления в полном объеме, указав на невозможность снятия объекта с кадастрового учета в связи с отказом от подачи заявления остальных собственников сгоревшего имущества.
Представитель ответчика - УФСИН России по Владимирской области - К.И. иск не признал. Пояснил, что при обращении в комиссию с рапортом о постановке на учет для получения единовременной выплаты истцом представлены документы о том, что 05.06.2011 в результате пожара принадлежащая его супруге квартира в Рязанской области была полностью уничтожена. Поскольку на момент этого обращения данная квартира числилась в собственности супруги истца, полагал, что истец и члены его семьи на дату обращения были обеспечены жилой площадью **** кв. м (с учетом данной квартиры), и на каждого члена семьи приходилось более 15 кв. м, то основания для постановки истца на учет отсутствовали. Поскольку комиссия пришла к выводу о необходимости проверки факта уничтожения спорного имущества в результате пожара, то рассмотрение рапорта истца было отложено до представления выписки из Единого государственного реестра об отсутствии права собственности супруги истца на указанную квартиру. После представления сведений о прекращении права собственности на указанную квартиру на основании решения суда от 11.05.2016, комиссией УФСИН России по Владимирской области 28.09.2016 принято решение о постановке истца составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты с 24.06.2016 - со дня прекращения права собственности на квартиру.
Третье лицо Л.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Н., в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе А. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Указано, что им были представлены все необходимые документы, а
п. 17 Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550, не предусматривает принятие такого решения, как отложение учетного дела до представления дополнительных документов. Если при рассмотрении представленных документов комиссия устанавливает, что сотрудник и члены его семьи обеспечены жилой площадью более учетной нормы, комиссия принимает решение об отказе в постановке на учет. Также комиссией нарушены сроки рассмотрения его рапорта, чем созданы препятствия для своевременного обжаловании решения комиссии.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
ч. 1,
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции на момент возникновения спорных правоотношений (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник, в том числе: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров
(п. 2); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения
(п. 3); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке
(п. 7).
На основании
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила), в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, к которому прилагаются, в том числе: документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений
(пп. "и").
На основании заявления и документов, указанных в
п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3 - месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (
п. 7 Правил).
Согласно
п. 16,
п. 17 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Порядок), утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550, документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
Комиссия принимает одно из следующих решений: о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; о внесении директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты; о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты.
В силу п. 7.2.3 данного Порядка книга учета граждан заполняется в порядке очередности в соответствии с датой регистрации в Книге учета заявлений. Кроме того, на каждого сотрудника, состоящего на учете для получения единовременной социальной выплаты, секретарем комиссии заводится учетное дело, которому присваивается номер, соответствующий номеру в Книге учета граждан.
По делу установлено, что А. проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 01.09.2004; по состоянию на 30.03.2015 общая продолжительность службы в календарном исчислении составляла 10 лет 06 месяцев 29 дней.
**** А. обратился в комиссию УФСИН России по Владимирской области с рапортом о принятии его с членами семьи (супруга Л.Ю., дочь Н., <...> года рождения) на учет для получения единовременной социальной выплаты.
А. и его дочь Н. постоянно зарегистрированы в квартире общей площадью **** кв. м по адресу: ****, где также проживают родители истца - С. и Л.С., являющиеся собственниками указанной квартиры.
Супруга истца - Л.Ю. в данной квартире зарегистрирована по месту пребывания с 23.03.2012 по 23.03.2017, постоянную регистрацию имеет по адресу: ****, ****, которая по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 19.02.2015 принадлежала ей с 28.12.2009 на праве собственности.
Также истцом были представлены справки от 25.02.2015 из администрации муниципального образования Тумское городское поселение Клепиковского муниципального района и отделения надзорной деятельности Клепиковского района ГУ МЧС по Рязанской области о том, что 05.06.2011, согласно которым 05.06.2011 все строение жилого дома с находившимся в ней имуществом полностью уничтожено в результате пожара огнем.
На заседании комиссии УФСИН России по Владимирской области от 25.05.2015 (протокол N 4) было принято решение отложить учетное дело N 19 прапорщика внутренней службы А. до представления им выписки из Единого государственного реестра прав, исключающей право собственности его супруги Л.Ю. на квартиру по адресу: ****.
Согласно решению Филиала Управления Росреестра по Рязанской области от 01.09.2015 N 62/15-34720 о приостановлении осуществления кадастрового учета - снятие с государственного кадастрового учета жилого дома ****, содержащего два помещения (квартиру **** и квартиру ****), приостановлено, поскольку не представлены заявления о снятии с учета от других собственников дома.
Решением Клепиковского районного суда Рязанской области от 11.05.2016, вступившим в законную силу 15.07.2016, прекращено право собственности Л.Ю. на объект недвижимости, расположенный по указанному выше адресу.
24.06.2016 на основании решения суда прекращена государственная регистрация права собственности Л.Ю. на указанную квартиру, уничтоженную огнем в результате пожара 05.06.2011.
На заседании комиссии УФСИН России по Владимирской области (протокол заседания от 28.09.2016 N 6) принято решение о постановке истца составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты с 24.06.2016 (со дня прекращения права собственности на квартиру его супруги Л.Ю.).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в собственности его супруги находилась квартира площадью **** кв. м, в связи с чем, с учетом данного жилого помещения семья А. была обеспечена общей площадью на каждого члена семьи более 15 кв. м, а, следовательно, на момент обращения истца (30.03.2015) с заявлением отсутствовали основания для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что постановка истца на учет с момента возникновения нуждаемости - прекращения права собственности супруги на вышеуказанную квартиру (24.06.2016), обоснованна и не нарушает прав истца.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Принятое 25.05.2015 решение комиссии УФСИН России по Владимирской области об отложении рассмотрения учетного дела N 19 в отношении А. противоречило
п. 17 Порядка, утвержденного приказом ФСИН России N 550, и п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 369, и законодательством не предусмотрено.
При этом, обращаясь 30.03.2015 с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, А. представил все необходимые документы, предусмотренные
п. 5 Правил, которые позволяли комиссии УФСИН России по Владимирской области принять одно из решений, предусмотренных
п. 17 Порядка и
п. 7 Правил. Однако в сроки, предусмотренные
п. 16 Порядка,
п. 7 Правил, ни одно из предусмотренных законодательством решений до сентября 2016 года принято не было, что нарушило права истца на избрание надлежащего способа защиты права.
Кроме того, вывод комиссии УФСИН России по Владимирской области на заседании от 28.09.2016 о постановке истца на учет с даты прекращения права собственности его супруги на квартиру по адресу ****, основан на неправильном применении и толковании норм материального права, поскольку дата постановки сотрудников (граждан) на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется исходя из даты регистрации заявления сотрудника в книге учета заявлений (
п. 7.2.3 Порядка). Учитывая принятие решения о постановке истца на учет, он подлежал учету в соответствии с датой регистрации заявления в книге учета заявлений.
Также в соответствии с
п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при гибели или уничтожении имущества. Истцом при обращении в 2015 году были представлены бесспорные документы, подтверждающие полное уничтожение недвижимого имущества в результате пожара.
В связи с этим, выводы ответчика и суда об отсутствии у истца на момент обращения оснований для постановки на учет являются ошибочными. Документальное подтверждение прекращения права собственности Л.Ю. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на основании решения суда от 11.05.2016 не давало оснований для постановки истца на учет с момента прекращения права собственности на имущество. При этом, исходя из
п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ размер жилой площади не принимается во внимание при проживании сотрудника в смежной неизолированной комнате в составе двух семей.
Таким образом, на дату обращения с заявлением о постановке на учет истец соответствовал условиям, предусмотренным
ч. 1,
ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
Оспариваемое истцом решение от 28.09.2016 в части даты постановки на учет с 24.06.2016 нарушает права последнего, поскольку в соответствии с
п. 23 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда от 11.01.2017 с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. В связи с этим на ответчика подлежит возложению обязанность принять решение об изменении даты постановки А. составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты с 24.06.2016 на 30.03.2015.
В соответствии со
ст. ст. 88,
94,
98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере **** руб. (**** руб. - за подачу иска и **** руб. - за подачу апелляционной жалобы.
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 11.01.2017 оставить отменить и принять по делу новое решение, которым:
исковые требования А. удовлетворить.
Обязать УФСИН России по Владимирской области изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения А. составом семьи 3 человека - с 24.06.2016 на 30.03.2015.
Взыскать с УФСИН России по Владимирской области в пользу А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 450 (четыреста пятьдесят) рублей.
Председательствующий
П.Н.НИКУЛИН
Судьи
Л.В.ОГУДИНА
Д.В.ЯКОВЛЕВА