Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 05.02.2018 N 36-КГ17-15 данное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Название документа
Апелляционное определение Смоленского областного суда от 14.03.2017 по делу N 33-850/2017
Требование: О признании права на получение денежной компенсации на оплату ремонта индивидуального жилого дома.
Обстоятельства: Истцу было отказано в удовлетворении заявления о выдаче справки для получения денежной компенсации расходов на ремонт принадлежащего ему индивидуального жилого дома как члену семьи сотрудника, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Смоленского областного суда от 14.03.2017 по делу N 33-850/2017
Требование: О признании права на получение денежной компенсации на оплату ремонта индивидуального жилого дома.
Обстоятельства: Истцу было отказано в удовлетворении заявления о выдаче справки для получения денежной компенсации расходов на ремонт принадлежащего ему индивидуального жилого дома как члену семьи сотрудника, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2017 г. по делу N 33-850
Судья Лакеенкова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Дмитриевой Г.И., Волынчук Н.В.
при секретаре С.
при участии представителя Главного управления МЧС России по Смоленской области и ФГКУ "Отряд Федеральной противопожарной службы по Смоленской области" Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе В.Т.И. на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 28 ноября 2016 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя Главного управления МЧС России по Смоленской области и ФГКУ "Отряд Федеральной противопожарной службы по Смоленской области" Г.,
установила:
В.Т.И. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Отряд Федеральной противопожарной службы по Смоленской области" о признании за ней права на получение денежной компенсации на оплату ремонта принадлежащего ей индивидуального жилого дома в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2012 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ). В обоснование заявленных требований сослалась на то, что является вдовой ФИО1 проходившего службу в органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, откуда он был уволен в связи с выходом на пенсию 12.04.2004 г., а 17.07.2004 г. умер. Она имеет право на получение денежной компенсации расходов на ремонт принадлежащего индивидуального жилого дома, как член семьи сотрудника, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах. Обратившись к ответчику с заявлением о выдаче ей соответствующей справки для предъявления в Департамент Смоленской области по социальному развитию для назначения соответствующей выплаты, получила необоснованный отказ. Поскольку ее супруг умер вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах противопожарной службы до истечения одного года после увольнения со службы, она имеет права на соответствующую льготу. Просила суд удовлетворить иск.
В суде представитель В.Т.И. требования поддержала, пояснив, что муж истца умер вследствие заболевания, полученного во время прохождения службы, что подтверждается заключением ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Смоленской области" и получением страховой суммы в связи с его смертью. Считает, что в силу ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 283-ФЗ за истцом сохраняются установленные ст. 9 этого же закона льготы, поэтому она имеет право на компенсацию расходов на ремонт дома.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление МЧС России по Смоленской области.
Представители ФГКУ "Отряд Федеральной противопожарной службы по Смоленской области" и Главного управления МЧС России по Смоленской области иск не признали, ссылаясь на то, что на дату смерти ФИО1 не являлся действующим сотрудником противопожарной службы, поэтому на членов его семьи не распространяется вышеуказанная льгота.
Дело рассмотреть в отсутствие извещенного о времени и месте слушания дела представителя третьего лица - Департамента Смоленской области по социальному развитию.
Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 28 ноября 2016 года в удовлетворении исковых требований В.Т.И. отказано.
В апелляционной жалобе В.Т.И. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на нарушение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что муж В.Т.И. - ФИО1 проходил службу в органах федеральной противопожарной службы, откуда 30.04.2004 г. был уволен по п. "з" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья) на основании приказа от 21.04.2004 г., а 17.07.2004 г. он умер вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, что не оспаривается сторонами.
Указанное обстоятельство послужило основанием для получения членами его семьи, в том числе вдовой В.Т.И., страхового возмещения.
Статья 1 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2012 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет предмет регулирования и сферу применения настоящего закона, разделяет, в частности, понятия сотрудников и граждан, уволенных со службы.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 9 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2012 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" члены семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, имеют право на получение денежных компенсаций расходов на оплату, в том числе ремонта принадлежащего им индивидуального жилого дома.
То есть положения вышеназванной статьи устанавливают право членов семьи сотрудника на получение соответствующих компенсаций.
Порядок выплаты денежных компенсаций, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и размеры таких денежных компенсаций определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 данной статьи).
Постановлением Правительства РФ от 27.05.2006 N 313 утверждены Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца.
Согласно пункту 2 указанных Правил, право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов (далее - средства на проведение ремонта), имеют следующие категории граждан:
члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы);
члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более;
члены семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел;
члены семей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в указанных учреждениях и органах.
Именно с учетом указанной категории граждан осуществляется финансирование из федерального бюджета (пункты 2 - 4 Постановления Правительства РФ от 27.05.2006 N 313).
В то же время статья 11 вышеназванного Закона определяет меры социальной поддержки, в соответствии с частью 4 которой право на социальные гарантии, установленные настоящим Федеральным законом членам семьи, а также лицам, находящимся на иждивении сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, сохраняется за ними в случае:
1) гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах;
2) смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, до истечения одного года после его увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.
Статья 12 о страховых гарантиях (часть 2) определяет, что членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае:
1) гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах;
2) смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.
Таким образом, из системного анализа вышеназванных норм можно сделать вывод, что право на получение требуемой истцом выплаты возникает у членов семьи погибшего (умершего) сотрудника, а не у членов семьи гражданина, уволенного из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. В тех случаях, когда законодатель в качестве основания иных выплат учитывает обстоятельство смерти гражданина в течение одного года после увольнения с военной службы, данное обстоятельство непосредственно указывается в правовой норме. В части 2 статьи 9 Закона, например, прямо определено, в каких случаях и для какой категории сохраняется право на данные денежные компенсации.
Оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что смерть ФИО1 наступила не в период службы, на дату смерти он не являлся действующим сотрудником противопожарной службы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае на членов семьи умершего не распространяются льготы, указанные в пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона N 283-ФЗ - получение денежной компенсации расходов на ремонт жилого дома, принадлежащего истцу, и обоснованно отказал В.Т.П. в удовлетворении иска. То обстоятельство, что истцом ранее получены страховые суммы в соответствии с ФЗ РФ от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", не означает, что истец имеет право на компенсацию расходов на оплату ремонта индивидуального жилого дома, данные законы регулируют различные правоотношения.
Ссылка в жалобе на ранее выданную ответчиком справку о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и других видов услуг, не влияет на правильность принятого по делу решения, поскольку наличие у истца указанной справки не подтверждает ее право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов, и не является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в жалобе, не опровергают выводы суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Рославльского городского суда Смоленской области от 28 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу В.Т.И. - без удовлетворения.