Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 22.08.2016 по делу N 33-32592/2016
Требование: О признании незаконным акта об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет и компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что является сотрудником службы исполнения наказаний, жилищные условия его семьи давали ему право на получение единовременной социальной выплаты, однако рапорт о постановке на учет для получения субсидии был оставлен без удовлетворения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Московского городского суда от 22.08.2016 по делу N 33-32592/2016
Требование: О признании незаконным акта об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет и компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что является сотрудником службы исполнения наказаний, жилищные условия его семьи давали ему право на получение единовременной социальной выплаты, однако рапорт о постановке на учет для получения субсидии был оставлен без удовлетворения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2016 г. по делу N 33-32592
Судья: Кененов А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Канивец Т.В., Дорохиной Е.М.,
при секретаре Б.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дорохиной Е.М. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФСИН России - С. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 01 февраля 2016 года, которым постановлено:
Иск Б.А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области и Федеральной службе исполнения России о признании решения об отказе в постановке на учет для выплаты единовременной социальной выплаты, обязании поставить на таковой учет и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России N *** от *** года об отказе в постановке Б.А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признать незаконным.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Б.А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В остальной части в удовлетворении иска отказать,
установила:
Б.А.В. обратился в суд с иском к Управлению ФСИН России по Московской области и ФСИН России о признании незаконным решения от *** г., принятого Комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу во ФСИН России, об отказе в принятии Б.А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и одновременно просил обязать названную Комиссию поставить истца на учет для получения указанной социальной выплаты с даты подачи заявления, произвести выплату в соответствии с действующим законодательством и взыскать в его пользу с Управления ФСИН России по Московской области *** рублей в счет денежной компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Б.А.В. указал, что является сотрудником *** с *** г., на дату обращения в суд его выслуга составляла более *** лет, а жилищные условия его семьи давали ему право на получение указанной выше единовременно социальной выплаты в соответствии с положениями
ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", однако, рапорт Б.А.В. о постановке на учет для получения субсидии, поданный им *** г. в подкомиссию УФСИН России по МО, был оставлен без удовлетворения обжалуемым решением комиссии ФСИН России от **** г. (выписка из протокола N ***) со ссылкой на то, что им не была представлена выписка из ЕГРП на девичью фамилию его супруги.
Истец Б.А.В. и его представители Г., К. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ФСИН России - Л. в суд явилась, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержала представленные письменные возражения (л.д. 65 - 66а), где указала, что непредставление выписки из ЕГРП на добрачную фамилию его супруги само по себе являлось основанием к отказу в удовлетворении рапорта Б.А.В. о его постановке на учет для получения субсидии в соответствии с
п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила), кроме того, истец обеспечен жилыми помещениями свыше *** кв. м на одного члена его семьи, поскольку он является членом семьи собственника жилого помещения по месту его регистрации по месту жительства, что исключает возможность предоставления субсидии.
Представитель Управления ФСИН по Московской области - Б.А.С. в суд явилась, против удовлетворения заявленных требований возражала, поддержала представленные письменные возражения (л.д. 62 - 64), где указала, что Управление ФСИН России по Московской области не уполномочено принимать решения о постановке на учет для получения единовременных социальных выплат и является ненадлежащим ответчиком.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым не согласен представитель ответчика ФСИН России - С. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Управления ФСИН по Московской области и ФСИН России - Б.А.С. - в суд апелляционной инстанции явилась, поддержала изложенные в апелляционной жалобе доводы; истец Б.А.В. не явился, его представитель Г. явился, просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Б.А.В. требований по следующим основаниям.
В соответствии со
ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно
ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу
ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
часть 1 статьи 1,
часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.
Согласно
ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела видно, что на дату подачи рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - *** г. - Б.А.В. являлся сотрудником ***, проходил службу в должности *** и его выслуга в календарном исчислении составляла более *** лет.
*** года Б.А.В. подал в Подкомиссию УФСИН России по Московской области по рассмотрению вопросов, направления в Комиссию ФСИН рапортов (заявлений) и документов сотрудников и граждан с целью предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, рапорт о постановке его на учет для получения социальной выплаты с приложением документов, указанных в
п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации. По результатам рассмотрения и проверки представленных Б.А.В. документов подкомиссией было принято решение о их направлении во ФСИН России, что отражено в выписке из протокола N *** от **** г.; обжалуемым решением Комиссии ФСИН России от *** г. (выписка из протокола N ***) в постановке на учет Б.А.В. было отказано (л.д. 22 - 23).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что сам по себе факт регистрации по месту жительства в доме N *** по ул. *** в г. ***, общая площадь которого согласно свидетельству о праве собственности составляет *** кв. м (л.д. 97), не свидетельствует о наличии у Б.А.В. прав на это жилое помещение; что истец собственником данного дома не является и не является членом семьи его собственника - отца истца *** - поскольку с *** года не проживает по месту регистрации и не ведет с отцом общего хозяйства, и что местом его фактического проживания и проживания членов его семьи - супруги **** и сына *** - является квартира N *** дома *** по ул. *** в пос. *** **** области, общей площадью *** кв. м, собственником которой является мать супруги истца - *** и в которой согласно выписки из домовой книги (л.д. 28) по месту жительства зарегистрировано три перечисленных выше лица, т.е. на каждого из них приходится по *** кв. м общей площади. Также, суд исходил из того, что заявителем были представлены документы, соответствующие
Правилам и рекомендациям ФСИН России, в том числе документ, заменяющий лицевой счет на жилое помещение по месту регистрации по месту жительства, а также выписки из ЕГРП на всех членов его семьи на всей территории России.
Между тем, судом не было принято во внимание следующее.
Согласно
п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу
п. 3 той же статьи, названная единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, в том числе, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м и/или проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 (в редакции от 26 марта 2014 года).
В соответствии с
пунктом 5 вышеуказанных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. ст. 31,
69 ЖК РФ и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты, субсидии в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником): б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения: и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
В силу
п. 6 Правил, копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
Как следует из материалов дела и что не отрицалось стороной истца в ходе его рассмотрения, выписка из ЕГРП на добрачную фамилию супруги, с которой он вступил в брак в *** году, Б.А.В. представлена не была, - что являлось самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении поданного им рапорта о постановке на учет для получения субсидии, а то обстоятельство, что при подаче рапорта истец не был поставлен в известность о необходимости дополнить поданный им пакет документов, о неправильности обжалуемого решения Комиссии ФСИН России не свидетельствует.
То обстоятельство, что Б.А.В. фактически не проживает по месту регистрации - в доме N *** по ул. *** в г. ***, общая площадь составляет *** кв. м и сособственником которого является его отец, - не может служить причиной для того, чтобы не учитывать площадь данного строения при определении обеспеченности членов семьи истца жилыми помещениями. Так, названный дом находится в городской черте; допустимых доказательств в подтверждение его непригодности для проживания, а равно доказательств прекращения права истца пользоваться данным домом, в суд представлено не было; то обстоятельство, что истец не ведет общего хозяйства со своим отцом, не имеет юридического значения постольку, поскольку Б.А.В. был вселен в этот дом именно в качестве члена семьи его собственника, при этом родственные отношения и, следовательно, принадлежность к одной семье, истцом под сомнение не ставились.
Таким образом, вывод Комиссии ФСИН России о том, что члены семьи истца обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, являлся обоснованным.
Требование Б.А.В. о взыскании денежной компенсации морального вреда было оставлено судом без удовлетворения, как недоказанное, - между тем, оно не подлежало удовлетворению вне зависимости от наличия или отсутствия доказательств претерпевания истцом нравственных страданий, - как в силу изложенного выше, так и в связи с тем, что право на получение субсидии является вещным и его нарушение не могло повлечь взыскания с виновных лиц денежной компенсации морального вреда, поскольку таковая применительно к правилам
ч. 1 ст. 151 ГК РФ может быть взыскана в случае причинения морального вреда действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, - чего не имело места в рассматриваемом случае.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований Б.А.В. отсутствовали, в связи с чем постановленное судом решение подлежит отмене, а указанные требования - отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329,
330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 01 февраля 2016 года отменить.
Постановить по делу новое решение:
Отказать Б.А.В. в удовлетворении требований о признании незаконным решения Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу во ФСИН России, от *** г. (протокол N 21) об отказе в принятии Б.А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности поставить Б.А.В. на учет для получения указанной выплаты, о ее осуществлении и о взыскании денежной компенсации морального вреда.