Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 08.08.2016 по делу N 33-25335/2016
Требование: О признании незаконным решения об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец обратился с рапортом к ответчикам о постановке на учет для получения единовременной выплаты, приложив необходимые документы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Московского городского суда от 08.08.2016 по делу N 33-25335/2016
Требование: О признании незаконным решения об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец обратился с рапортом к ответчикам о постановке на учет для получения единовременной выплаты, приложив необходимые документы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. по делу N 33-25335/2016
Судья: Серебряков А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Максимовой Е.В.,
судей Бабенко О.И., Антоновой Н.В.,
при секретаре Ш.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Антоновой Н.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) по доверенности П. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 24 сентября 2015 года, которым постановлено:
Признать неправомерным решение комиссии ФСИН от 15.10.2014 года по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещении (выписка из протокола N ***) об отказе в принятии Б.М. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в части состава семьи из 3 человек.
Обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения включить супругу Б.М. - Б.Н. в состав семьи Б.М. для получения единовременной выплаты с даты подачи заявления и произвести дополнительную выплату.
В удовлетворении остальной части иска - отказать,
установила:
Истец Б.М. обратился в суд с иском к ответчикам Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве (УФСИН России по г. Москве), Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) и просил признать незаконным решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе в принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в части состава семьи из 3 человек; обязать Комиссию ФСИН России включить его супругу Б.Н. в состав семьи Б.М. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта и произвести дополнительную выплату, а также взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, имеет необходимый стаж для получения единовременной выплаты. В порядке, предусмотренном
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" и
Приказом ФСИН России от 29.08.2013 г. N 496 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" истец обратился с рапортом к ответчикам о постановке на учет для получения единовременной выплаты, приложив необходимые документы.
Решением Комиссии ФСИН России от 15.10.2014 г. истец в составе семьи из трех человек (Б.М., дочь Б.А., ***, сын Б.К., *** г.р.) был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 25.11.2013 г., так как условия его проживания попадали под действие
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2012 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым установлено, что единовременная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В ноябре 2014 года письмом УКСНЭР ФСИН России от 27.11.2014 г. N *** до Б.М. была доведена информация о необходимости представления до 28.11.2014 г. обновленных документов (копий документов, удостоверяющих личность, свидетельства о браке, справки о выслуге лет, выписок из домовой книги, копий финансового лицевого счета, справок Росреестра о наличии (отсутствии) недвижимости, реквизиты расчетного счета, на который будет перечисляться социальная выплата) в целях предоставления единовременной выплаты. Истцом в установленный срок были представлены необходимые документы, а также был подан рапорт с указанием о перечислении единовременной выплаты.
На основании результатов рассмотрения представленных документов Б.М. на указанный им расчетный счет в декабре 2014 года были перечислены средства единовременной выплаты. При этом, расчет размера единовременной выплаты, как впоследствии выяснилось, был произведен исходя из состава семьи три человека (он, сын, дочь), без учета супруги. О решении Комиссии ФСИН России принять его на учет для получения единовременной выплаты составом семьи из трех человек Б.М. узнал только в апреле 2015 года. Данное решение Б.М. считает незаконным, так как им вместе с рапортом о постановке его на учет для получения единовременной выплаты были представлены все необходимые документы, подтверждающие совместное проживание с ним его супруги Б.Н.
Истец Б.М. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уполномочил представлять свои интересы представителей по доверенности К.М., Г.
Представители истца Б.М. по доверенности К.М., Г. исковые требования поддержали в полном объеме, по доводам изложенным в иске.
Представитель ответчика УФСИН России по г. Москве по доверенности С.А. в судебное заседание явился, исковые требования не признал по доводам письменного отзыва, указав, что Б.М. поставлен на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из трех человек (Б.М., дочь Б.А., *** г.р., сын Б.К., *** г.р.) в соответствии с законом. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов семьи, а супруга истца зарегистрирована по адресу: ***, решение комиссии законно и обоснованно, в связи с чем просил в иске отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности П. в судебное заседании явился, исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель ответчика Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) по доверенности П. по доводам апелляционной жалобы, указывая, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности К.А. в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Б.М. отказать.
Представитель ответчика УФСИН России по г. Москве по доверенности Б.О. в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истец Б.М. в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уполномочил представлять свои интересы представителя по доверенности Г., который возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика ФСИН России по доверенности К.А., представителя ответчика УФСИН России по г. Москве по доверенности Б.О., представителя истца Б.М. по доверенности Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Согласно
ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно
ч. 1,
2 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
В соответствии с
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г. решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям постановленное решение суда не соответствует.
Из материалов дела, а также из представленной в суд апелляционной инстанции представителем ответчика копии учетного дела следует, что Б.М. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы. Стаж службы на момент его обращения о принятии на учет для получения единовременной выплаты (25.11.2013 г.) составлял более 12 лет.
Б.М. с 1998 года, и его дети: дочь Б.А., *** г.р., сын Б.К., *** г.р., постоянно зарегистрированы и проживают в отдельной четырехкомнатной квартире общей площадью *** кв. м, расположенной по адресу: ***, что подтверждается выпиской из домовой книги, карточкой учета. Также в квартире по вышеуказанному адресу зарегистрированы и проживают мать истца Б.Г., брат Б.А., бабушка Б.В. Квартира по вышеуказанному адресу принадлежит на праве общей долевой собственности истцу Б.М. (1/4 доля), его брату Б.А. (1/4 доля), матери Б.Г. (1/2 доля).
С 14 октября 2006 года Б.М. состоит в браке с Б.Н.
Б.Н. постоянно зарегистрирована по месту жительства в жилом доме общей площадью *** кв. м, жилой площадью *** кв. м, расположенном по адресу: ***, принадлежащем на праве собственности ее матери Ф.К. В указанном жилом доме также зарегистрированы по месту жительства Ф.К., Ф.С.
Б.М. обратился в УФСИН России по г. Москве с рапортом о принятии на учет для предоставления единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи четыре человека (Б.М., супруга Б.Н., дочь Б.А., *** г.р., сын Б.К., *** г.р.
Данный рапорт и пакет необходимых документов были рассмотрены на заседании территориальной подкомиссии УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты и согласно протокола N *** от 17.02.2014 г. принято решение ходатайствовать перед Комиссией ФСИН России о принятии на учет Б.М. в составе семьи три человека (Б.М., дочь Б.А., *** г.р., сын Б.К., *** г.р.) для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по основаниям, предусмотренным
пп. 2 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
Решением Комиссии ФСИН России от 15.10.2014 г. (выписка из протокола N ***) Б.М. составом семьи три человека (заявитель, дочь Б.А., *** г.р., сын Б.К., *** г.р.) поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 25.11.2013 г. в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом супруга истца Б.М. - Б.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставлена не была.
Согласно платежного поручения N *** от 23.12.2014 г. Б.М. была перечислена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере *** руб. *** коп.
Истец Б.М. полагает незаконным решение комиссии ФСИН России от 15.10.2014 г. о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи три человека (он, дочь Б.А., *** г.р., сын Б.К., *** г.р.) без учета его супруги Б.Н., которая фактически проживает с ним совместно по адресу: ***.
В подтверждение своих доводов о том, что супруга Б.Н. фактически проживает совместно с ним по адресу: ***, истцом представлены справки ГБУ здравоохранения г. Москвы "Стоматологическая поликлиника N 53 Департамента здравоохранения города Москвы" N 171 от 06.10.2010 г. N 55 от 25.11.2013 г. о том, что Б.Н. работает в указанном учреждении с 28.01.2003 г.; с 16.05.2010 г. по 15.11.2011 г. Б.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; с 22.02.2012 г. по 22.02.2015 г. Б.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; заявление Б.Н. от 10.04.2008 г. о прикреплении на медицинское обслуживание к Городской поликлинике N 188 г. Москвы по адресу: <...>.
Также по ходатайству истца судом были допрошены свидетель Б.Н. (супруга истца), которая показала, что она с 2000 года фактически проживает вместе с супругом и детьми в квартире, расположенной по адресу: ***, а также свидетель С.Ф. (соседка истца), показавшая, что истец проживает в квартире по вышеуказанному адресу с супругой и детьми.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика ФСИН России в письменном отзыве указал, что Комиссией ФСИН было принято решение поставить Б.М. с составом семьи три человека (заявитель, дочь Б.А., *** г.р., сын Б.К., *** г.р.) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как факт совместного проживания супруги истца Б.Н. по адресу: ***, представленными документами подтвержден не был. Из представленных документов следовало, что супруга истца Б.Н. зарегистрирована по месту жительства в жилом доме общей площадью *** кв. м, жилой площадью *** кв. м, расположенном по адресу: ***. Согласно
пункта 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. В нарушение пп. "б" п. 2 Правил истцом не было представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания супруги по адресу: ***, возможность предоставления иных документов вместо свидетельства о регистрации по месту пребывания в случае, если фактическое место проживания совместно проживающего члена семьи сотрудника не соответствует месту его постоянной регистрации, Правилами не предусмотрено. С учетом вышеизложенного представитель ответчика ФСИН России полагал решение Комиссии ФСИН России законным и обоснованным.
Удовлетворяя частично требования истца Б.М., суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, исходил из того, что супруга истца Б.Н., несмотря на регистрацию по адресу: ***, фактически проживает совместно с истцом Б.М. по адресу: ***, указав, что данное обстоятельство нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства совокупностью представленных доказательств. Суд пришел к выводу о том, что регистрация супруги истца по адресу: ***, носит формальный характер, в связи с чем у Б.М. и членов его семьи, включая супругу Б.Н. (состав семьи 4 человека) возникло право на получение единовременной выплаты на основании
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2012 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с наличием необходимых условий, так как он является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. С учетом вышеизложенных обстоятельств суд пришел к выводу о включении супруги истца Б.Н. в состав семьи истца, подлежащей принятию на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем признал неправомерным решение Комиссии ФСИН России от 15.10.2014 г. об отказе в принятии Б.М. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты в части состава семьи из трех человек, с возложением на Комиссию ФСИН России обязанности включить супругу истца Б.Н. в состав семьи Б.М. для получения единовременной выплаты с даты подачи заявления и произвести дополнительную выплату.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Согласно
части 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и
частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно
п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, на которых распространяется действие настоящего Федерального
закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального
закона, считаются, в том числе, супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых в подпункте "б" указаны: копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации).
Согласно
пункта 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Вместе с тем, на момент подачи истцом соответствующего заявления, доказательств совместного проживания всех его членов семьи, в том числе свидетельство о регистрации супруги истца Б.Н. по месту пребывания по адресу: ***, представлено не было, в связи с чем оспариваемое решение Комиссии ФСИН России соответствует требованиям Федерального
закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ и прав заявителя не нарушает.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что истец Б.М. претендует на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в составе семьи четыре человека, включая супругу Б.Н., которая в то же время пользуется вместе с членами своей семьи жилым помещением - жилым домом общей площадью *** кв. м, жилой площадью *** кв. м, расположенным по адресу: ***, принадлежащим на праве собственности ее матери Ф.К.
В силу
части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим
Кодексом.
Согласно
части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
часть 2 ст. 31 ЖК РФ).
В
пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Из материалов дела следует, что Б.Н. была вселена в принадлежащий ее матери Ф.К. жилой дом, расположенный по адресу: ***, как член семьи собственника жилого помещения, она пользуется этим жилым помещением без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего ее права иначе, чем это предусмотрено
ЖК РФ, собственник жилого помещения признает за Б.Н. право пользования жилым помещением как за членом семьи собственника.
Представленная истцом в материалы учетного дела справка Администрации МО Демидовское Гусь-Хрустального района Владимирской области о том, что Б.Н., зарегистрированная по адресу: ***, фактически проживает по месту пребывания по адресу: ***, с 2006 года, на жилой площади, принадлежащей мужу, согласно
Правил предоставления единовременной социальной выплаты не является документом, необходимым для принятия сотрудника и членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты, в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации. Данная справка Администрации МО Демидовское Гусь-Хрустального района Владимирской области, а также представленные истцом справки с места работы Б.Н., заявление о прикреплении к поликлинике по месту жительства истца, равно как и показания свидетелей, допрошенных в суде первой инстанции, не свидетельствуют о неправомерности принятого ФСИН России решения о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи три человека (Б.М., дочь Б.А., *** г.р., сын Б.К., *** г.р.), поскольку на момент подачи истцом соответствующего заявления доказательств совместного проживания всех его членов семьи, в том числе свидетельство о регистрации супруги истца Б.Н. по месту пребывания по адресу: ***, представлено не было.
Истцом Б.М. не представлено доказательств отсутствия у его супруги Б.Н. объективной возможности зарегистрироваться по месту пребывания по адресу: ***, в случае несовпадения ее фактического места жительства с местом ее постоянной регистрации.
При таких обстоятельствах решение Комиссии ФСИН России от 15.10.2014 года о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из трех человек (Б.М., дочь Б.А., *** г.р., сын Б.К., *** г.р.) без учета супруги Б.Н. является правомерным, в связи с чем решение первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, суд первой инстанции при рассмотрении дела неправильно истолковал нормы
ЖК РФ и, как следствие, неправильно применил положения Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ и
Правил предоставления единовременной социальной выплаты к возникшим спорным отношениям, признав неправомерным решение комиссии ФСИН от 15.10.2014 г. (выписка из протокола N ***) об отказе в принятии Б.М. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в части состава семьи из 3 человек.
Также судебная коллегия отказывает в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда, поскольку истцом не представлено доказательств нарушения действиями ответчиков его личных неимущественных прав либо принадлежащих гражданину нематериальных благ.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329,
330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 24 сентября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Б.М. о признании неправомерным решения Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 15.10.2014 г. об отказе в принятии Б.М. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в части состава семьи 3 человека; обязании Комиссии ФСИН России включить супругу Б.Н. в состав семьи Б.М. для получения единовременной выплаты с даты подачи заявления, произвести дополнительную выплату, компенсации морального вреда - отказать.