Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.2017 по делу N 33-12757/2017
Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты, признании незаконным решения об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истица указала, что она беспрерывно проходила службу в уголовно-исполнительной системе, была уволена, обратилась с соответствующим заявлением (рапортом) к ответчику для рассмотрения вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, оспариваемым решением ей было отказано в принятии на учет, с указанным решением она не согласна.
Решение: Требование удовлетворено частично.
Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.2017 по делу N 33-12757/2017
Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты, признании незаконным решения об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истица указала, что она беспрерывно проходила службу в уголовно-исполнительной системе, была уволена, обратилась с соответствующим заявлением (рапортом) к ответчику для рассмотрения вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, оспариваемым решением ей было отказано в принятии на учет, с указанным решением она не согласна.
Решение: Требование удовлетворено частично.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2017 г. по делу N 33-12757
Судья: Мрыхина О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В.,
судей Антоновой Н.В., Кнышевой Т.В.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Максимовой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФСИН России по г. Москве, по доверенности Б., на решение Головинского районного суда г. Москвы от 19 января 2016 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение комиссии УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от * г., оформленного протоколом N *, об отказе Д. в постановке на учет для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать УФСИН России по г. Москве поставить Д. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения * г. в порядке очередности.
В остальной части иска - отказать,
установила:
Истец Д. обратилась в суд с иском к ответчику УФСИН России по г. Москве о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, уточнив исковые требования, просила признать незаконным решение комиссии УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от * г. об отказе Д. в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать УФСИН России по г. Москве принять ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом один человек с * г. - даты принятия заявления (рапорта) с приложенными документами; взыскать с УФСИН России по г. Москве компенсацию морального вреда в размере * руб. Свои требования истец мотивировала тем, что с * г. по * г. она беспрерывно проходила службу в уголовно-исполнительной системе. Уволена со службы * г. по п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в ОВД (по сокращению штатов), в настоящее время пенсионер УИС. 22.01.2015 г. в порядке, установленном Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно исполнительной системы Российской Федерации, она обратилась с соответствующим заявлением (рапортом) в комиссию УФСИН России по г. Москве для рассмотрения вопроса о принятии на учет для получения ЕСВ составом семьи один человек. К заявлению были приложены необходимые документы. На момент обращения в комиссию с заявлением о принятии на учет для получения ЕСВ, она являлась действующим сотрудником УИС, имела стаж службы в учреждениях и органах УИС более 14 лет, проживала и проживает в ведомственном общежитии по адресу: * область, г. *, ул. *, дом *, кв. *. Жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности не имеет, социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения ей не предоставлялась. Ранее в установленном порядке она была признана нуждающейся в получении социального жилья и улучшении жилищных условий, в связи с чем, решением жилищно-бытовой комиссии Самарского юридического института Минюста России от * г. она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по месту службы - в Самарском юридическим институте Минюста России. Решением Комиссии, оформленным протоколом от * г. N *, ей было отказано в принятии на учет для получения ЕСВ, так как на момент рассмотрения рапорта она была уволена из УИС с * г. и не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий ни в ФСИН России, ни в УФСИН России по г. Москве. С указанным решением она не согласна, так как на момент подачи рапорта в Комиссию УФСИН России по г. Москве * г., она являлась сотрудником УИС.
Истец Д., представитель истца С.Г., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика УФСИН России по г. Москве, действующий на основании доверенности С.А., в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, полагая их необоснованными. Также представителем истца заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель ответчика ФСИН России по г. Москве, по доверенности Б., по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика ФСИН России по г. Москве, по доверенности Куц А.С., явился, доводы жалобы поддержал.
Истец Д. в суде апелляционной инстанции в удовлетворении жалобы просила отказать.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В силу
части 1 статьи 4 Федерального закона Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В соответствии с ч. 6 ст. 4 Закона о социальных гарантиях сотрудникам Правительство РФ Постановлением от 24.04.2013 года N 369 утвердило
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Судом установлено, что истец Д. проходила службу в уголовно-исполнительной системе, приказом ФКУ Объединенная редакция ФСИН России N 3-ЛС от * г. Д. уволена по основанию п. "е" части 1 ст. 58 (по сокращению штатов) с * г. (л.д. *).
Выслуга лет по состоянию на * г. составляет в календарном исчислении 14 лет 04 месяца 12 дней, в льготном исчислении 20 лет 11 месяцев 24 дня.
В период прохождения службы, * г., Д. обратилась с рапортом на имя Врио начальника УФСИН России по г. Москве о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от * г. N * (л.д. *).
Согласно Выписке из протокола N * от * г. заседания комиссии УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, было принято решение отказать Д. в постановке на учет для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с отсутствием права в соответствии с
п. 7 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ (л.д. *).
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходил из того, что Д. обратилась с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения * г., то есть в период прохождения службы в ФКУ Объединенная редакция ФСИН России, была уволена * г. по сокращению штатов, поскольку положения Федерального
закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ и
Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 не ставят в зависимость приобретение права на получение единовременной социальной выплаты сотрудника уголовно-исполнительной системы, обратившегося в период прохождения службы за указанной мерой социальной поддержки, от даты рассмотрения его заявления комиссией УФСИН России по г. Москве (до или после его увольнения из органов и учреждений УИС), необходимые документы, предусмотренные п. 5 Правил, истцом были представлены, поэтому данное основание не может умалять право истца на постановку на учет для получения единовременной выплаты, а потому требования истца в части признания незаконным решения комиссии УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от * г., оформленного протоколом N * подлежат удовлетворению.
У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, обоснованы и отвечает требованиям закона.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, входят в предмет регулирования Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, что следует из
ч. 1 ст. 1 данного Закона.
Так, в соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (
ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Данные
Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. 31 и
69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в п. 19 этих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных
ч. ч. 1 и
3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.
При этом нормами Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты приобретение сотрудником учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обратившимся в период прохождения службы с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, права на получение указанной меры социальной поддержки не поставлено в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника (подлежит рассмотрению в трехмесячный срок со дня подачи) комиссией ФСИН России - до или после его увольнения со службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Поскольку истец на момент обращения в территориальную подкомиссию УФСИН России по г. Москве являлась сотрудником и проходила службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, а впоследствии была уволена со службы по п. "е" ч. 1 ст. 58 (по сокращению штатов), то дата рассмотрения ее заявления комиссией УФСИН России по г. Москве не может ставиться в зависимости и умалять право истца на постановку на учет для получения единовременной выплаты.
Суд не согласился с доводами ответчика о пропуске Д., срока исковой давности, поскольку она обратилась в суд с иском в пределах трехлетнего срока, установленного
ст. 196 ГК РФ. Оснований для применения положений
статьи 219 КАС РФ, как на то ссылается представитель ответчика, не имелось.
Апелляционная жалоба доводы о несогласии с выводом суда в данной части, не содержит.
Довод ответчика о том, что о предстоящем увольнении истец была уведомлена за 8 месяцев до подачи документов в комиссию УФСИН России по г. Москве, не может быть принят во внимание и служить поводом к отмене решения суда, поскольку подача истцом заявления о постановке на учет имело место в период ее прохождения службы.
Поскольку рассматриваемый судом первой инстанции иск затрагивал материальные права истца (единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения), то данное гражданское дело правильно рассмотрено в порядке искового производства. При вынесении решения суд правильно руководствовался нормами
ГПК РФ,
ст. ст. 151,
196,
199,
200 ГК РФ,
ст. 53 ЖК РФ,
ФЗ от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, ссылка в решении суда, в том числе на положение
ст. ст. 2,
4 КАС РФ, вопреки доводам апелляционной жалобы, безусловным основанием для отмены решения суда не является.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части обязания УФСИН России по г. Москве поставить Д. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 22.01.2015 г. в порядке очередности.
В связи с тем, что вопрос о наличии оснований для принятия Д. на учет по существу комиссией не рассматривался, представленным заявителем документам не была дана оценка соответствующим компетентным органом, то судебная коллегия полагает, что способом восстановления нарушенного права заявителя является возложение на комиссию обязанности рассмотреть заявление Д. повторно с целью оценки представленных ею документов на предмет наличия основания для принятия на учет для предоставления единой социальной выплаты.
По иным основаниям и другими участвующими в деле лицами решение суда не обжаловано, поэтому в силу положений
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не находит оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь
ст. ст. 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 19 января 2016 года отменить в части возложения на УФСИН России по г. Москве обязанности поставить Д. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с * г. в порядке очередности.
Постановить по делу в данной части требований новое решение, которым возложить на комиссию УФСИН России по г. Москве обязанность повторного рассмотрения заявление Д.
В остальной части решение Головинского районного суда г. Москвы от 19 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.