Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 30.01.2018 по делу N 33-3893/2018
Требование: Об обязании принять решение о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в первоочередном порядке на состав семьи из двух человек.
Обстоятельства: Истицы указали, что истица-1 состоит на службе в пожарной охране, истица-2 является ее дочерью и членом ее семьи, истицы проживают в жилом помещении, имеющем статус общежития, истица-1 обращалась в уполномоченный орган с просьбой рассмотреть вопрос об улучшении жилищных условий путем получения ею и членами ее семьи жилого помещения по договору социального найма, однако ее обращения так и не были рассмотрены.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Московского городского суда от 30.01.2018 по делу N 33-3893/2018
Требование: Об обязании принять решение о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в первоочередном порядке на состав семьи из двух человек.
Обстоятельства: Истицы указали, что истица-1 состоит на службе в пожарной охране, истица-2 является ее дочерью и членом ее семьи, истицы проживают в жилом помещении, имеющем статус общежития, истица-1 обращалась в уполномоченный орган с просьбой рассмотреть вопрос об улучшении жилищных условий путем получения ею и членами ее семьи жилого помещения по договору социального найма, однако ее обращения так и не были рассмотрены.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2018 г. по делу N 33-3893/18
Судья Бунина М.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Грицких Е.А.,
судей Анашкина А.А., Бузуновой Г.Н.
при секретаре Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Грицких Е.А.
дело по апелляционной жалобе истцов З.С., З.Е. на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 13 июня 2017 года в редакции определения Дорогомиловского районного суда города Москвы от 17 октября 2017 года об исправлении описки и дополнительного решения от 17 октября 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований З.С., З.Е. к Федеральному казенному учреждению "Управление капитального строительства МЧС РФ" об обязании заключить договор социального найма отказать.
В удовлетворении исковых требований З.С., З.Е. об обязании Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийный бедствий о постановке на учета в качестве нуждающихся на предоставлении жилого помещения по договору социального найма в первоочередном порядке на состав из двух человек, обязании ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России", ФКУ "Управление капитального строительства МЧС РФ" предоставить З.С., З.Е. жилое помещение по договору социального найма в первоочередном порядке отказать.",
установила:
З.С., З.Е. обратились в суд с иском к ФКУ "Управление капитального строительства МЧС РФ", мотивируя свои требования тем, что сержант внутренней службы З.С. состоит на службе в специальном отделе N 7 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России" в должности радиотелеграфиста специальной пожарно-спасательной части N 116. В пожарной охране З.С. служит с 01.09.1994 года. З.Е. является дочерью З.С. и членом ее семьи. З.С. и З.Е. проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: *** область, город ***, улица ***, <...>, согласно выписке из домовой книги имеющем статус - общежитие. Согласно выписке из Протокола N 1 заседания жилищной бытовой комиссии специального отдела N 7 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России" от 10.01.2010 год принято решение о постановке З.С. в очередь на служебную площадь. С 21 октября 2004 года З.С. обращалась в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) с просьбой рассмотреть вопрос об улучшении ее жилищных условий, а именно путем получения ей и членами ее семьи жилого помещения по договору социального найма. Однако указанные обращения истца так и не были рассмотрены. В октябре 2016 года истцы вновь обратились в адрес ответчика с просьбой о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на предоставление помещения по договору социального найма в первоочередном порядке на состав семьи из двух человек, соответствующего решения не принято. На основании изложенного истцы просили обязать ответчиков принять решение о постановке З.С. и З.Е. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в первоочередном порядке на состав семьи из двух человек.
Представитель истцов по доверенности С. в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России" в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление.
Представители ответчиков ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России", Главное Управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по МО не явились в судебное заседание.
Представитель 3-го лица МЧС России в судебное заседание не явился, представил отзыв.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят истцы З.С., З.Е. по доводам апелляционной жалобы.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона, в связи с чем отмене не подлежит.
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 49, 93, 94, 104 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, З.С. проходила службу в должности радиотелефониста специальной пожарно-спасательной части N 116 специального отдела N 7 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России", уволена со службы с 12.04.2017 года приказом об увольнении от 12.04.2017 года N 28 л/с, что подтверждается Справкой N 276 от 16.09.2016 года.
Согласно выписке из протокола N 1 заседания ЖБК специального отдела N 7 от 11.01.2010 года З.С. была поставлена в очередь на служебную жилую площадь.
З.Е. является дочерью З.С., что подтверждается Свидетельством о рождении серии VII N 471697 от 20 ноября 1987 года.
В соответствии с выпиской из домовой книги от 25 марта 2016 года истцы зарегистрированы по адресу: *** область, город ***, улица ***, <...>.
Указанное жилое помещение предоставлено З.С. на основании Договора безвозмездного пользования служебным помещением в жилом блоке здания ПЧ-45 N 38/054 от 12 июля 2005 года.
Учитывая, что З.С. и З.Е., как член семьи, нуждающимися в жилых помещения для постоянного проживания (по договору социального найма жилого помещения) в системе МЧС России до 1 марта 2015 года не были признаны, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у истцов права на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в первоочередном порядке.
В связи с увольнением со службы и на основании статьи 93, части 1 статьи 94, части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217, решением жилищной комиссии ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России", от 21 апреля 2017 года N 3, З.С. исключена из списка состоящих на учете нуждающихся обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В соответствии с протоколом заседания комиссии Специального управления ФПС N 3 МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу (уволенным со службы) в специальных управлениях ФПС МЧС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 31 мая 2016 года N 3, сержант внутренней службы З.С. не основании пп. 1 п. 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 01 марта 2016 года с составом семьи 1 человек.
Дочь З.С. - З.Е. - не была признана нуждающейся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи истца в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ N О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Учитывая возражения ответчика и третьего лица, данные ими в ходе рассмотрения дела, принимая во внимание то обстоятельство, что на момент вынесения решения истец З.С. не являлась сотрудником специальной пожарно-спасательной части N 116 специального отдела N 7 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России", а также не состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы с момента обращения, то есть с 21 октября 2004 года имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, судебная коллегия признает несостоятельными по следующим основаниям.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
ЖК РФ предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и определен орган, осуществляющий принятие на учет.
Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм статей 49, 51 - 52 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Вместе с тем предоставление жилья на условиях договора социального найма сотрудникам ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России" после 1 марта 2005 года законодательными актами не предусмотрено.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 217 от 16 марта 2013 года, специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы (п. 3).
Из пункта 13 Приказа МЧС России от 12 января 2012 N 5 (ред. от 5 июня 2015 года) "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" следует, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы сотрудником ФПС. При этом увольнение сотрудника ФПС со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Таким образом, исходя из указанных положений З.С. могла быть обеспечена в период службы лишь служебным жильем.
При этом, как было установлено судом, согласно выписке из протокола N 1 заседания ЖБК специального отдела N 7 от 11.01.2010 года З.С. была поставлена в очередь на служебную жилую площадь, а жилое помещение по адресу: *** область, город ***, улица ***, <...> было предоставлено ей на основании Договора безвозмездного пользования служебным помещением в жилом блоке здания ПЧ-45 N 38/054 от 12 июля 2005 года, т.е. в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку с 12.04.2017 года приказом об увольнении от 12.04.2017 года N 28 л/с З.С. была уволена со службы, она утратила право на получение служебного жилья и решением жилищной комиссии ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России" от 21 апреля 2017 года N 3 была исключена из списка состоящих на учете нуждающихся обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Доводы жалобы о том, что с 21 октября 2004 года истец обращалась с заявлением о постановке на учет, в связи с чем имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с этой даты, являются несостоятельными, учитывая, что решение о постановке З.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма в установленном порядке до 2005 года не принималось. При этом вышеуказанные нормы права связывают обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма с фактом принятия сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма до 01.03.2015 года, а предоставление жилья на условиях договора социального найма сотрудникам ФГКУ "Специальное управление ФПС N 3 МЧС России" после 1 марта 2005 года законодательными актами не предусмотрено.
Соглашаясь с решением суда, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с протоколом заседания комиссии Специального управления ФПС N 3 МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу (уволенным со службы) в специальных управлениях ФПС МЧС России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 31 мая 2016 года N 3, сержант внутренней службы З.С. не основании пп. 1 п. 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 01 марта 2016 года с составом семьи 1 человек, которая подлежит предоставлению в порядке очередности принятия на учет.
Учитывая, что в установленном законом порядке истец до 01 марта 2005 года не была поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, оснований для удовлетворения иска у суда не имелось.
Кроме того, оснований для обязания Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийный бедствий о постановке на учет в качестве нуждающихся на предоставлении жилого помещения по договору социального найма в первоочередном порядке на состав из двух человек не имеется, учитывая, что в силу п. 2 Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденного приказом МЧС РФ от 12 января 2012 года N 5, учет сотрудников ФПС, проходящих службу в специализированных управлениях федеральной противопожарной службы МС России осуществляется жилищными комиссиями Специального управления противопожарной службы N 3 МЧС России, где истец и состоит на учете на предоставление единовременной выплаты.
Ссылка в апелляционной жалобе на Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденную Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, отклоняется судебной коллегией, поскольку указанная Инструкция, во-первых, утратила силу, во-вторых, не распространяется на сотрудников ФПС МЧС России, в связи с чем данные доводы основаны на неверном толковании норм закона.
Другие доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, аналогичны основаниям заявленных в суд истцом требований и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 13 июня 2017 года в редакции определения Дорогомиловского районного суда города Москвы от 17 октября 2017 года об исправлении описки и дополнительного решения от 17 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов З.С., З.Е. - без удовлетворения.