Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 24.01.2017 по делу N 33-2760/2017
Требование: Об оспаривании решения, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, подал ответчику-1 рапорт о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, истец уволился, на момент его увольнения рапорт о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты рассмотрен не был, сроки рассмотрения рапорта истекли, истица подала рапорт о постановке ее на учет взамен уволившегося супруга, решением ответчика-1 было отказано в постановке на учет, по мнению истцов, отказ является незаконным.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Московского городского суда от 24.01.2017 по делу N 33-2760/2017
Требование: Об оспаривании решения, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, подал ответчику-1 рапорт о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, истец уволился, на момент его увольнения рапорт о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты рассмотрен не был, сроки рассмотрения рапорта истекли, истица подала рапорт о постановке ее на учет взамен уволившегося супруга, решением ответчика-1 было отказано в постановке на учет, по мнению истцов, отказ является незаконным.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2017 г. по делу N 33-2760
Судья: Круглова М.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Максимовой Е.В.,
судей Артюховой Г.М. и Кнышевой Т.В.,
при секретаре К.М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кнышевой Т.В.
дело по апелляционной жалобе представителя В.О. и В.Е. по доверенностям Г. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 25 мая 2016 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований В.О., В.Е. к УФСИН России по г. Москве, ФСИН России об оспаривании решения, обязании, взыскании компенсации морального вреда - отказать,
установила:
Истцы В.О., В.Е. обратились в суд с исковым заявлением к ответчикам УФСИН России по г. Москве, ФСИН России, в котором просили признать незаконным решение комиссии ФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указанное в протоколе от 08.10.2015 г. N 65, обязать комиссию ФСИН России поставить В.О. на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи рапорта - с 17.12.2013 г., в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; обязать Комиссию ФСИН России рассмотреть рапорт В.Е. и принять ее на учет с даты подачи рапорта ее супруга В.О., взыскать с УФСИН России по г. Москве компенсацию морального вреда в размере *** рублей, ссылались на то, что В.О. в период с 17 августа 2005 г. по 03 сентября 2014 г. являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, на момент подачи рапорта проходил службу в должности оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по г. Москве, выслуга лет в календарном исчислении составляла более 13 лет. 17 декабря 2013 г. он подал в подкомиссию УФСИН России по г. Москве рапорт о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 03 сентября 2014 г. В.О. уволился из УИС по собственному желанию, на момент его увольнения рапорт о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты рассмотрен не был, сроки рассмотрения рапорта истекли. 30 января 2015 г. В.Е., являясь сотрудником УИС, имея выслугу в календарном исчислении более 10 лет, подала рапорт о постановке ее на учет взамен уволившегося супруга. Решением УФСИН России по г. Москве от 27 марта 2015 г. В.О. было отказано в постановке на учет со ссылкой на ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи со снятием В.О. 22 мая 2013 г. с регистрационного учета по адресу: ***. По мнению истцов, отказ является незаконным, поскольку снятие В.О. с регистрационного учета для регистрации в жилом помещении по месту жительства его супруги не является ухудшением жилищных условий.
Представители В.О., В.Е. по доверенности К.М.В. и Г. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель УФСИН России по г. Москве, ФСИН России по доверенностям Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагая их необоснованными.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого как незаконного просит представитель В.О. и В.Е. по доверенности Г. по доводам апелляционной жалобы, а именно по тем основаниям, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Истец В.Е., представитель В.Е. и В.О. по доверенности К.М.В. на заседание судебной коллегии явились, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение суда как незаконное.
Представитель УФСИН России по г. Москве, ФСИН России по доверенности Куц А.С. на заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы не признал, считал решение суда законным и просил оставить его без изменения.
Истец В.О. на заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения В.Е., представителя В.Е. и В.О. по доверенности К.М.В., представителя УФСИН России по г. Москве и ФСИН России по доверенностям Куц А.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованием закона.
В силу ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
В соответствии с п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона (далее - члены семьи).
Согласно п. 4 упомянутых Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 5 вышеназванных Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; копия послужного списка сотрудника; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Согласно п. 10 Правил, в случае если несколько членов одной семьи являются сотрудниками, на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается один из членов семьи по их выбору. В случае увольнения со службы (за исключением увольнения со службы с правом на пенсию) того из членов семьи, который состоит на учете, другой член его семьи, проходящий службу в качестве сотрудника и удовлетворяющий условиям, определенным частями 1, 3 и 8 статьи 4 Закона, на основании заявления подлежит постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты постановки на такой учет уволенного члена семьи.
В соответствии с п. 12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
В силу пп. "д" п. 15 Правил, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты, в случае увольнения со службы в учреждениях и органах.
Рассматривая дело, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и в соответствии с требованиями закона, регулирующего данные правоотношения, обоснованно пришел к выводу о том, что оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения заявленных исковых требований В.Е. и В.О., не имеется.
Этот вывод суда мотивирован, подтвержден имеющимися в деле доказательствами и оснований для признания его неправильным, судебная коллегия не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судом, В.О. в период с 17 августа 2005 г. по 03 сентября 2014 г. проходил службу в уголовно-исполнительной системе, по состоянию на 03 декабря 2013 г. стаж службы составляет 13 лет 02 месяца 01 дня.
17 декабря 2013 г. В.О. поданы документы, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации".
Согласно выписке из протокола заседания УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 08 октября 2015 г. N 65, было принято решение об отказе В.О. в постановке на учет для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году.
Как указано в выписке из протокола, состав семьи В.О. - 4 человека: он, супруга В. (Резник, О.) Е.С., дочь В.З. *** года рождения, дочь В.С. *** года рождения, зарегистрированы по адресу: ***, данное жилое помещение общей площадью *** кв. м, принадлежит на праве собственности матери супруги - О., по вышеназванному адресу зарегистрированы 6 человек. Ранее, с 07 октября 2008 г. по 22 мая 2013 г., В.О. был зарегистрирован по адресу: ***, собственником жилого помещения общей площадью *** кв. м согласно выписке ФЛС, являлся В.А., всего зарегистрировано по указанному адресу два человека.
03 сентября 2014 г. В.О. уволен из уголовно-исполнительной системы по собственному желанию.
Судом установлено, что 18 марта 2015 г. В.Е., являясь сотрудником уголовно-исполнительной системы, подала рапорт с просьбой рассмотреть ее пакет документов, поданный в территориальную подкомиссию 30 января 2015 г., в связи с увольнением из уголовно-исполнительной системы ее супруга В.О. (приказ об увольнении от 03 сентября 2014 г.), о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты взамен уволившегося супруга В., исходя из даты постановки его на учет, а именно, с 17.12.2013 г. с даты подачи рапорта ее супругом.
Согласно выписке из лицевого счета N *** жилое помещение, расположенное по адресу: ***, общей площадью *** кв. м, жилой - *** кв. м, принадлежит на праве собственности В.А. на основании договора приватизации от 02 сентября 2008 г.
В.О. был зарегистрирован по вышеназванному адресу с 19 марта 1985 г. по 10 декабря 2007 г. и с 07 октября 2008 г. по 22 мая 2013 г., в приватизации по указанному адресу не участвовал.
22 мая 2013 г. В.О. снят с регистрационного учета.
В.О. с 13 июня 2013 г., его супруга В.Е. с 20 января 2006 г., несовершеннолетние дети В.З., *** года рождения, и дочь В.С., *** года рождения, - с рождения, зарегистрированы по адресу: ***.
Данное жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру, которая принадлежит на праве собственности О. на основании договора передачи в порядке приватизации, заключенного с МО Алексинский район N 2174 от 05 сентября 2005 г.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, В.О. с 19 ноября 2013 г. по 01 августа 2015 г., а В.Е. по 05 декабря 2016 г. и их несовершеннолетние дети зарегистрированы по месту пребывания по адресу: ***.
Таким образом, из представленных материалов учетного дела судом установлено, что В.О. был вселен и зарегистрирован по месту жительства в *** в качестве члена семьи В.А. с 1985 года, до 22 мая 2013 г. проживал по указанному адресу, обеспеченность В.О. жилой площадью по указанному месту жительства составляла более 15 кв. м.
22 мая 2013 года, на основании личного заявления, В.О. был снят с регистрационного учета по месту жительства, тем самым совершил намеренные действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий накануне подачи рапорта (17 декабря 2013 г.).
Суд обсудил доводы В.О. о том, что он не имел права пользования жилым помещением по адресу: ***, ввиду отсутствия семейных отношений с собственником жилого помещения В.А., и обоснованно их отверг, указав, что, как следует из выписки по лицевому счету, начиная с 1985 года В.О. был постоянно зарегистрирован в указанном жилом помещении в качестве члена семьи нанимателя, с правом постоянного пользования, в приватизации жилого помещения не участвовал.
Дав оценку собранным по делу доказательствам и установленным обстоятельствам, суд пришел к обоснованному выводу о том, что у В.О. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку, будучи обеспеченным жилой площадью по адресу: ***, в которой В.О. был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 квадратных метров, он 22 мая 2013 г. снялся с регистрационного учета по указанному адресу, тем самым совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, с момента совершения которых не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок, и, учитывая конкретные обстоятельства дела, правильно отказал в удовлетворении требований В.О. о признании незаконным решения комиссии ФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указанного в протоколе от 08.10.2015 г., обязании поставить его на учет с даты подачи рапорта.
Оснований для признания указанного вывода неправильным, о чем ставятся вопросы в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Суд также признал необоснованными требования В.Е. об обязании Комиссии ФСИН России рассмотреть ее рапорт и принять на учет с даты подачи рапорта В.О., поскольку рассмотрение рапортов (заявлений) и документов для постановки граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, доказательств того, что действиями ответчика В.Е. в какой-либо мере была ограничена в реализации своего права, истцом не представлено и в ходе рассмотрения дела судом не установлено.
Соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона и решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с УФСИН России по г. Москве компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 25 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя В.О. и В.Е. по доверенностям Г. - без удовлетворения.