Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 12.02.2018 по делу N 33-5857/2018
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что, имея необходимую выслугу лет, обратился с рапортом в территориальную подкомиссию о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, но получил отказ со ссылкой на совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Московского городского суда от 12.02.2018 по делу N 33-5857/2018
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что, имея необходимую выслугу лет, обратился с рапортом в территориальную подкомиссию о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, но получил отказ со ссылкой на совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2018 г. по делу N 33-5857
Судья Мрыхина О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Вьюговой Н.М.,
судей Мухортых Е.Н., Бобровой Ю.М.,
при секретаре Г.Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней истца С. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 03 октября 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований С. о признании решения жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по г. Москве об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 незаконным; обязании УФСИН России по г. Москве поставить его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369; признании незаконным бездействия Комиссии УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопроса о принятии решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учет в 3-месячный срок, а также в ненадлежащем уведомлении в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения - отказать,
установила:
С. обратился в суд с иском к УФСИН России по г. Москве и просит признать решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по г. Москве об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 незаконным; обязать УФСИН России по г. Москве поставить его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369; признать незаконным бездействие Комиссии УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопроса о принятии решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учет в 3-месячный срок, а также в ненадлежащем уведомлении в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В обоснование заявленных требований указал, что, имея необходимую выслугу лет, обратился с рапортом в территориальную подкомиссию ФСИН России о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии ФСИН России в этом было отказано со ссылкой на совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете. Однако, таких действий совершено не было, в связи с чем данный отказ является незаконным.
Истец С. в судебное заседание суда первой инстанции явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика УФСИН России по г. Москве по доверенности К.А.С. в судебное заседание суда первой инстанции явился, в удовлетворении исковых требований просил отказать по доводам письменных возражений на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней просит истец С.
Проверив материалы дела, выслушав истца С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представителя ответчика УФСИН России по г. Москве по доверенности Н.Н.Н., полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Вопросы жилищного обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369) и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона, пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила), единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Правилами (п. 5) предоставления единовременной социальной выплаты установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В силу п. 6 Правил копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия указанного решения.
Территориальные подкомиссии осуществляют принятие документов для получения единовременно выплаты, проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной социальной выплаты, подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, в связи с чем: регистрируют паспорта и заявления в книгах учета заявлений, в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления, проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, а также установленному порядку их оформления (п. 10.1 и 10.2 порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496).
При выявлении недостатков в вышеуказанных документах, они возвращаются их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, С. проходил службу в уголовно-исполнительной системе, по состоянию на 15.11.2016 выслуга лет составляет в календарном исчислении 15 лет 11 месяцев 06 дней.
28.11.2016 С. подан рапорт и документы, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", в составе семьи: супруга С.О.С., сын С.А.С.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 17.04.2017 N 7, было принято решение отказать С. в постановке на учет для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пп. 5 п. 8 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ, в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Как указано в выписке из протокола, сотрудник с 18.01.2012 по 01.11.2015, супруга с 06.11.2013 по 13.12.2014 и с 05.03.2015 по 01.11.2015, сын с 05.03.2015 по 01.11.2015 были зарегистрированы по месту пребывания по юридическому адресу ФКУ УК УФСИН России по г. Москве: *****.
С 09.09.2016 сотрудник и члены его семьи зарегистрированы по адресу: Брянская обл., *****, в трехкомнатной квартире общей площадью 74,0 кв. м, принадлежащей на праве общей долевой собственности, доля в праве по 1/4 (18,5 кв. м), сотруднику, С.В.А. (брат), С.Т.Л. (мать), С.А.В. (отец). По адресу зарегистрированы 7 человек (сотрудник, супруга, сын, мать, отец, брат, М.А.А. с 01.10.2013), обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляет менее 15 кв. м (10,57 кв. м).
С 06.04.2001 по 30.08.2016 супруга, сын с 24.06.2014 по 30.08.2016 были зарегистрированы по адресу: Курская область, *****. Решением Железногорского городского суда Курской области от 28.07.2016, вступившим в законную силу 30.08.2016, право пользования С.О.С., С.А.С. жилым помещением по адресу: Курская область, *****, прекращено и они сняты с регистрационного учета.
Других помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения), С. и члены его семьи не имеют.
С. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УФСИН России по г. Москве не состоит.
Установлено, что С. до 11.10.2016 на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/2, принадлежала квартира общей площадью 36,8 кв. м, расположенная по адресу: г. Брянск, *****. Определением Советского районного суда г. Брянска от 07.09.2016, вступившим в законную силу 23.09.2016, было утверждено мировое соглашение, заключенное между С.Л.И. и С., по условиям которого, С. передает С.Л.И. 1/2 долю квартиры, расположенной по адресу: г. Брянск, *****, принадлежащую ему на праве собственности, в счет уплаченной С.Л.И. денежной суммы в размере 900 000 руб. за С. по договору купли-продажи от 30.01.2009.
Комиссией принято во внимание, что до 11.10.2016 С. принадлежали 1/2 доли (18,4 кв. м) в праве собственности на квартиру, общей площадью 36,8 кв. м, расположенной по адресу: г. Брянск, *****, которые им отчуждены, тем самым совершены действия по ухудшению жилищных условий. В этой связи, С. может подать заявление на социальную выплату не ранее октября 2021 года.
Разрешая спор по существу, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом судом принято во внимание, что обжалуемое решение комиссии соответствует положениям действующего законодательства, регулирующим вопросы предоставления сотрудникам ФСИН России единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, нормам Жилищного кодекса РФ, а также фактическим обстоятельствам. С. ухудшил свои жилищные условия в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, решение ответчика об отказе в постановке на учет С. и членов его семьи для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ является правомерным и не нарушает прав истца на получение указанной меры социальной поддержки, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения комиссии УФСИН России по г. Москве от 17.04.2017 об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Доводы истца С. о том, что действий по намеренному ухудшению жилищных условий он не совершал, мировое соглашение со своей бывшей супругой он заключил, так как не имел денежных средств для выплаты; в однокомнатной квартире по адресу: г. Брянск, *****, зарегистрированы его бывшая супруга С.Л.И. и их дочь С.К.С.; даже при сохранении 1/2 доли в праве собственности на указанную квартиру, его семья была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека менее 15 кв. м и была бы поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, были предметом судебного исследования и оценки судом первой инстанции и обоснованно были судом отклонены по мотивам, изложенным в решении суда, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Учитывая, что на момент обращения С. в суд решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято и получено истцом, нарушений прав истца процедурой рассмотрения рапорта должностные лица УФСИН России по г. Москве не допустили, оснований для удовлетворения требований С. о признании незаконным бездействия Комиссии УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопроса о принятии решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учет в 3-месячный срок, а также в ненадлежащем уведомлении в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем в удовлетворении иска в этой части также отказано.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Довод апелляционной жалобы и дополнений к ней о том, что отчуждение жилого помещения по адресу: г. Брянск, *****, не является действием, повлекшим ухудшение жилищных условий с намерением состоять на жилищном учете, не может быть принят во внимание.
Поскольку С. принадлежит 1/4 доля квартиры общей площадью 74,0 кв. м по адресу: Брянская обл., *****, приходящаяся на истца общая площадь жилого помещения составляет 18,5 кв. м. Так как в данном помещении зарегистрировано 7 человек, то на каждого члена семьи С. приходится по 10,57 кв. м общей площади (74,0 кв. м / 7). Таким образом, принимая во внимание, что ранее С. принадлежали 1/2 доли (18,4 кв. м) в праве собственности на квартиру, общей площадью 36,8 кв. м, расположенной по адресу: г. Брянск, *****, то до отчуждения им указанной доли квартиры, на каждого члена его семьи, с учетом регистрации в жилом помещении в с. Смолевичи, приходилось по 16,7 кв. м ((10, 57 кв. м + 10,57 + 10,57 + 18,4 = 50,11 кв. м) / 3), что больше общей площади жилого помещения на одного человека 15 кв. м, при которой истец и члены его семьи имели бы право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При этом не может быть принята во внимание ссылка истца на то, что в квартире по адресу: г. Брянск, *****, зарегистрированы его бывшая супруга С.Л.И. и их дочь С.К.С., последняя приобрела право пользования данным помещением и приходящаяся на нее доля в пользовании квартирой должна учитываться при определении нуждаемости истца в жилых помещениях, поскольку в соответствии с пунктом 4 Правил при расчете единовременной выплаты на приобретение жилого помещения учитываются проживающие совместно с гражданским служащим супруг (супруга), а также его дети и родители, относящиеся к членам его семьи. В данном случае С. совместно с С.К.С. не проживает, в силу семейного законодательства дети не приобретают право на имущество супругов, а потому при определении нуждаемости истца в жилых помещениях проживание его дочери С.К.С. в квартире в г. Брянске не должно учитываться. Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, мотивы заключения С. со своей супругой мирового соглашения по делу о разделе совместно нажитого имущества правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку были предметом проверки в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными в силу несоответствия фактическим обстоятельствам и неправильного толкования норм материального права, нашли правильную оценку в судебном решении.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, исследованным в судебном заседании.
Решение постановлено в соответствии с материальным и процессуальным законом.
Таким образом, оснований для отмены решения суда коллегия не находит.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Головинского районного суда г. Москвы от 03 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней - без удовлетворения.