Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2021 по делу N 88-26180/2021 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 05.06.2020 N 33-1499/2020 по делу N 2-65/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии; 2) О восстановлении в списках нуждающихся в жилых помещениях; 3) О включении в сводный список граждан-участников основного мероприятия.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что он был незаконно снят с учета нуждающихся в жилье.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 05.06.2020 N 33-1499/2020 по делу N 2-65/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии; 2) О восстановлении в списках нуждающихся в жилых помещениях; 3) О включении в сводный список граждан-участников основного мероприятия.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что он был незаконно снят с учета нуждающихся в жилье.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2020 г. N 33-1499/2020
УИД 68RS0001-01-2019-006275-36
Судья: Добровольский Д.Г. | Дело N 2-65/2020 |
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.,
судей: Дрокиной С.Г., Малининой О.Н.,
при секретаре С. рассмотрела в открытом судебном заседании 05 июня 2020 г. гражданское дело по иску Ф.О. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области об оспаривании решений жилищно-бытовой комиссии,
по апелляционной жалобе начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области на решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 12 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Дрокиной С.Г., апелляционная инстанция
установила:
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области от *** (протокол ***) постановлено не включать прапорщика внутренней службы в отставке Ф.О., замещавшего должность инструктора-кинолога кинологической группы отдела охраны ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области, в сводный список граждан-участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области на 2020 год.
Причиной отказа послужил тот факт, что Ф.О. зарегистрирован и проживает в *** общей площадью 53,2 кв. м. Указанная квартира в равных долях принадлежит Ф.Л.И. (мать Ф.О.) и Ф.Д. (сын Ф.О.) на основании договора о безвозмездной передачи жилья в собственность от ***.
По этим же основаниям, со ссылкой на
п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области от 01.08.2019 года (протокол N 6) Ф.О. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области.
10.12.2019 года жилищно-бытовая комиссия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области приняла решение, оформленное протоколом N 8 "О внесении изменений в ранее принятое решение от 01.08.2019 года", в соответствии с которыми Ф.О. снят с учета нуждающихся в жилье не по основаниям
п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а по основаниям
п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, то есть в связи с неправомерностью действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Ф.О. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области об оспаривании указанных выше решений жилищно-бытовой комиссии, по итогам уточнения и дополнения которого просил:
- признать незаконными решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области от *** (протокол ***) и от *** (протокол ***);
- восстановить его в списках, нуждающихся в жилых помещениях и включить его в сводный список граждан-участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Решением Октябрьского районного суда города Тамбова от 12 февраля 2020 года исковые требования Ф.О. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области от *** (протокол ***) о невключении прапорщика внутренней службы в отставке Ф.О. в сводный список граждан-участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области на 2020 год, решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области о снятии Ф.О. с учета нуждающихся в жилье в редакциях от ***, *** (протоколы *** и ***).
На жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области возложена обязанность восстановить Ф.О. в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включить его в сводный список граждан-участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области.
Не согласившись с данным решением суда, начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области, обратился с апелляционной жалобой на него, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ф.О. отказать.
Автор жалобы указывает, что *** умер отец Ф.О. - Ф.В., который состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 1995 года и уволившийся из учреждения по собственному желанию ***.
*** Ф.О. обратился с рапортом о постановке на учет вместо умершего отца.
Считает, что постановка на учет в данном случае явилась незаконной, поскольку норма права, предусматривающая данные действия отсутствует. Поэтому основанием для снятия с учета явился факт неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа, а не применение к данным лицам каких-либо мер ответственности.
Апеллянт, указывает на то, что выводы суда первой инстанции о формальных нарушениях со стороны должностных лиц, противоречат
п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР,
ст. 51 ЖК РФ и
ст. 10 ГК РФ о недопустимости злоупотребления правом, поскольку истец и члены его семьи в 2013 году и в последующие годы не имели права состоять на жилищном учете.
Изучив материалы дела, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - Подпрограмма).
В соответствии с
подпунктом "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими
Правилами, имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в
подпункте "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с
абзацем 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В силу
пп. "а" п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте
п. 5 настоящих Правил.
В соответствии с
ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным
пунктами 1,
3 -
6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным
кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно
ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных
статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Содержание названных норм закона указывает на то, что в период службы служащие подлежат обеспечению жилищной субсидией или жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства при наличии следующих условий: обеспечения их весь срок службы служебными жилыми помещениями, признания нуждающимися в жилых помещениях и достижения общей продолжительности военной службы 20 лет.
Как следует из материалов дела, 19.07.1995 г. на основании решения жилищно-бытовой комиссии при учреждении ЯТ-30/1 Ф.В. (отец истца), зарегистрированный и проживающий в *** общей площадью 53,2 кв. м, был включен в список лиц нуждающихся в жилье с составом семьи 5 человек (Ф.Л.И. - супругой, сыном Ф.О., снохой Ф.Л.П. и внуком ФИО10).
*** умер Ф.В.
***. сотрудник ИК-1 Ф.О. поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилье вместо умершего отца Ф.В.
В *** брак между Ф.О. и Ф.Л.П. был расторгнут, Ф.Л.П. сменила место регистрации и проживания.
Согласно договору о безвозмездной передаче жилья в собственность от 23.06.2008 г. администрация г. Тамбова передала в общую долевую собственность по 1/2 доли каждому Ф.Л.И. и Ф.Д. *** общей площадью 53,2 кв. м.
Ф.О. от участия в приватизации указанного жилого помещения отказался.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что постановка на учет нуждающихся в жилье в 2003 году сотрудника ИК-1 Ф.О. вместо умершего отца Ф.В. не входит в противоречие со
ст. 32 ЖК РСФСР (действовавшей на тот период). С момента постановки Ф.О. в 2003 году на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и до момента его снятия с учета в 2019 году истец не был обеспечен жильем. Оснований, предусмотренных действующим законодательством, для отказа в удовлетворении требований истца не имеется.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит ошибочными, сделанными при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и применении норм материального права.
Одним из юридически значимых обстоятельств по данному делу являлось установление судом наличия (или отсутствия) оснований для нахождения Ф.О. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Правом на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы.
Из материалов дела усматривается, что с 2005 года в *** были зарегистрированы и проживали три человека - Ф.О., его мать Ф.Л.И. и его сын Ф.Д. Общая площадь жилого помещения составляет 53,2 кв. м, на каждого члена семьи приходится 17,7 кв. м.
После приватизации названной квартиры 23.06.2008 г. Ф.Л.И. и Ф.Д. за истцом сохранилось право пользования данным жилым помещением как за лицом отказавшемся от приватизации и членом семьи собственников квартиры.
Исходя из содержания
ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Согласно решению Тамбовской городской Думы от 30 марта 2005 г. N 675 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городе Тамбове" установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Тамбове в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в предмет регулирования которого входят вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы) (
ч. 1 ст. 1 данного Закона).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В соответствии с
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, в том числе, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Учитывая приведенные выше нормы действующего законодательства, и установив, что истец не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, судебная коллегия приходит к выводу о законности оспариваемых решений жилищной комиссии ответчика и как следствие об отказе в удовлетворении исковых требований.
Принимая во внимание, что при отмене судом апелляционной инстанции постановления суда первой инстанции по вышеуказанному основанию в соответствии с положениями
ст. 328 ГПК РФ направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, судебная коллегия, действуя согласно разъяснениям, изложенным в
п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", разрешает спор по существу с принятием нового решения.
Руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 12 февраля 2020 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Ф.О. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области об оспаривании решений жилищно-бытовой комиссии отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.