Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда по делу N 33-17206/2020, 2-3860/2019
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Прочие споры, связанные с постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Заявителю было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, а также в связи с ухудшением жилищных условий истцом. С указанным решением истец не согласен, полагает его неправомерным.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Московского городского суда по делу N 33-17206/2020, 2-3860/2019
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Прочие споры, связанные с постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Заявителю было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, а также в связи с ухудшением жилищных условий истцом. С указанным решением истец не согласен, полагает его неправомерным.
Решение: Отказано.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-17206/20, 2-3860/19(суд1-йинст.)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего фио
судей фио, фио
при помощнике фио
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе истца фио
на решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата,
которым постановлено:
- в удовлетворении исковых требований фио к ФСИН России о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет, - отказать,
установила:
фио обратился в суд с иском к ФСИН России о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет, мотивировал свои требования тем, что в период с дата по дата проходил службу в ГУФСИН России по адрес (далее ГУФСИН), адрес. Приказом ГУФСИН от дата 412-лс, в соответствии с Федеральным законом от дата
N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" уволен по п. 4 2 ст. 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) с дата; по состоянию на дата имел выслугу в календарном исчислении более 10 лет и нуждался в улучшении жилищных условий, в связи с чем обратился в Территориальную подкомиссию ГУФСИН по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для рассмотрения вопроса о принятии его и членов его семьи на учет. По результатам рассмотрения Комиссия ФСИН России решением от дата N 41 постановила отказать в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата N 369, а также в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата N 369 в связи с ухудшением жилищных условий истцом в дата. С указанным решением истец не согласен, полагает его неправомерным, так как все необходимые документы были им предоставлены
Истец фио в судебном заседании просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности фио в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на иск, утверждал, что фио не предоставил документов с места жительства за 5 лет предшествующие обращению с рапортом, в дата истец отказался от права на другое жилое помещение, чем ухудшил свои жилищные условия (л.д. 124-128).
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит истец фио по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, утверждая, что суд неправильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, неверно применил нормы материального права, настаивает на том, что истец имеет право на получение ЕСВ, нуждаемость в жилых помещениях определяется только по его личным жилищным условиям, которые он не ухудшал.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ФСИН РФ по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся участников процесса, извещенных о дне и времени слушания, и находит, что не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Согласно
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Постановлением Правительства РФ N 369 от дата утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно ч. 1 указанных Правил они устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее-сотрудники), а также в установленных Федеральным
законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее-
Закон) случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы).
В соответствии с ч. 3 Правил единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник предоставляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых являются сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 Правил).
В соответствии со
статьями 53,
54 ЖК РФ намеренное ухудшение жилищных условий, как и любое другое злоупотребление правом, порождает неблагоприятные последствия для лица, его совершившего. Виновные лица могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только через 5 лет со дня совершения неправомерных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (
пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ).
Согласно пункту 12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Подпункт "з" пункта 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, фио обратился с рапортом в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по адрес о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения дата. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 16 лет. Состав семьи 4 человека: истец; супруга истца фио (Г.) Е.И., дочь фио, сын фио
Согласно паспортным данным истец с дата зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес.
Решением Юсьвинского районного суда адрес от дата, территориальный пункт ФМС по адрес в адрес обязан снять истца с регистрационного учета по указанному адресу, фио признан утратившим право пользования жилым помещением, собственниками которого являются его родители. Судом установлены обстоятельства, свидетельствующие о добровольном выезде заявителя из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением. Данное решение суда истцом не обжаловалось, что истец подтвердил в судебном заседании.
Как пояснил в судебном заседании ответчик и не оспаривал истец, документы по данному адресу заявителем не представлены, как и документы, подтверждающие невозможность их предоставления. В связи с отсутствием документов установить площадь жилого помещения, количество зарегистрированных лиц не представилось возможным.
фио с дата по дата (временно), супруга истца с дата, дочь с дата сын с дата зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 53,8 кв. м, расположенном по адресу: адрес, принадлежащем на праве долевой собственности по 1/2 супруге заявителя и матери супруги заявителя. Свидетельство о регистрации права представлено. Всего зарегистрировано постоянно 4 человека (мать супруги, супруга и дети), временно 1 человек (заявитель). Представлена справка о совместном проживании заявителя с членами семьи по данному адресу с дата. По указанному адресу представлены справка о зарегистрированных лицах, справка об отсутствии домовой книги, выписка из лицевого счета с информацией о начислениях за коммунальные услуги.
Пунктами 10.1, 10.2 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от дата N 496, действовавшего на момент подачи фио заявления, предусмотрено, что территориальные подкомиссии осуществляют, в том числе, функции по принятию документов для получения единовременной выплаты; проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовке для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
При этом в целях выполнения возложенных на них функций территориальные подкомиссии наделены полномочиями по проведению проверки представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Согласно п. 11 приказа ФСИН России от дата N 496 комиссии территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России после проведенной проверки представленных документов на предмет соответствия требованиям пункта 5 Правил направляют документы в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет.
В целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты приказом ФСИН России от дата N 550 полномочия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС единовременной социальной выплаты делегированы комиссиям территориальных органов ФСИН России.
Однако пунктом 4 приказа ФСИН России от дата N 550 установлено, что заявления, поданные сотрудниками до дата, рассматриваются комиссией ФСИН России.
Согласно требованиям пункта 23 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Поэтому суд согласился с доводом ответчика о том, что Комиссия ФСИН России имела право рассмотреть представленные фио документы в порядке общей очередности, тем самым не нарушив процедуру рассмотрения документов, поданных другими сотрудниками УИС ранее истца.
Комиссией ФСИН России было принято решение об отказе фио в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 369, а также в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 369 в связи с ухудшением жилищных условий заявителем в дата.
Суд признал правомерным отказ ответчика в постановке истца и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку отсутствие вышеуказанных документов лишило комиссию ФСИН России возможности установить имело ли место ухудшение условий истцом и членами его семьи.
С доводами истца о том, что им были представлены все необходимые документы, суд верно не согласился, поскольку выписки из домовых книг, за последние пять лет до подачи заявления от истца и совместно проживающих с ним членов его семьи, так и не были предоставлены истцом, отсутствовали жилищные документы по адресу: адрес.
Ссылку истца на то, что у него никто не запрашивал данные документы, суд признал несостоятельной, поскольку обязанность предоставить полный комплект документов, исходя из смысла вышеуказанных норм закона, возлагается на сотрудника, подающего заявление о постановке на учет.
Исходя из установленных по делу и приведенных выше обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению в полном объеме, включая требование об обязанности поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку данное требование неразрывно связано с основным, в удовлетворении которого судом отказано, при этом суд также учел, что данный вопрос входит в компетенцию комиссии ФСИН России, суд не подменяет иные органы на которые законом возложены указанные функции.
Выводы решения сделаны на основании правильно и полно установленных юридически значимых обстоятельств по делу, при верном применении норм материального права, коллегия с ними согласна.
В поданной апелляционной жалобе истец оспаривает вывод о наличии у него обязанности по предоставлению документов с места своей регистрации, утверждая, что указанный адрес не является местом его жительства. Коллегия с этими доводами не согласна, полагая из юридически ошибочными. Регистрация истца в адрес произведена согласно материалам дела в дата. Учитывая, что действия граждан предполагаются разумными и добросовестными, факт регистрации истца и дальнейшего ее сохранения свидетельствует о том, что истец проживал и имел право на жилое помещение по данному адресу, заявления о регистрации по другому адресу как месту постоянному месту жительства истец в органы миграционного учета не подавал, то есть продолжал сам утверждать, что квартира в Екатеринбурге местом его жительства не является. С учетом действующих Правил оформления рапорта о предоставлении ЕСВ истец нес обязанность предоставить сведения о жилом помещении, в котором зарегистрирован. При этом на комиссию не возложено обязанности запрашивать указанные документы по своей инициативе.
Ссылки истца на то, что решением суда он признан утратившим право пользования квартирой в адрес, выводов решения не опровергают. Коллегия отмечает, что решение Юсьвинского районного суда адрес вынесено по иску родителей истца и на основании признания иска самим фио, при этом в дата решение суда было исполнено, в дата истец обращается с рапортом о постановке на учет для получения ЕСВ, утверждая, что не обеспечен жилым помещением, от права на которое отказался в суде. Поэтому действия истца правильно оценены как направленные на ухудшение жилищных условий. Кроме того, действия такого рода совершены в дата, рапорт подан истцом в дата, то есть менее, чем по прошествии 5 лет, что имело юридическое значение для оценки нуждаемости заявителя в получении ЕСВ.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, а также безусловно влекущих за собой отмену судебного акта, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь
ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.