Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда по делу N 33-23105/2020, 2-5031/2019
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Судом установлено, что заявитель обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере более 15 кв. м, в связи с чем отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты признан законным.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Московского городского суда по делу N 33-23105/2020, 2-5031/2019
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Судом установлено, что заявитель обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере более 15 кв. м, в связи с чем отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты признан законным.
Решение: Отказано.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-23105/20, 2-5031/19(суд1-йинст.)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего фио,
судей фио, фио,
при помощнике фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе истца фио
на решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата,
которым постановлено:
-в удовлетворении исковых требований фио к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии, обязать поставить на учет, - отказать,
установила:
фио обратился в суд с иском к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании ответчика поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, ссылаясь на то, что имея необходимую выслугу лет, он обратился с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Предоставленные документы рассмотрены на заседании комиссии ФСИН России, решением которой от дата года истцу отказано в постановке на учет со ссылкой на обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, а также со ссылкой на п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 369.
Истец фио, а также его представитель в порядке ст. 53 ГПК РФ фио в судебном заседании принимали участие по видеоконференцсвязи, организованной Правобережным районным судом адрес. В судебном заседании истец и его представитель просили удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности фио в судебном заседании иск не признал по доводам письменных возражений, в которых указано, что истец не предоставил требуемые документы, отсутствуют сведения о регистрации заявителя с дата по дата, комиссия сделала вывод об обеспеченности истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, поскольку истец является членом семьи собственника жилого помещения и это послужило основанием для отказа в постановке сотрудника на очередь (л.д. 71-75).
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит истец фио по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, утверждая, что судом нарушены нормы материального права, неправильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, настаивает на том, что все необходимые документы им были предоставлены, на сотрудника возложена обязанность предоставления документов на членов семьи, совместно с ним проживающих, собственником жилого помещения, где были зарегистрированы истец и члены его семьи в адрес, является брат супруги истца, который не относится к членам семьи истца.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика ФСИН России по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся участников процесса, и находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ, в том числе при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Закона).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от дата N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник предоставляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых являются сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 Правил).
В соответствии со статьями 53, 54 ЖК РФ намеренное ухудшение жилищных условий, как и любое другое злоупотребление правом, порождает неблагоприятные последствия для лица, его совершившего. Виновные лица могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только через 5 лет со дня совершения неправомерных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ).
Согласно пункту 12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Подпункт "з" пункта 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, фио- майор внутренней службы, заместитель начальника отдела охраны ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по адрес, дата обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет. Представлены документы на состав семьи из 3 человек, а именно: заявитель, супруга - фио, сын - фио паспортные данные
Как следует из предоставленных в материалы дела документов, заявитель постоянно с дата, супруга фио постоянно с дата, сын постоянно с дата по настоящее время зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 47,8 кв. м по адресу: адрес. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности фио, что подтверждается сведениями из ЕГРП.
По данному адресу на рассмотрение комиссии были представлены: выписка из лицевого счета N 78-2223 от дата, при этом выписка из домовой книги не представлена (представлена справка N 1769 от дата, согласно которой в данном жилом помещении постоянно зарегистрированы З человека). Справка об отсутствии домовой книги, либо документы подтверждающие невозможность получения отсутствуют. Также в учетном деле отсутствуют сведения о регистрации заявителя с дата по дата
Кроме того, судом установлено, что заявитель с дата по дата и супруга фио с дата по дата были зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 45 кв. м по адресу: адрес. Сняты с регистрационного учета по решению суда. Всего в жилом помещении по месту пребывания постоянно было зарегистрировано 5 человек. По данному адресу представлены: выписка из лицевого счета N 26305670 за период с дата по дата без даты, согласно которому в данном жилом помещении постоянно были зарегистрированы 5 человек, выписка из домовой книги не представлена. Справка об отсутствии домовой книги, либо документы подтверждающие невозможность получения отсутствуют. При этом, в учетом деле не имеется сведений о том, кто является собственником указанного помещения.
Сведения о регистрации супруги заявителя с дата по дата в учетном деле отсутствуют. Супруга заявителя фиоА была постоянно с дата по дата зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 31,7 кв. м по адресу: адрес. Всего в жилом помещении по месту пребывания постоянно было зарегистрировано 2 человека. Собственника данного жилого помещения установить не представляется возможным ввиду отсутствия документов. Копия свидетельства о государственной регистрации права не представлена. По данному адресу представлены: выписка из лицевого счета N 9012770 за период с дата по дата без даты, согласно которой в данном жилом помещении постоянно были зарегистрированы 2 человека, выписка из домовой книги не представлена. Справка об отсутствии домовой книги, либо документы, подтверждающие невозможность получения, отсутствуют.
В связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере более 15 кв. м а также с учетом отсутствия всех необходимых документов для проверки обеспеченности истца и членов его семьи жилой площадью, отказ ФСИН России в постановке фио на учет для получения единовременной социальной выплаты суд признал законным.
Доводы истца о незаконности вынесенного решения комиссии ФСИН России суд признал несостоятельными, поскольку в силу положений ч. 6 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила).
В силу пункта 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Из буквального толкования содержания положений пункта 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ во взаимосвязи с указанной нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях определения права на постановку на учет для предоставления единовременной социальный выплаты должна учитываться общая площадь жилых помещений, занимаемых сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности.
Как следует из материалов дела, истец был вселен в указанное помещение в качестве члена семьи собственника. Следовательно, обеспеченность истца и членов его семьи общей площадью жилых помещений превышает установленную законом учетную норму 15 кв. адрес изложенное, Комиссией ФСИН России было принято решение отказать фио в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, адресст. 31 адреса Российской Федерации).
То обстоятельство, что истец и члены его семьи проживают в жилом помещении принадлежащем брату жены истца, не опровергает вывода о том, что жилое помещение предоставлено истцу собственником для проживания как члену его семьи.
Таким образом, суд не усмотрел оснований для признания решения комиссии ФСИН России от дата, оформленного протоколом N 108, незаконным, в связи с чем отказал в удовлетворении данных требований.
Также не подлежали удовлетворению требования о признании права на получение единовременной социальной выплаты, об обязанности поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку данное требование неразрывно связано с основным, в удовлетворении которого судом было отказано, при этом суд указал, что данный вопрос входит в компетенцию комиссии ФСИН России, а суд не подменяет иные органы на которые законом возложены указанные функции.
Проверив дело с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия считает, что судом все юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства, являющихся основанием к отмене решения суда.
С позицией истца о том, что брат супруги истца не является членом его семьи, в связи с чем решение комиссии незаконно, отклоняются судебной коллегией. Жена истца является членом семьи фио, а собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением (ч. 1 ст. 30 ЖК РФ). К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).
Доводы апелляционной жалобы истца касаются обстоятельств, установленных судом первой инстанции, были предметом подробного изучения суда первой инстанции и направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.