Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 06.09.2018 по делу N 33-38784/2018
Требование: Об обязании выполнить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлено нарушение ответчиком законодательства о пожарной безопасности в помещениях, являющихся объектом с массовым пребыванием людей.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Московского городского суда от 06.09.2018 по делу N 33-38784/2018
Требование: Об обязании выполнить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлено нарушение ответчиком законодательства о пожарной безопасности в помещениях, являющихся объектом с массовым пребыванием людей.
Решение: Требование удовлетворено.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 сентября 2018 г. по делу N 33-38784/2018
Судья Лагунова О.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пашкевич А.М.
и судей Леоновой С.В., фио
при секретаре И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашкевич А.М.
гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ОАО "Шарикоподшипниковый завод "Децима" на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 28 марта 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Обязать ОАО "ШПЗ "Децима" в срок до 06.08.2018 года выполнить действия, по устранению выявленных нарушений по адресу: адрес, 2, а именно:
- обеспечить соответствие строительных конструкций строения N 1 требованиям, предъявляемым к строительным конструкциям зданий I, II степени огнестойкости;
- складскую часть строения N 1 разделить на пожарные отсеки максимальной площадью не более - 10400 кв. м противопожарными стенами 1-го типа (с соответствующим типом заполнения проемов);
- в складских помещениях устранить антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла;
- вставки в складских и производственных помещениях с размещенными административно-бытовыми помещениями отделить противопожарными перегородками 1-го типа с соответствующим типом заполнения проемов и обособленными эвакуационными выходами отвечающих требованиям (через обычные лестничные клетки 1-го типа);
- высотные стеллажи обеспечить горизонтальными экранами из материалов НГ с шагом по высоте не более 4 м (проходы в пределах стеллажей необходимо отделять от конструкций стеллажей противопожарными перегородками);
- на объекте с массовым пребыванием людей обеспечить наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также не проводится не реже 1 раза в полугодие практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте;
- определить категорию складских и производственных зданий (помещений) по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- в местах пересечения противопожарных стен 1-го типа и противопожарных преград каналами, шахтами и трубопроводами предусмотреть автоматические устройства (противопожарные клапаны), предотвращающие распространение продуктов горения по каналам, шахтам;
- в пределах одного пожарного отсека пределы огнестойкости транзитных воздуховодов и коллекторов на всем протяжении от места пересечения противопожарной преграды обслуживаемого помещения до помещения для вентиляционного оборудования выполнить в соответствии с таблицей 2, с пределом огнестойкости EI 30;
- в строении 1 по сигналам, формируемым автоматической пожарной сигнализацией, предусмотреть автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления;
- обеспечить орошение каждой точки всех помещений строения N 1 не менее, чем 4-мя струями воды с расходом 5 л/с каждая от внутренних пожарных кранов;
- обеспечить орошение каждой точки всех помещений строения N 2 не менее, чем 2-мя струями воды с расходом 5 л/с каждая от внутренних пожарных кранов;
- в помещениях складов ликвидировать установку аппаратов, предназначенных для отключения электроснабжения склада;
- пожарные краны в складской зоне строения N 1 разместить в шкафах;
- строение N 1 (складская зона) оборудовать автоматической установкой пожаротушения;
- привести в соответствие нормативное расстояние по путям эвакуации из помещений 2-го этажа стр. 1, расположенных между лестничными клетками;
- предусмотреть систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридоров длиной более 15 м без естественного освещения строения 1;
- предусмотреть систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из складских и производственных помещений, с постоянными рабочими местами;
- стеллажи высотой более 5,5 для хранения горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке оборудовать автоматической установкой пожаротушения.
Взыскать с ОАО "ШПЗ "Децима" в доход бюджета г. Москвы государственную пошлину в размере сумма,
установила:
Бабушкинский межрайонный прокурор г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "Шарикоподшипниковый завод "Децима" об обязании выполнить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности, указывая, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в помещениях ОАО "ШПЗ "Децима" установлено нарушение Правил пожарной безопасности. Учитывая, что помещения ОАО "ШПЗ "Децима" являются объектом с массовым пребыванием людей, нарушения законодательства о пожарной безопасности, допущенные ответчиком, нарушают условия их безопасного пребывания и эвакуации при пожаре и создают угрозу жизни, здоровью людей, истец просит суд обязать ответчика выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности в срок до 06 августа 2018 года по адресу: адрес.
Представитель истца фио в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить, обязав ответчика выполнить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание явился, иск не признал.
Представитель третьего лица - РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме. При этом указал, что в ходе проверки действительно установлено, что в ОАО "ШПЗ "Децима" большая часть помещений пустуют, нарушения ППБ не устранены, о чем представлены результаты проверки.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика ОАО "ШПЗ "Децима".
Представитель ответчика ОАО "ШПЗ "Децима" и представитель третьего лица РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве в заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
В заседание судебной коллегии представитель Бабушкинского межрайонного прокурора г. Москвы Вдовичев Ю.В. явился, с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал возражения на апелляционную жалобу представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Бабушкинского межрайонного прокурора г. Москвы Вдовичева Ю.В., обсудив доводы апелляционной жалобы представителя ответчика, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно руководствовался
ст. ст. 6,
37 ФЗ N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. "О пожарной безопасности",
ст. ст. 45,
56,
67,
94,
103 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со
ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
В качестве способа защиты гражданского права
ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно
ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Действующим законодательством должностным лицам Государственного пожарного надзора предоставлены полномочия по осуществлению надзорной деятельности за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами. Должностные лица Государственного пожарного надзора выдают руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в письменной форме с указанием сроков предоставления информации о принимаемых мерах по устранению выявленных нарушений.
В соответствии со
ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности" (ред. от 29.07.2017 года) ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно требованиям
ст. 37 вышеуказанного Закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных
статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 1 РОНПР Управления по СВАО наименование организации по адресу: адрес, 2, 3 выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности, в частности
Правил противопожарного режима Российской Федерации (ППР), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме".
В связи с выявленными нарушениями ОАО "ШПЗ "Децима" вручено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения 06 ноября 2017 года.
По результатам внеплановой проверки ОАО "ШПЗ "Децима", проведенной 04 декабря 2017 года 1 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве по вышеуказанному адресу, установлено, что выявленные в ходе предыдущей проверки нарушения не устранены в полном объеме, а именно:
- часть строительных конструкций строения N 1 не отвечают требованиям, предъявляемым к строительным конструкциям зданий I, II степени огнестойкости;
- складская часть строения N 1 не разделена на пожарные отсеки максимальной площадью не более - 10400 кв. м противопожарными стенами 1-го типа (с соответствующим типом заполнения проемов);
- в складских помещениях допущено устройство антресолей, конторок и других встроенных помещений из горючих материалов и листового металла;
- вставки в складских и производственных помещениях с размещенными административно-бытовыми помещениями не отделены противопожарными перегородками 1-го типа с соответствующим типом заполнения проемов и обособленными эвакуационными выходами отвечающих требованиям (через обычные лестничные клетки 1-го типа);
- высотные стеллажи не имеют горизонтальные экраны из материалов НГ с шагом по высоте не более 4 м (Проходы в пределах стеллажей необходимо отделять от конструкций стеллажей противопожарными перегородками);
- на объекте с массовым пребыванием людей отсутствуют инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также не проводятся не реже 1 раза в полугодие практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте;
- не определена категория складских и производственных зданий (помещений) по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- в местах пересечения противопожарных стен 1-го типа и противопожарных преград каналами, шахтами и трубопроводами не предусмотрены автоматические устройства (противопожарные клапаны), предотвращающие распространение продуктов горения по каналам, шахтам;
- в пределах одного пожарного отсека пределы огнестойкости транзитных воздуховодов и коллекторов на всем протяжении от места пересечения противопожарной преграды обслуживаемого помещения до помещения для вентиляционного оборудования не выполнены в соответствии с таблицей 2, с пределом огнестойкости EI 30;
- в строении 1 по сигналам, формируемым автоматической пожарной сигнализацией, не предусмотрено автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления;
- не обеспечено орошение каждой точки всех помещений строения N 1 не менее, чем 4-мя струями воды с расходом 5 л/с каждая от внутренних пожарных кранов;
- не обеспечено орошение каждой точки всех помещений строения N 2 не менее, чем 2-мя струями воды с расходом 5 л/с каждая от внутренних пожарных кранов;
- в помещениях складов допущена установка аппаратов, предназначенных для отключения электроснабжения склада;
- часть пожарных кранов в складской зоне строения N 1 не размещена в шкафах;
- строение N 1 (складская зона) не оборудовано автоматической установкой пожаротушения;
- превышено нормативное расстояние по путям эвакуации из помещений 2-го этажа стр. 1, расположенных между лестничными клетками, и составляет более 60 метров;
- не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридоров длиной более 15 м без естественного освещения строения 1;
- лестничные клетки в строении N 1, ведущие со второго этажа административной части здания, не имеют выхода наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями;
- не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из складских и производственных помещений, с постоянными рабочими местами;
- стеллажи высотой более 5.5 для хранения горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке не оборудованы автоматической установкой пожаротушения.
По выявленным нарушениям ОАО "ШПЗ "Децима" вручено предписание, административный материал по
ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица ОАО "ШПЗ "Децима" передан в судебный участок района Южное Медведково г. Москвы.
В связи с тем, что нарушения требований пожарной безопасности не устраняются ОАО "ШПЗ "Децима" в течение длительного времени, 1 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве обратился в Бабушкинскую межрайонную прокуратуру с указанной информацией для принятия мер прокурорского реагирования.
Разрешая спор по существу, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи применительно к вышеприведенным положениям
ФЗ "О пожарной безопасности", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком в помещениях по адресам: адрес, 2, 3 были допущены грубые нарушения требований пожарной безопасности, и доказательств устранения данных нарушений согласно положениям
ст. 56 ГПК РФ, ответчиком суду представлено не было. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что со стороны ответчика имело место уклонение от устранения допущенных нарушений, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем суд правомерно удовлетворил заявленные Бабушкинским межрайонным прокурором г. Москвы, действующим в интересах неопределенного круга лиц, требования к ОАО "ШПЗ "Децима" об обязании выполнить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, и полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Проверив дело с учетом требований
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия считает, что судом все юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает свое несогласие с решением и указывает на то, что 31 октября 2017 года между ОАО "ШПЗ "Децима" и ООО "Гиперглобус" был заключен договор купли-продажи всего недвижимого имущества, а 17 апреля 2018 года были сданы документы на государственную регистрацию на спорные объекты, право собственности будет зарегистрировано за ООО "Гиперглобус".
Указанный довод жалобы является несостоятельным и не влечет отмену решения суда, поскольку не освобождает ответчика от выполнения требований правил пожарной безопасности. Более того, на момент рассмотрения дела по существу договор купли-продажи в установленном законом порядке не зарегистрирован, помещения в собственность ООО "Гиперглобус" переданы не были, собственником спорных помещений на дату рассмотрения дела по существу являлся ответчик ОАО "ШПЗ "Децима". Кроме того, в нарушение
ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено никаких доказательств в опровержение доводов истца, а судом таковых не добыто.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, представленных сторонами, повторяют доводы ответчика в обоснование заявленных возражений, что было предметом исследования в суде первой инстанции, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 28 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ОАО "Шарикоподшипниковый завод "Децима" - без удовлетворения.