Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 10.01.2020 по делу N 33-759/2020
Требование: О взыскании задолженности по выплате ежемесячного социального пособия, взыскании премий, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что проходил федеральную противопожарную службу, после увольнения ответчиком изданы приказы о поощрении сотрудников, в связи с чем истец имеет право на меры поощрения пропорционально отработанному времени, непредоставление которых полагает незаконным, нарушающим его права и причиняющим моральный вред.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Московского городского суда от 10.01.2020 по делу N 33-759/2020
Требование: О взыскании задолженности по выплате ежемесячного социального пособия, взыскании премий, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что проходил федеральную противопожарную службу, после увольнения ответчиком изданы приказы о поощрении сотрудников, в связи с чем истец имеет право на меры поощрения пропорционально отработанному времени, непредоставление которых полагает незаконным, нарушающим его права и причиняющим моральный вред.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 января 2020 г. по делу N 33-759
Судья 1 инстанции: Белянкова Е.А.
Номер дела в суде 1 инстанции: 2-3607/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Климовой С.В., Жолудовой Т.В.,
при помощнике судьи Ильиной Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Б.Д.П. на решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 21 августа 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Б.Д.П. к ГУ МЧС России по г. Москве о взыскании задолженности по выплате ежемесячного социального пособия, взыскании премий, компенсации морального вреда - отказать,
установила:
Б.Д.П. 23.05.2019 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (далее - ГУ МЧС России по г. Москве, третье лицо - ФГКУ "22 пожарно-спасательный отряд (ПСО) ФПС по г. Москве"), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 77 - 79) просил о взыскании причитающихся выплат в виде дополнительных премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей 1 и 2 кварталы 2018 года в размере 1 должностного оклада, составляющего 16 120 руб., на основании приказов от 03.12.2018 N 720, 721, а также ежемесячного пособия в виде дополнительных мер социальной поддержки на основании приказа от 20.09.2018 N 546/27-10-637/8 в сумме 77 245 руб., компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., мотивируя обращение тем, что с 17.11.2003 по 09.07.2018 проходил федеральную противопожарную службу в ФГКУ "22 ПСО ФПС по г. Москве", после увольнения ответчиком изданы приказы о поощрении сотрудников за период службы в 2018 году, в связи с чем истец, проходивший службу в течение первого полугодия имеет право на меры поощрения пропорционально отработанному времени, непредоставление которых истец полагает незаконным, нарушающим его права и причиняющим моральный вред.
В судебном заседании истец требования поддержал; представитель ответчика иск не признала, представив отзыв на него, а также заявила о пропуске истцом срока обращения в суд, установленного ст. 73 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (л.д. 35 - 38, 161 - 164).
21.08.2019 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Б.Д.П. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Б.Д.П. доводы апелляционной жалобы поддержал, ответчик ГУ МЧС России по г. Москве и третье лицо ФГКУ "22 пожарно-спасательный отряд ФПС по г. Москве" в судебное заседание не явились, извещены (л.д. 180 - 184).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам поданной апелляционной жалобы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Б.Д.Н., **** года рождения, с 17.11.2003 проходил службу в федеральной противопожарной службе ГПС ГУ МЧС России по г. Москве, с 01.04.2016 - в ФГКУ "22 ПСО ФПС по г. Москве" на основании контракта от 01.12.2017 в должности старшего инженера отделения обслуживания в звании майора внутренней службы и 09.07.2018 приказом ГУ МЧС России по г. Москве от 06.07.2018 N 183-лс уволен со службы по п. 6 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины), о чем в трудовую книжку истца внесены соответствующие записи (л.д. 4 - 6, 24 - 27, 85).
03.12.2018 ГУ МЧС России по г. Москве изданы приказы N 720, 721 "О поощрении", в соответствии с которыми за своевременность, сложность и качество выполненных заданий и добросовестное выполнение служебных обязанностей в 1 и 2 квартале 2018 года приказано выплатить дополнительную премию в размере одного должностного оклада военнослужащим и сотрудникам федеральной противопожарной службы, которая производится до 15.12.2018 в пределах лимитов бюджетных обязательств и субсидий, выделенных на выплату денежного довольствия в 2018 году, и не выплачивать ее сотрудникам, находящимся в отпусках по беременности и родам, в отпусках по уходу за детьми, имеющим неснятые дисциплинарные взыскания на последний день квартала, а также в отношении которых возбуждено уголовное дело (л.д. 21, 22).
В приказах ФГКУ "22 ПСО ФПС по г. Москве" от 07.12.2019 N 354, 355 о поощрении сотрудников учреждения, изданных на основании приказов ГУ МЧС России по г. Москве от 03.12.2018 N 720, 721, Б.Д.П. в качестве премируемого не поименован (л.д. 86 - 160).
Разрешая требования Б.Д.П. о взыскании премии за 1 и 2 квартал 2018 года с учетом установленных по делу обстоятельств на основании представленных сторонами доказательств, руководствуясь положениями Федеральных законов от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195, а также ст. 56 ГПК РФ об обязанности каждой стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку условий для премирования истца дополнительной премией за добросовестное выполнение служебных обязанностей в 1 и 2 квартале 2018 года не установлено, в том числе учитывая его увольнение 09.07.2018 по п. 6 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины).
Так, положения ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливают, что денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат (п. 3), при этом сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: 1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; 6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе; 7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; 8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 6).
Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, который разработан в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и определяет правила обеспечения денежным довольствием лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при поступлении на службу, в период ее прохождения и при увольнении со службы.
Указанным Порядком (п. п. 39 - 42) предусмотрено, что премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей выплачивается из расчета трех окладов денежного содержания в год, при этом ее конкретный размер зависит от качества и эффективности исполнения сотрудниками должностных обязанностей и результатов профессионально-должностной и физической подготовки в месяце, за который производится выплата премии, основанием для определения конкретного размера премии является мотивированный рапорт непосредственного руководителя (начальника) сотрудника, премия исчисляется пропорционально времени выполнения сотрудником служебных обязанностей в соответствующем календарном месяце и в расчетный период для выплаты премии включается время нахождения в отпуске с сохранением денежного довольствия, в служебной командировке, на обучении, освобождения сотрудника от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, а сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание, премия не выплачивается в течение одного месяца со дня их привлечения к дисциплинарной ответственности, кроме того, она не выплачивается сотрудникам: а) находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, б) увольняемым со службы в ФПС ГПС при прекращении контракта по основаниям, предусмотренным п. п. 5, 6, 7, 10, 14, 15, 20 ч. 2, п. 5, 7, 9, 10, 13 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ.
Кроме того, согласно п. 43 указанного Порядка за счет экономии денежных средств, выделенных из федерального бюджета на выплату денежного довольствия сотрудников, выплачиваются дополнительные премии в размере до одного оклада на основании приказа руководителя (начальника) территориального органа или учреждения МЧС России (в территориальных органах и учреждениях МЧС России) при представлении мотивированного рапорта руководителя структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник; решение о выплате дополнительных премий оформляется приказом и при принятии решения о выплате дополнительной премии учитываются следующие показатели службы сотрудников: степень важности и сложности выполненных заданий; эффективность достигнутых результатов по итогам работы за месяц, квартал или иной период, который устанавливается по решению руководителя (начальника) территориального органа МЧС России, учреждения МЧС России. Показатели оценки эффективности достигнутых результатов сотрудника устанавливаются приказом территориального органа, учреждения МЧС России и должны отражать количественную и качественную оценку его служебной деятельности; соблюдение установленных сроков и качество исполнения приказов, указаний, распоряжений, поручений вышестоящих должностных лиц; оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию конкретного сотрудника.
Таким образом, основания и порядок премирования сотрудников в соответствии с положениями приведенных нормативных актов являются компетенцией работодателя (нанимателя) при его оценке служебной деятельности сотрудника и соблюдении им служебной дисциплины на момент принятия решения о премировании.
Учитывая, что на момент принятия в декабре 2018 года ответчиком решения о дополнительном премировании сотрудников ГУ МЧС России по г. Москве за работу в 1 и 2 квартале Б.Д.П. был уволен со службы по основаниям, указанным в пп. "б" п. 42 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195, и не включен в приказы о поощрении, суд первой инстанции правомерно не установил законных оснований для взыскания с ответчика в пользу истца указанных выплат.
При рассмотрении требований Б.Д.П. о взыскании ежемесячного пособия судом первой инстанции установлено, что совместным приказом ГУ МЧС России по г. Москве и Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности г. Москвы (далее - Департамент ГОЧСиПБ) от 20.09.2018 N 546/27-10-637/8, изданным на основании распоряжения Правительства Москвы от 03.04.2018 N 176-РП "О мерах по оказанию в 2018 году социальной поддержки сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам территориальных органов по городу Москве некоторых федеральных органов исполнительной власти и отдельных федеральных государственных учреждений" утвержден Регламент взаимодействия ГУ МЧС России по г. Москве и Департамента ГОЧСиПБ при оказании дополнительных мер социальной поддержки (п. 1), установлено выплачивать с 01.01.2018 единовременное пособие в размерах, установленных Соглашением между Правительством Москвы и МЧС России об оказании дополнительных мер социальной поддержки сотрудниками и работникам отдельных подразделений, подчиненных ГУ МЧС России по г. Москве, в 2018 году от 29.05.2018 N 77-1042 (п. 2), выплата которого за период с 01.01.2018 по 31.07.2018 производится по должности, замещаемой на дату подписания Дополнительного соглашения к Соглашению от 20.09.2018 N 77-1042-1 и по последнему месту прохождения службы или работы (п. 3) пропорционально отработанным дням (п. 4) и не выплачивается сотрудникам и работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы, по беременности и родам, по уходу за ребенком, обвиняемым (подозреваемым) в совершении преступления, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также прикомандированным к органам государственной власти и иным государственным органам (п. 5).
Утвержденным 20.09.2018 Регламентом взаимодействия ГУ МЧС России по г. Москве и Департамента ГОЧСиПБ при оказании дополнительных мер социальной поддержки, предусмотрено, что меры поддержки оказываются сотрудникам ГУ МЧС России и учреждений, подчиненных ему, путем перечисления ежемесячного пособия на лицевые счета сотрудников, открытые ими в кредитных организациях, в соответствии с представленными ГУ МЧС России по г. Москве документами и на основании представленной информации о сотрудниках.
Так, распоряжением Правительства Москвы от 03.04.2018 N 176-РП "О мерах по оказанию в 2018 году социальной поддержки сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам территориальных органов по городу Москве некоторых федеральных органов исполнительной власти и отдельных федеральных государственных учреждений" за счет бюджета города Москвы в 2018 году, в том числе сотрудникам ФПС ГПС, предусмотрено оказание дополнительных мер социальной поддержки в целях реализации мероприятий по участию города Москвы в охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предусмотренных Государственной программой города Москвы "Безопасный город", реализация которого осуществляется через Соглашение между Правительством Москвы и МЧС России "Об оказании дополнительных мер социальной поддержки сотрудникам и работникам отдельных подразделений, подчиненных ГУ МЧС России по г. Москве в 2018 году" от 28.05.2018 N 77-1042 с учетом изменений, внесенных Дополнительным соглашением от 20.09.2018 N 77-1042/1.
Таким образом, указанными актами предусмотрено, что дополнительные меры социальной поддержки предусмотрены сотрудникам ГУ МЧС России и учреждений, подчиненных ему, поименованных в Соглашении, с учетом его изменения на 20.09.2018, в то время как истец сотрудником ГУ МЧС России по г. Москве на указанную дату не являлся.
Кроме того, оспариваемая мера социальной поддержки не входит в структуру денежного довольствия сотрудника федеральной противопожарной службы, которое в соответствии со ст. 2 Федерального закона 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
В апелляционной жалобе истец ссылается на те же доводы о наличии оснований для выплаты ему дополнительной премии и ежемесячного пособия как меры социальной поддержки, указывая, что в период с 01.01.2018 по 09.07.2018 являлся сотрудником федеральной противопожарной службы и проходил ее в ФГКУ "22 ПСО ФПС по г. Москве", подчиненного ГУ МЧС России по г. Москве, не поименован в перечне лиц, которым оспариваемая премия и ежемесячное пособие не выплачивается, в связи с чем имеет право на их получение пропорционально отработанному времени; указанные доводы были предметом исследования суда первой инстанции, в ходе которого получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку собранных по делу доказательств или основаны на неверном толковании подлежащего применению действующего законодательства, в связи с чем не влекут отмену постановленного судом решения, поскольку не опровергают выводы суда об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца спорных премий и ежемесячного пособия с учетом нормативных актов, предусматривающих их выплату.
Учитывая, что нарушений трудовых прав истца по заявленным в иске основаниям судом не установлено, то требования Б.Д.П. о взыскании денежной компенсации по ст. 237 Трудового кодекса РФ обоснованно отклонены судом.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права при разрешении данного спора судом применены верно, нарушений процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, судом не допущено, а правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе истца не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 21 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.Д.П. - без удовлетворения.