Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 12.11.2019 N 2-0462/2019, 33-45989/2019
Требование: О признании незаконным решения органа исполнительной власти субъекта РФ, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с рапортом о постановке на учет на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к нему все необходимые документы. Ему было отказано в связи с обеспеченностью более пятнадцати квадратных метров жилого помещения. Истец полагает данный отказ незаконным и нарушающим его право на жилище.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Московского городского суда от 12.11.2019 N 2-0462/2019, 33-45989/2019
Требование: О признании незаконным решения органа исполнительной власти субъекта РФ, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с рапортом о постановке на учет на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к нему все необходимые документы. Ему было отказано в связи с обеспеченностью более пятнадцати квадратных метров жилого помещения. Истец полагает данный отказ незаконным и нарушающим его право на жилище.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 ноября 2019 г. N 33-45989/2019
Судья: Максимовских Н.Ю. | N 2-0462/2019 |
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Мищенко О.А.,
судей Морозовой Д.Х., Мареевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Морозовой Д.Х. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Б.Д. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Б.Д. к УФСИН по Московской области об оспаривании решения, постановке на учет - отказать,
установила:
Б.Д. обратился в суд с названным иском, мотивировав свои требования тем, что 04.07.2017 года обратился в УФСИН России по Московской области с рапортом о постановке на учет на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к нему все необходимые документы. Согласно выписке из протокола заседания УФСИН России N 08 от 14.11.2017 года, в постановке на учет для получения социальной выплаты истцу было отказано в соответствии со
ст. 31 ЖК РФ,
пп. 2 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с обеспеченностью более 15 кв. м жилого помещения. Полагая данный отказ незаконным и нарушающим право на жилище, Б.Д. просил суд признать незаконным решение комиссии; возложить обязанность принять решение о его постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, указав, что зарегистрирован в частном жилом доме по адресу: ***, однако его собственником не является. Дом приобретен семьей сестры с использованием средств материнского капитала, членом ее семьи не является. Фактически проживает в арендуемом жилом помещении по адресу: ***.
Представитель ответчика по доверенности Б.А. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам представленных возражений на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истце Б.Д., ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
В заседании судебной коллегии истец Б.Д. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика УФСИН по Московской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
п. 1 ч. 3 ст. 4 названного Федерального закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров
(п. 2 ч. 3 ст. 4); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения
(п. 3 ч. 3 ст. 4); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
(п. 4 ч. 3 ст. 4); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения
(п. 5 ч. 3 ст. 4); проживает в общежитии
(п. 6 ч. 3 ст. 4); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона).
Согласно
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Перечень документов, предоставляемых к заявлению, указан в пункте 5 Правил. Документы должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Судом первой инстанции установлено, что Б.Д. проходит службу в уголовно-исполнительной системе. 04.07.2017 года он обратился в комиссию УФСИН России по Московской области по рассмотрению вопросов предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с рапортом о постановке на учет для получения социальной выплаты.
Согласно выписке из протокола N 08 заседания Комиссии УФСИН России по Московской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 14.11.2017 года, в постановке на учет для получения единовременной выплаты Б.Д. отказано по основаниям
ст. 31 ЖК РФ,
пп. 2 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, в связи с обеспеченностью более 15 кв. м жилого помещения.
Комиссией было установлено, что с 15.03.2017 года Б.Д. постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 81 кв. м по адресу: ***.
Собственниками жилого помещения являются Е.Е., Е.Ю., Е.М., Е.Я. (доля в праве - по 1/4). Всего в жилом помещении зарегистрировано 5 человек, на каждого проживающего приходится по 16,2 кв. м площади. Основания для вселения в указанное жилое помещение Б.Д. не представлены, тогда как из материалов личного дела усматривается, что Е. (Б.) является его сестрой.
Согласно
п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из правового анализа вышеприведенных норм в их взаимосвязи, а также с учетом установленных обстоятельств дела, суд пришел к выводу о том, что Комиссия УФСИН России по Московской области пришла к правильным выводам об отказе Б.Д. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, учтя при этом, что дополнительных доказательств, а также доказательств, опровергающих выводы Комиссии, истцом в ходе судебного разбирательства не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их обоснованными, поскольку при рассмотрении данного дела судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, применен закон, подлежащий применению, определены и установлены юридически значимые обстоятельства, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы истца о необоснованности суждения суда первой инстанции, коллегия отклоняет
В соответствии с
п. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу
ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим
Кодексом.
Согласно
ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
часть 2 ст. 31 ЖК РФ).
В
пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Материалами дела установлено, что с 15.03.2017 года Б.Д. постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 81 кв. м по адресу: ***, собственниками которого являются Е.Е., Е.Ю., Е.М., Е.Я. (доля в праве - по 1/4), всего в жилом помещении зарегистрировано 5 человек, на каждого проживающего приходится по 16,2 кв. м площади.
Исходя из факта регистрации истца в указанном жилом помещении следует, что он был вселен в квартиру с согласия собственников помещения и как член семьи сестры, поскольку не опровергнуто, что истец пользуется жилым помещением на основании заключения какого-либо соглашения с собственниками, определившими его права иначе, чем это предусмотрено Жилищным
кодексом РФ.
Ссылки истца на то, что он лишь зарегистрирован в указанном жилом помещении, тогда как постоянно проживает в г. Москве, отклоняются судебной коллегией как не имеющие правового значения и основанные на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что указанная выше жилая площадь обоснованно учтена Комиссией при решении вопроса о постановке истца на учет для получения единовременной выплаты, а, как следствие, обоснованно отказано в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, судом первой инстанции все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона, оснований к отмене решения в соответствии со
ст. 330 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 327 -
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Люблинского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.Д. - без удовлетворения.