Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 24.09.2018 по делу N 33-42369/2018
Требование: Об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности в лесах охранной зоны.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик является собственником линии электропередачи, расположенной на лесном участке, в результате проведения внеплановой выездной проверки выявлено, что ответчиком было допущено нарушение правил пожарной безопасности в лесах, по результатам проверки был составлен акт проверки, на основании которого ответчику было выдано предписание об устранении нарушений требований лесного законодательства, однако данное предписание ответчиком не было исполнено.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Московского городского суда от 24.09.2018 по делу N 33-42369/2018
Требование: Об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности в лесах охранной зоны.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик является собственником линии электропередачи, расположенной на лесном участке, в результате проведения внеплановой выездной проверки выявлено, что ответчиком было допущено нарушение правил пожарной безопасности в лесах, по результатам проверки был составлен акт проверки, на основании которого ответчику было выдано предписание об устранении нарушений требований лесного законодательства, однако данное предписание ответчиком не было исполнено.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2018 г. по делу N 33-42369\2018
Судья Колесниченко О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
Председательствующего Мищенко О.А.
судей Мареевой Е.Ю., Куприенко С.Г.
при секретаре А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мареевой Е.Ю.,
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ПАО "ФСК ЕЭС") Б. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 14 марта 2018 года, которым постановлено:
"Обязать Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ПАО "ФСК ЕЭС") устранить нарушения правил пожарной безопасности в лесах в охранной зоне ЛЭП в квартале 16 части выделов 23, 25, квартале 17 части выделов 13, 14, 15, 16, 19, квартале 18 части выделов 4, 7, 8, 9, 15, квартале 19 части выделов 2, 7, 8, квартале 12 части выделов 32, 38, квартале 13 части выделов 14, 15, 17, 18, 20, 21, 23, квартале 14 части выделов 8, 10 Сереговского участкового лесничества, квартале 179 (12а) части выделов 26, 31, квартале 136 части выделов 66, 67, 74, 57, 68 Княжпогостского участкового лесничества ГУ "Железнодорожное лесничество", а именно:
- очистить древесину от сучьев, обеспечить плотное прилегание складированной заготовленной древесины к земле, отделить места складирования древесины противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;
- освободить охранную зону линейного объекта ВЛ 220 кВ N 204 Синдор - Микунь от горючих материалов: порубочных остатков (верхушечные части деревьев, обрубленные ветви, остатки древесно-кустарниковой растительности)",
установила:
Истец - Минпром Республики Коми обратился в суд с иском к ответчику ПАО "ФСК ЕЭС" и просил обязать ответчика устранить нарушения правил пожарной безопасности в лесах в охранной зоне ЛЭП в квартале 16 части выделов 23, 25, квартале 17 части выделов 13, 14, 15, 16, 19, квартале 18 части выделов 4, 7, 8, 9, 15, квартале 19 части выделов 2, 7, 8, квартале 12 части выделов 32,38, квартале 13 части выделов 14, 15, 17, 18, 20, 21, 23, квартале 14 части выделов 8, 10 Сереговского участкового лесничества, квартале 179 (12а) части выделов 26, 31 квартале 136 части выделов 66, 67, 74, 57, 68 Княжпогостского участкового лесничества ГУ "Железнодорожное лесничество".
Представители истца, ответчика в судебное заседание не явились. Стороны о дате, месте и времени судебного заседания извещались судом, об уважительных причинах неявки представителей суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не поступало, ответчиком возражения по существу заявленных требований не представлены.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель ответчика.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов является видом использования лесов.
В силу положений статей 9, 21, 45 Лесного кодекса Российской Федерации юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены данные линейные объекты, предоставляются на правах постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды лесных участков, а также на праве безвозмездного срочного пользования. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Согласно ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия.
Из содержания ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223, в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условии для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах (пункт 23).
Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Также в разделе III Правил пожарной безопасности в лесах установлены требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений.
В силу п. 16 данных Правил, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрены требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, в соответствии с которыми просеки, на которых находятся линии электропередачи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Кроме того, пункт 23 "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 160 от 24 февраля 2009 г., обязывает сетевые организации обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Лица, виновные в нарушении требований Правил пожарной безопасности в лесах несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил пожарной безопасности в лесах).
В соответствии с Положением о Министерстве промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 28.12.2016 N 615, Минпром Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере (области) нефтяной, газовой, горнорудной, угольной, легкой промышленности, лесопромышленного комплекса, машиностроения, промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, транспорта, энергетики, инвестиционной и инновационной деятельности, государственно-частного партнерства на территории Республики Коми, по привлечению инвестиций, по сопровождению реализации инвестиционных проектов на территории Республики Коми, реализации проектов создания инвестиционной, производственной и инновационной инфраструктуры, изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр, водных объектов и ресурсов, объектов животного мира и среды их обитания, лесных отношений на территории Республики Коми, по предоставлению государственных услуг в пределах компетенции Министерства, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Коми, на осуществление на территории Республики Коми регионального государственного экологического надзора, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, координирующим в этих сферах (областях) деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Судом первой инстанции установлено, что для обеспечения деятельности ПАО "ФСК ЕЭС", согласно свидетельству о государственной регистрации права ****** от 23.12.2008, на праве собственности принадлежит линия электропередач ВЛ-220 кВ N 204, назначение: нежилое, производственное (промышленное), электроэнергетики, протяженность 109,8 км, инв. N 40, адрес: ******, кадастровый (условный) номер: *****.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) N **** от 07.02.2009 г. и кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N ****** от 22.07.2004 г., высоковольтная линия ВЛ 220 кВ N 204 ПС "Микунь" - ПС "Синдор" - в границах участка: почтовый адрес ориентира: ******, кадастровый номер ***** площадью 32 800,0 кв. м относится к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного значения для размещения и обслуживания опор высоковольтной линии ВЛ 220 кВ, фактическое использование - под опорами ВЛ 220 кВ N 204 ПС "Микунь" - ПС "Синдор".
В рамках проводимой внеплановой проверки ПАО "ФСК ЕЭС" по соблюдению требований лесного законодательства в местах использования лесов для эксплуатации в охранной зоне линейного объекта: высоковольтная линия электропередач ВЛ 220 N 204 Синдор - Микунь были проверены по факту участки лесного фонда, расположенные в квартале 16 части выделов 23, 25, квартале 17 части выделов 13, 14, 15, 16, 19, квартале 18 части выделов 4, 7, 8, 9, 15, квартале 19 части выделов 2, 7, 8, квартале 12 части выделов 32,38, квартале 13 части выделов 14, 15, 17, 18, 20, 21, 23, квартале 14 части выделов 8, 10 Сереговского участкового лесничества, квартале 179 (12а) части выделов 26, 31 квартале 136 части выделов 66, 67, 74, 57, 68 Княжпогостского участкового лесничества ГУ "Железнодорожное лесничество" на площади 60,45 га, относящиеся к охранной зоне указанной высоковольтной линии электропередач и расположенные по обе стороны от нее.
В результате проведения внеплановой выездной проверки выявлено, что ПАО "ФСК ЕЭС" допущено нарушение пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в оставлении горючих материалов (порубочных остатков) в охранной зоне линейного объекта в период пожароопасного сезона в условиях особого противопожарного режима; пункта 19 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в том, что оставленная древесина на местах рубок на период пожароопасного сезона не очищена от сучьев, плотно не уложена на землю, не отделена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра в условиях особого противопожарного режима.
По результатам составлен акт проверки N 02/2016 от 15.07.2016 г., на основании которого ПАО "ФСК ЕЭС" выдано предписание N 02/2016в/1 от 15.07.2016 г. об устранении нарушений требований лесного законодательства, а именно: в срок до 30.05.2017 г. очистить древесину от сучьев, обеспечить плотное прилегание складированной заготовленной древесины к земле, отделить места складирования древесины противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра; освободить охранную зону линейного объекта ВЛ 220 кВ N 204 Синдор - Микунь от горючих материалов: порубочных остатков (верхушечные части деревьев, обрубленные ветви, остатки древесно-кустарниковой растительности).
На основании распоряжения Государственного учреждения Республики Коми "Железнодорожное лесничество" N 01/2017в от 16.05.2017 была проведена выездная проверка на предмет выполнения ПАО "ФСК ЕЭС" выданного предписания N 02/2016в/1 от 15.07.2016 г., в результате которой установлено, что требования об устранении в охранной зоне ЛЭП нарушений правил пожарной безопасности в лесах ПАО "ФСК ЕЭС" не исполнено. Претензионное письмо Минпром Республики Коми от N 1/772 от 03.07.2017 г. об устранении нарушений также оставлено ПАО "ФСК ЕЭС" без внимания.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчик, являясь собственником линии электропередачи, расположенной на лесном участке, обязан осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства и, следовательно, несет ответственность в случае нарушения данных требований. Материалами дела подтверждается, что со стороны ПАО "ФСК ЕЭС" имеется нарушение правил пожарной безопасности в лесах в охранной зоне ЛЭП, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем, суд удовлетворил требования Минпрома Республики Коми.
Доводы жалобы ответчика, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, что существуют административные процедуры; представленные доказательства стороны истца не подтверждают, что нарушения допущены ответчиком, несостоятельны и повторяют доводы возражений ответчика. Никаких новых доказательств, подтверждающих, что ответчик должным образом исполнил требования действующего лесного законодательства, не представлено. Фактически доводы жалобы выражают несогласие ответчика с выводами суда, связаны с переоценкой собранных по делу доказательств, при этом в силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы жалобы, что суд не разрешил ходатайства, заявленные при рассмотрении дела, а именно: не направил дело по подсудности по месту нахождения филиала ответчика, не провел судебное заседание в режиме видеоконференц-связи, не могут быть приняты во внимание. Ходатайство от ответчика о замене истца, в порядке ст. 44 ГПК РФ, о направлении дела по подсудности в Сыктывкарский городской суд Республики Коми, о проведении судебного заседания в режиме видеоконференц-связи действительно поступило, однако, согласно отметкам экспедиции Нагатинского районного суда г. Москвы поступило оно в день слушания - 14 марта 2018 г. в 17 часов, т.е. уже после состоявшегося в 12 часов судебного разбирательства, что подтверждается протоколом судебного заседания, в связи с чем данные ходатайства не могли быть разрешены судом первой инстанции.
Иных доводов в апелляционной жалобе не содержится. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено. Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 14 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ПАО "ФСК ЕЭС") Б. - без удовлетворения.