Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 16.10.2018 по делу N 33-45978/2018
Требование: О признании незаконным решения и обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он, имея необходимую выслугу лет, обратился к ответчику с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, ответчиком было отказано в постановке на учет в связи с ухудшением жилищных условий, с решением ответчика он не согласен, считает, что выводы комиссии являются незаконными и необоснованными.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Московского городского суда от 16.10.2018 по делу N 33-45978/2018
Требование: О признании незаконным решения и обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он, имея необходимую выслугу лет, обратился к ответчику с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, ответчиком было отказано в постановке на учет в связи с ухудшением жилищных условий, с решением ответчика он не согласен, считает, что выводы комиссии являются незаконными и необоснованными.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2018 г. по делу N 33-45978
Судья Перепечина Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Удова Б.В.,
судей Мухортых Е.Н., Бобровой Ю.М.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе представителя истца Ш.В.В. по доверенности Р. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 05 июня 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении требований Ш.В.В. к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии и обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - отказать в полном объеме,
установила:
Ш.В.В. обратился в суд с иском к ФСИН России о признании решения комиссии ФСИН России от 11.08.2016 об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании ФСИН России принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ЕСВ).
В обоснование заявленных требований указал, что имея необходимую выслугу лет, обратился в ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения ЕСВ. Комиссией ФСИН России отказано в постановке на учет в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году в соответствии с
п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369. С решением комиссии ФСИН России истец не согласен, считает, что выводы заседания комиссии ФСИН России, содержащиеся в выписке из протокола N 60 от 11.08.2016, являются незаконными и необоснованными, поскольку после перерегистрации супруги по месту жительства истца норма в 15 кв. м, предоставляемой площади на человека не превышена, а также были нарушены сроки рассмотрения рапорта (20.02.2014) о постановке на учет для получения ЕСВ.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Ш.В.В. и его представитель по доверенности Р. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности К.А.С. в судебном заседании просил в иске отказать в полном объеме, поскольку супруга истца проживала в квартире, оформленной по договору социального найма, что в дальнейшем влекло за собой право супруги истца участвовать в приватизации данной жилой площади. ФСИН посчитало, что данный факт может быть намеренным ухудшением жилищных условий.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца Ш.В.В. по доверенности Р.И.Ю.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Ш.В.В. по доверенности Р.И.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФСИН России по доверенности К.А.С., полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 20.02.2014 Ш.В.В., <...> г.р., подполковник внутренней службы старший преподаватель цикла специальных дисциплин ФКОУ ДПО СМУЦ ГУФСИН России по Новосибирской области, обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Выслуга Ш.В.В. в календарном исчислении составляет более 22 лет.
Заявителем представлены документы на состав семьи 4 человека: он, супруга - Ш. (Р.) Ю.В., <...> г.р., дочь - Ш.Д.В., **.**.**** г.р., сын - Ш.В.В., **.**.**** г.р.
Заявитель с 2000 г., супруга с 08.11.2013, дочь с 2004 г. и сын с 29.01.2010 г. по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 55,1 кв. м по адресу: <...> принадлежащем на праве общей совместной собственности матери К.Т.С. и брату заявителя Ш.Ю.В.
По данному адресу представлена выписка о начислении из лицевого счета и выписка из домовой книги, согласно которой на жилплощади постоянно зарегистрировано 6 человек.
Ранее супруга заявителя с 2003 г. по 31.10.2013 была постоянно зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 45.2 кв. м по адресу: Новосибирская обл., г. Б*****, на основании ордера на имя отца супруги заявителя Р.В.В.
По данному адресу представлена ведомость начислений за оплату по лицевому счету и выписка из домовой книги, согласно которой на жилплощади было постоянно зарегистрировано 4 человека.
К рапорту заявителем приложены справки из БТИ и выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра, в том числе на девичью фамилию супруги заявителя.
Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории Российской Федерации Ш.В.В. и члены его семьи не имеют.
Ранее Ш.В.В. единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
Комиссией ФСИН России от 11.08.2016 (протокол N 60) принято решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с
п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году. Вывод Комиссии ФСИН России основан на том обстоятельстве, что супруга заявителя в 2013 году самостоятельно выписалась из жилого помещения общей площадью 45,2 кв. м по адресу: Новосибирская обл., г. Б*****, которое предоставлено на основании ордера на имя отца супруги заявителя Р.В.В.
Разрешая спор и отказывая Ш.В.В. в удовлетворении исковых требований к ФСИН России, суд первой инстанции, сославшись на положения
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации,
ст. ст. 1,
4 и
12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
п. п. 5 и
12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы..., утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, исходил из того, что член семьи заявителя - его супруга Ш.Ю.В. совершила действия, указанные в
части 8 статьи 4 Закона, повлекшие ухудшение жилищных условий, в связи с чем подлежит принятию на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных действий.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и
ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
п. п. 1 -
3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Между тем, в силу требований
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу
20 раздела III "Определение размера единовременной социальной выплаты" Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений
пунктов 18 и
19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что совершение сотрудником или членом его семьи намеренных действий, имеющих целью получение единовременной социальной выплаты в большем размере, является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Как видно из материалов дела, до 08.11.2013 супруга заявителя Ш.Ю.В. была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 45.2 кв. м по адресу: Новосибирская обл., г. Б*****, где на каждого из проживающих приходилось по 11,3 кв. м (45, 2 кв. м / 4). С 08.11.2013 Ш.Ю.В. зарегистрировалась к супругу в жилое помещение общей площадью 55,1 кв. м по адресу: <...> в котором на каждого проживающего приходится по 9, 18 кв. м (55, 1 кв. м / 6). Следовательно, в результате указанных действий Ш.Ю.В. заявитель может претендовать на получение ЕСВ в большем размере. В этой связи, указанные обстоятельства обоснованно расценены комиссией ФСИН России как совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере.
Таким образом, указанные действия истца в силу положений
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и
пп. "б" п. 15 Правил дают право комиссии для отказа в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения сотрудником указанных намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
С учетом изложенного, вывод суда об отказе в удовлетворении требования Ш.В.В. является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом дана неверная оценка факту снятия Ш.Ю.В. с регистрационного учета, не учтено, что она зарегистрировалась по фактическому месту жительства, где проживала с семьей в течение более 10 лет, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств необходимости снятия супруги с регистрационного учета по адресу квартиры отца в материалы дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что перерегистрация супруги не влияет на право истца состоять на учете на получение ЕСВ, основанием для отмены обжалуемого решения и удовлетворения иска не являются, поскольку при установленном факте намеренного ухудшения истцом жилищных условий с намерением приобретения ЕСВ в большем размере, основания для постановки истца на учет отсутствовали.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию стороны истца, высказанную в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 05 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.