Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского городского суда от 30.06.2020 по делу N 33-11528/2020
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: Об устранении нарушений правил пожарной безопасности.
Обстоятельства: В помещении ответчика подразделением МЧС России выявлены нарушения установленных правил пожарной безопасности. Ответчику выдано предписание об устранении нарушений. В связи с неисполнением предписания обращение направлено в прокуратуру.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Московского городского суда от 30.06.2020 по делу N 33-11528/2020
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования: Об устранении нарушений правил пожарной безопасности.
Обстоятельства: В помещении ответчика подразделением МЧС России выявлены нарушения установленных правил пожарной безопасности. Ответчику выдано предписание об устранении нарушений. В связи с неисполнением предписания обращение направлено в прокуратуру.
Решение: Удовлетворено в части.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июня 2020 г. по делу N 33-11528/20
Судья: Шокурова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Ворониной И.В.,
судей Лемагиной И.Б., Мошечкова А.И.,
при помощнике Каспар А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское дело N 2-2475/19 по апелляционной жалобе ОАО "Мосгипротранс" на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 16 сентября 2019 г., которым постановлено:
Обязать ОАО "Мосгипротранс" в помещении, расположенном по адресу: <...> устранить выявленные нарушения пожарной безопасности в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, а именно - дооборудовать здание автоматической установкой пожаротушения, за исключением 17, 18, 19, 20 и 23 этажей, в удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с ОАО "Мосгипротранс" в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
установила:
Прокурор СВАО города Москвы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "Мосгипротранс" об обязании выполнить действия по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности в помещениях по адресу: ***, мотивируя тем, что по результатам внеплановых проверок, проведенных с 17.10.2018 по 24.10.2018 3 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве по указанному адресу выявлены следующие нарушения: имеющаяся лестница в здании предназначена для сообщения между подвальным и первым этажом не ограждена противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; здание высотой более 30 метров не дооборудовано автоматической установкой пожаротушения (кроме 2-го этажа); не проведены не реже 1 раза в 5 лет эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний. В связи с тем, что нарушения требований пожарной безопасности не устраняются ОАО "Мосгипротранс" в течение длительного времени, 3 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по города Москве обратился в прокуратуру СВАО города Москвы с указанной информацией для принятия мер прокурорского реагирования. Прокурор СВАО города Москвы в интересах неопределенного круга лиц просил обязать ОАО "Мосгипротранс" в срок до 04.11.2019 устранить выявленное нарушение пожарной безопасности по адресу: *** - дооборудовать здание высотой более 30 метров автоматической установкой пожаротушения (кроме 2-го этажа).
Старший помощник прокурора СВАО города Москвы Ш. в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ОАО "Мосгипротранс" Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что 17, 18, 19, 20, 23 этажи из 26 этажей ответчику на праве собственности не принадлежат.
Представитель третьего лица 3 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по городу Москве в судебное заседание не явился, извещен.
Суд постановил вышеприведенное решение.
ОАО "Мосгипротранс" обжалует решение суда по доводам апелляционной жалобы, как незаконное.
Заслушав стороны, проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. В случае если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч. 1.1 и 1.2 ст. 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу ст. 6 указанного закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации). Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно п. 1 и 2 Положения о государственном пожарном надзоре (утвержденному Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820) в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность по проверке соблюдения юридическими лицами требований пожарной безопасности, основной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан.
В соответствии со ст. 21 Закона города Москвы N 13 "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ руководители организации также обязаны: содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно ст. 1 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 37 указанного закона руководители организации также обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, однако руководством ответчика реальных мер по устранению нарушений противопожарной безопасности принято не было.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой СВАО города Москвы совместно с Государственным инспектором по пожарному надзору 3 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по городу Москве проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в помещении ответчика, расположенного по адресу: <...>, были выявлены нарушения установленных правил пожарной безопасности: имеющаяся лестница в здании предназначена для сообщения между подвальным и первым этажом не ограждена противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; здание высотой более 30 метров не дооборудовано автоматической установкой пожаротушения (кроме 2-го этажа); не проведены не реже 1 раза в 5 лет эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний, что подтверждается актом проверки N 519 от 29.11.2017.
ОАО "Мосгипротранс" выдано предписание N 531/1/1 от 29.11.2017 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.04.2019.
Частично нарушения противопожарной безопасности были устранены.
ОАО "Мосгипротранс" выдано предписание N 208/1/1 от 10.04.2019 об устранении нарушений требований пожарной безопасности: здание высотой более 30 метров не дооборудовано автоматической установкой пожаротушения (кроме 2-го этажа), срок устранения нарушения требования пожарной безопасности был установлен до 04.11.2019.
Предписания не отменены, недействительными, незаконными не признавались.
В здании по адресу: *** имеются другие собственники помещений: 17, 23 этажи - ООО "***", 18,19 этажи - гражданин РФ ***, 20 этаж - ОАО "***".
Поскольку ответчику полностью не принадлежит здание по вышеуказанному адресу, районный суд возложил на ОАО "Мосгипротранс" обязанность устранить выявленные нарушения пожарной безопасности в помещении, расположенном по адресу: *** в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, а именно - дооборудовать здание автоматической установкой пожаротушения, за исключением 17, 18, 19, 20 и 23 этажей.
Судебная коллегия в силу ст. 327.1 ГПК РФ проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы ОАО "Мосгипротранс", находит их частично заслуживающими внимание.
Поскольку суд первой инстанции не определил юридически значимым обстоятельством принадлежность помещений в здании ответчику, не предложил представить актуальную выписку из ЕГРН, судебная коллегия в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ и разъяснениями в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" приняла новые и дополнительные доказательства.
Согласно выписке из ЕГРН от 8.06.2020, здание по адресу: *** принадлежит ОАО "МОСГИПРОТРАНС" за исключением 17,18, 19, 20, 21, 22 и 23 этажа.
7.11.2019 управление по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве вынесла ответчику предписание дооборудовать автоматическую установку пожаротушения (кроме 2 этажа) в указанном здании в срок до 3.05.2021.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, а не Гражданского кодекса РФ.
В силу п. 3 ст. 196 ГК РФ, суд рассматривает дело в переделах заявленных требований.
Прокурор в иске просил дооборудовать здание ответчика автоматической установкой пожаротушения (кроме 2-го этажа).
Судебная коллегия отменяет решение суда в части определения объема здания, подлежащего дооборудованию автоматической установкой пожаротушения, принимает в этой части новое решение об обязании ОАО "Мосгипротранс" дооборудовать здание по адресу: *** автоматической установкой пожаротушения, за исключением 2, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 этажей, изменяет решение суда в части срока его исполнения, который устанавливает с учетом требований разумности, объема работы и затрат, а также предписания контролирующего органа до 3.05.2021.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве соответчиков иных лиц основан на неправильном толковании норм процессуального права, поскольку принятым судебным актом права и законные интересы иных лиц не затронуты, решением возложена обязанность на ОАО "МОСГИПРОТРАНС" по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности - оборудовать здание автоматической установкой пожаротушения за исключением этажей, принадлежащих иным лицам.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного заседания в связи с рассмотрением в Арбитражном суде г. Москвы дела N А40-176615/19 о признании недействительным предписания от 10.04.2019 N 208/1/1. Производство по этому делу 13.11.2019 прекращено Арбитражным судом г. Москвы в связи с отказом от заявления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нормативно-правовые акты в области пожарной безопасности, вступившие в силу после ввода в эксплуатацию здания до 1992 года, применению не подлежат, являются несостоятельными
В силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).
Закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие Технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Нормы НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.
Приказы, утвердившие данные нормы правил безопасности, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 27.06.2003 под регистрационными номерами 4836.
Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты общество обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе Сводами правил, НПБ 110-03, содержащими требования пожарной безопасности.
Выявленные 3 РОНПР Управления по СВАО МЧС России по г. Москве нарушения в рассмотренном случае касаются безопасности людей, в связи с чем вопрос о возможности эксплуатации объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
В связи с этим период постройки и введения объекта недвижимости в эксплуатацию не освобождают общество от соблюдения действующих (введенных после сдачи здания в эксплуатацию) норм и правил. Указанная правовая позиция нашла свое отражение в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019 N 306-КГ18-21677.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 16 сентября 2019 г. отменить в части определения объема здания, подлежащего дооборудованию автоматической установкой пожаротушения, изменить в части срока его исполнения.
Изложить резолютивную часть решения в отмененной, измененной части в следующей редакции.
Обязать ОАО "Мосгипротранс" в срок до 3.05.2012 дооборудовать здание по адресу: *** автоматической установкой пожаротушения, за исключением 2, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 этажей.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.